Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На фоне энергетического кризиса Европа отчаянно ищет альтернативу российским ресурсам, пишет "Хуаньцю шибао". Но в краткосрочной перспективе это сделать сложно. Зависимость ЕС от России, которую он считает "ненадежным поставщиком", обернулась против него самого.
По мере обострения европейского энергетического кризиса ключевые державы ЕС прикладывают все больше усилий по поиску альтернативных источников энергоснабжения. Правительство Германии объявило, что в начале октября канцлер Олаф Шольц посетит Ближний Восток. Эта новость еще сильнее подчеркивает нынешнее ощущение неотложности в европейской энергетической дипломатии.
После нефтяного кризиса 1970-х годов страны ЕС в целом поняли, что стабильные источники поставок и международная рыночная среда являются ключом к обеспечению нормального энергоснабжения и контроля над ценами. По этой причине на протяжении многих лет союз развивал сотрудничество с государствами Ближнего Востока, Африки, Центральной Азии и других регионов, пытаясь сформировать диверсифицированную энергосеть, чтобы "не класть все яйца в одну корзину". С 1990 годов суть дипломатического курса Европы начала отражаться в разных изданиях документов по энергетической политике ЕС. После того, как разразился украинский конфликт, потребность в диверсификации поставок энергоресурсов и ее значение достигли небывалых высот.
На самом деле ключевое направление энергетической дипломатии Евросоюза неразрывно связано с его восприятием внешней обстановки энергетической безопасности. В течение долгого времени после нефтяного кризиса считалось, что у стран Ближнего Востока возникали прецеденты с использованием энергии в качестве политического инструмента. Принимая во внимание неустойчивость ситуации в этом регионе, затрудняющую обеспечение стабильных поставок, ЕС сосредоточил свои действия немного на другом направлении и после холодной войны продолжил углублять энергетическое сотрудничество с Россией. С точки зрения торгово-экономических показателей Москва стала одним из крупнейших поставщиков энергии в регион. В 2021 году на РФ пришлось 24,8% и 39,2% объема импорта нефти и природного газа ЕС соответственно.
Однако после украинского конфликта Европа стала рассматривать Россию как "ненадежного поставщика" и позиционировать торговлю с ней как "финансирование врага". Поэтому вместо Москвы главы стран региона обратились к Ближнему Востоку и Африке, хватаясь за эти "спасательные соломинки" и пытаясь рассредоточить огромные объемы импорта российских ресурсов по другим странам. Кроме того, поскольку стремительный рост цен на природный газ повлек дефицит электроэнергии и стремительное повышение ее стоимости, ЕС вновь обратился к угольной энергетике как к экстренному решению, несмотря на уже начатый поэтапный отказ от нее. Он стал уделять больше внимания традиционным экспортерам, таким как Индонезия, Австралия и Южная Африка, и налаживанию экономических и торговых отношений с ними.
Боян Рашев: Европа сама сделала себя зависимой от газаЕвропейские лидеры полностью провалили свою энергетическую политику, заявил в интервью Болгарскому Радио эксперт по ресурсам Боян Рашев. Сейчас ЕС совершает ошибки и с угольными электростанциями, что только увеличивает его зависимость от газа.
13.09.202200
Сейчас можно сделать вывод, что объем импорта нефти и газа из России будет постепенно сокращаться. Но в то же время европейская энергетическая дипломатия по-прежнему сталкивается с такими проблемами, как "гарантия поставок" и "стабилизация цен". В плане поставок те "надежные источники", на которые рассчитывал ЕС, оказались не такими стабильными, как он представлял. Администрация Джо Байдена ранее заявляла, что значительно расширит экспорт сжиженного газа в еврозону, но потом поменяла приоритеты, поставив во главу снабжение США. Премьер-министр Норвегии и вовсе опроверг возможности страны увеличить транспортировки газа в Европу, а Катар заявил, что "ни одна страна не может заменить российский газ". Обстановка с безопасностью и политические беспорядки в некоторых частях Ближнего Востока и Африки тоже вносят неопределенность в будущее энергоснабжения ЕС.
Что касается цен, тут нет надежной связи между диверсификацией импортеров и снижением стоимости энергоресурсов. Высокая цена на энергоносители в мире – результат совокупного воздействия и взаимного влияния геополитического кризиса и дисбаланса спроса и предложения. В подобной рыночной среде странам приходится выбирать решения, позволяющие максимизировать экономические выгоды. На рынке СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе большой спрос, и странам ЕС приходится платить гораздо более высокую надбавку за спотовый газ, чем за российский трубопроводный.
В то же время Россия стремится построить механизм сотрудничества в области экспорта природного газа с Катаром и другими странами. На нефтяном рынке ОПЕК во главе с Саудовской Аравией и другие страны вне организации, например, Россия, сформировали систему "ОПЕК+", чтобы совместными усилиями предотвращать чрезмерное падение цен на нефть. Поскольку Европа нуждается в энергетических партнерах, она вынуждена подчиняться условиям рынка и колебаниям цен.
По сути, на фоне радикального "отмежевания от России" ЕС приходится отказываться от синицы в руках и искать журавля в небе — искать подходящие рыночные решения в контексте политизации вопросов энергетической безопасности. В долгосрочной перспективе, если ЕС сможет постепенно построить разумные и крепкие отношения сотрудничества в области энергетики с другими странами, его структура поставок станет более стабильной, но в краткосрочной перспективе европейским лидерам трудно облегчить свое нелегкое положение, когда они огибают всю планету в поисках нефти и газа.
Автор: Дун Ифань (董一凡) — научный сотрудник Европейского института Китайской академии современных международных отношений