Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Экономическая война между Россией и Западом вступила в довольно чувствительную фазу, пишет The Economist. При этом Европа оказалась на грани глубокой рецессии, а в России экономическая ситуация улучшается.
Текущие данные показывают, что российская экономика ослаблена, но постепенно укрепляется
Сегодня россиянам практически нечем хвастаться, и поэтому они довольствуются тем, чем можно. Тролли из социальных сетей размещают видео, предназначенные для европейского зрителя, которые показывают, как газовые плиты у россиян работают целыми днями на полную мощность. То, что в Берлине или Париже стоит сотни евро, в Москве обходится всего в несколько рублей. В этих издевках есть нечто ребяческое, но в них скрывается глубокая правда. Экономическая война между Россией и Западом вступила в довольно чувствительную фазу. Европа оказалась на грани глубокой рецессии, а в России экономическая ситуация улучшается.
Западные санкции, введенные в ответ на начатую в феврале Путиным спецоперацию на Украине, нанесли удар по долгосрочным экономическим перспективам России. Лишив девятую экономику мира доступа к зарубежным технологиям и ноу-хау, Запад как минимум наполовину сократил ее потенциал роста, о чем говорят прогнозы. Добыча нефти и газа, составляющая основу российской экономики, за время проведения военной операции уменьшилась на три процента. Она может сократиться еще больше, когда в конце года начнет действовать европейское эмбарго. За первые шесть месяцев боевых действий страну покинуло от 250 до 500 тысяч россиян, считает Лиам Пич (Liam Peach) из консалтинговой фирмы Capital Economics. В основном это люди высокообразованные и получающие хорошую зарплату.
Недавно Путин объявил частичную мобилизацию, и это стало новым ударом по экономике. Она спровоцировала паническое изъятие банковских вкладов, поскольку люди вновь испугались за будущее своей страны. По нашим оценкам, в сентябре люди сняли со своих рублевых счетов сумму, эквивалентную 14 миллиардам долларов. Это на треть больше, чем в феврале. Вероятно, примерно еще 300 тысяч россиян уехали из страны. Сокращение численности трудоспособного населения ведет к кадровому голоду, а это усугубляет проблему инфляции в России. Сейчас инфляция намного ниже своих пиковых значений, но ценовой прессинг в трудоемкой сфере услуг постепенно усиливается.
Однако несмотря на трудности, рецессия наверняка подходит к концу. Многие люди сомневаются в официальных данных по ВВП, но ощущение возросшей активности возникает из разных источников. Банк Goldman Sachs представляет "индикаторы текущей активности", которые отражают экономические показатели из месяца в месяц. Эти данные свидетельствуют, что текущая активность в России намного выше, чем в крупных европейских странах. По данным Сбербанка, после указа о мобилизации расходы уменьшились, но потом снова начали расти. Выпуск продукции в автомобильной промышленности, несколько месяцев назад упавший практически до нуля, также начал восстанавливаться. Это говорит о том, что автомобилестроителям удалось наладить снабжение, хотя и не из западных стран. В долларовом выражении ежемесячный объем товарного импорта в России сегодня наверняка превышает средние показатели за прошлый год.
В своих опубликованных 11 октября последних прогнозах МВФ улучшил экономические перспективы России на этот год. В апреле фонд прогнозировал падение российского ВВП на 8,5%. Теперь он ждет спада в 3,4%. Хвастать здесь нечем, но это вполне приемлемый показатель. Экономические данные свидетельствуют о том, что Россия сможет продолжать боевые действия. В конце сентября правительство издало проект бюджета на 2023-2025 годы. По словам Элины Рыбаковой из Института международных финансов, данный бюджет предусматривает серьезное увеличение военных расходов на предстоящие годы, и особенно на нужды "внутренней безопасности". Избежав экономического краха, Путин удвоит свои усилия, повысив ставки как на международной арене, так и у себя дома.