Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Сравнение Европы с "садом", а всего остального мира — с "джунглями" вырвано из контекста и "определенным образом" искажено, поспешил оправдаться Жозеп Боррель. Теперь он заявил о том, что уже весь мир все больше походит на джунгли, и задача европейцев — остановить это.
В последние дни возникла некая полемика из-за моих комментариев, с которыми я выступил перед студентами Колледжа Европы. Часть сказанного мною вырвали из контекста и определенным образом исказили. Хотелось бы разъяснить, что я имел в виду, чтобы не было недопонимания.
"В основе международного порядка должны лежать правила или закон джунглей?"
Жозеп Боррель
Метафора "сад" и "джунгли" — не мое изобретение. Кому-то она не по душе, так как среди прочих ею пользуются американские неоконсерваторы. Но я далек от этого направления политической мысли. На самом деле, эта концепция присутствует в научных и политических дебатах уже долгие годы, потому что она относится к простому вопросу, с которым мы сталкиваемся сегодня: в основе международного порядка должны лежать принципы, признанные всеми, независимо от могущества его участников, или воля сильнейшего, что часто называют "законом джунглей"?
К сожалению, мир, в котором мы сегодня живем, все больше и больше походит на "джунгли" и все меньше на "сад", так как во многих регионах мира закон сильнейшего разрушает согласованные международные нормы.
Такая тенденция вызывает всеобщую тревогу, в том числе в Европе, откуда мы ведем свое происхождение. Проект европейской интеграции с самого начала отвергал силовую политику. Нам удалось заменить силовые расчеты юридическими процедурами. Вот почему я говорил о "европейском саде". Благодаря нашему союзу мы укрепили мир и сотрудничество между странами, которые раньше воевали, и мы коллективно отстаиваем правила и законы.
Но сейчас в Европу вернулась война, и мы видим, как во всем мире происходит трансформация геополитики. Мы живет в мире политики с позиции силы, где взаимозависимость превращают в оружие, где страны все чаще применяют силу, угрозы и шантаж, добиваясь своего. Говоря о "джунглях", я имел в виду усиление беззакония и беспорядка в мире. В моих словах о "джунглях" нет расистского, культурного или географического подтекста. К сожалению, "джунгли" сегодня повсюду, в том числе на Украине. Мы должны серьезно отнестись к этой тенденции, и именно об этом я хотел сказать студентам. Безусловно, мы не должны отступать, прячась за стены и изоляционизм, которые дают ложное ощущение безопасности.
Кто-то неверно истолковал мою метафору, увидев в ней проявление "колониального евроцентризма". Мне жаль, если я кого-нибудь обидел. Я считаю, и я говорил об этом на прошлой неделе послам Евросоюза, что мы зачастую слишком евроцентричны, что нам надо быть скромнее и лучше понимать остальной мир, в том числе глобальный юг. Я всегда был против "крепости Европы" и всемерно содействую развитию отношений с другими частями нашего мира.
У меня достаточно опыта, и я знаю, что Европа и "Запад" несовершенны и что некоторые страны "Запада" порой нарушают международный правопорядок.
Тем не менее сегодня для нас, европейцев, главным вопросом являются действия России в отношении украинского суверенитета и норм международного права. Положительно то, что подавляющее большинство на Генеральной Ассамблее ООН столь открыто осудило их на прошлой неделе. Это показывает, что в мире много тех, кому нужна система, основанная на правилах, а не на принципе "кто сильнее, тот и прав". Отсюда следует, что "садовники", то есть желающие построить мирный и законный порядок, должны повсюду объединиться и совместными усилиями дать отпор "джунглям".
Всю свою жизнь я был решительно против любой формы высокомерия и расизма по отношению к кому бы то ни было. Находясь на своем нынешнем посту, я постарался посоветовать европейцам, студентам в Брюгге и послам ЕС, чтобы они не закрывались в нашем мире относительного комфорта, не пытались возводить стены с целью защиты, а больше контактировали с остальным миром, действовали открыто и видели этот мир таким, какой он есть, но не смотрели на него с позиций нашего евроцентризма.
Жозеп Боррель, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, заместитель председателя Еврокомиссии