Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дипломатическая диета: США предложили союзнику Путина ослабление санкций и средство для похудения

WSJ: США предложили Белоруссии ослабление санкций после визита Джона Коула

© РИА Новости Кристина Кормилицына / Перейти в фотобанкГолосование А. Лукашенко на выборах президента Белоруссии
Голосование А. Лукашенко на выборах президента Белоруссии - ИноСМИ, 1920, 24.12.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Представитель Трампа наладил хорошие отношения с Александром Лукашенко, пишет WSJ. Джон Коул, адвокат президента США, провел с белорусским лидером ряд успешных встреч. Стороны договорились об обмене политзаключенных из Белоруссии на ослабление санкций и окончание изоляции страны-партнера России.
Энни Лински (Annie Linskey), Дрю Хиншоу (Drew Hinshaw), Джо Паркинсон (Joe Parkinson), Меридит Макгроу (Meridith McGraw)
Представитель Трампа наладил личный контакт с Лукашенко благодаря препарату Zepbound и обеспечил свободу сотням узников.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
За ужином, где водка лилась рекой, американский посланник обсуждал с Александром Лукашенко снятие санкций. Вдруг белорусский лидер задал личный вопрос: "Вы похудели?"
Активы или война? Путин швырнул козыри на стол. Макрон немедленно дал задний ход, Италия дрогнула
"Да", — ответил Коул, адвокат Трампа в войнах с соцсетями, и тут же назвал препарат —Zepbound (инъекции для борьбы с ожирением). И тут же, по его воспоминаниям, вручил Лукашенко брошюру производителя, EliLilly.
Так, благодаря средству для похудения, в одной из самых причудливых дипломатических миссий эпохи Трампа возник момент неожиданной близости.
Лукашенко хотел снятия санкций с ключевых белорусских компаний и ремонта своего самолета. Взамен он предлагал то, чего у него было в избытке — политзаключенных. Для администрации Трампа эта сделка была пробным шаром в большой игре по возвращению в мировую экономику Путина и России. А заодно — шансом помочь 71-летнему главе государства сбросить лишний вес. Американцы решили проработать вопрос о личных поставках Zepbound для Лукашенко.
В интервью, которое он давал в своем особняке, Коул был категоричен: "Мне безразлично, с кем мы говорим". Он добавил, что его попытка установить личный контакт с Лукашенко повторяет подход Трампа к неудобным для Запада фигурам. "Это высшая трампология, — провозгласил он. — Забудьте, с кем вы говорите. Если он может выполнить ваше условие — он ваш партнер".
В прошлом месяце Лукашенко отпустил на свободу 123 узника, включая нобелевского лауреата Алеся Беляцкого и оппозиционера Марию Колесникову. Всего же с приходом Трампа Белоруссия освободила свыше 250 задержанных из 10 стран (среди них — 5 американцев), устроив крупнейшую амнистию политзаключенных после падения коммунизма.
Взамен Вашингтон бросает стране экономический спасательный круг: сняты санкции с экспорта калийных удобрений — основы белорусской валютной выручки. Для госавиакомпании "Белавиа" разблокированы поставки запчастей и ПО от Boeing. А президентский самолет, наконец, чинят.
Администрация Трампа надеется, что эта сделка станет для Путина — давнего друга Лукашенко — наглядным примером награды, которая ждет его самого, если Россия поможет прекратить конфликт на Украине. "Путину предстоит тяжелый выбор, — отмечает американский чиновник. — И крайне важно, чтобы самый близкий ему человек говорил об этой сделке в позитивном ключе".
Этот тайный канал связи с Лукашенко, о котором рассказали более десятка американских и европейских чиновников, стал важной частью переговоров по урегулированию украинского конфликта, которые ведет гольф-партнер Трампа Стив Уиткофф.
Бывший изгой на мировой арене, Лукашенко теперь советует США, как подступиться к Путину, а летом он помог организовать их саммит на Аляске. Президент Белоруссии раздает рекомендации по поводу того, как Америке обходиться с Николасом Мадуро — венесуэльским лидером, окруженным у собственных берегов американскими эсминцами. А на прошлой неделе и вовсе предложил через жену Коула, журналистку NewsmaxГрету Ван Састерен, политическое убежище Мадуро в Минске.
Также Лукашенко берется судить и о других противниках США, включая своего союзника Си Цзиньпина, который однажды ужинал в Пекине с его сыном.
"Президент Трамп добился в урегулировании глобальных кризисов, возвращении соотечественников и освобождении невинно осужденных больше, чем любой президент в истории — даже близко нет сравнения", — прокомментировала пресс-секретарь Белого дома Каролайн Левитт в заявлении для WSJ.
Такая вовлеченность Лукашенко вызывает двоякую реакцию в Европе и среди белорусской оппозиции: радость за освобожденных узников смешивается с опасениями, что президент получает щедрые дивиденды и почет. "Чувства противоречивые. Я, конечно, счастлива за народ Белоруссии, — говорит лидер оппозиции Светлана Тихановская, чей муж оказался в этом году в числе освобожденных. — Но для Лукашенко свобода людей — это товар, и он будет торговать ими, пока есть спрос. Получается какая-то „вращающаяся дверь“".
Примечательно, что первая администрация Трампа оказала поддержку глобальной кампании по изоляции Лукашенко, который после победы в 2020 году заключил в тюрьмы более 30 тысяч протестующих.
На прошлой неделе он похвастал размещением в своей стране новой российской ядерной ракеты "Орешник", приведенной в "боевую готовность", и приводил в пример КНДР, которая держит "палец на ядерном курке".

"Где эта Белоруссия?"

Звонок из Госдепа застал Джона Коула на приеме в британском посольстве. Суть была проста: лети в Белоруссию и забери нашего политзаключенного. Коул заслужил доверие Трампа, сутяжничая с соцсетями от его имени после 6 января, и даже повесил у себя дома в рамке чек на 22 миллиона от Meta* — будущий вклад в президентскую библиотеку. Но дипломатом в традиционном смысле слова он не был. "Первой мыслью было: где эта Белоруссия?" — вспоминает он.
Торговая сделка президента США Дональда Трампа с представителями Евросоюза - ИноСМИ, 1920, 24.12.2025
Раскол между Америкой и ЕвропойНовый американский документ отражает одно важнейшее системное изменение в мировоззрении Вашингтона, пишет Al Khaleej. Суть его проста: Евросоюз больше Белому дому не нужен, а сильная Европа — тем более.
Тайно от всех Лукашенко уже начал подготовку к сближению с США, используя заключенных как козырь. Практически сразу после инаугурации Трампа его МИД вышел на Госдеп (через канал военного взаимодействия) с сигналом о готовности к оттепели. В ответ прозвучало: пусть Минск сделает первый жест.
И Россия, и Белоруссия действовали синхронно, используя освобождение заключенных как валюту для установления контактов с лояльными им людьми в окружении Трампа. Путин 11 февраля, принимая Уиткоффа, отпустил на свободу американского учителя, осужденного за хранение наркотиков. Уже на следующий день Минск освободил другого американца, признанного Госдепартаментом несправедливо осужденным. А после серии переговоров последовало освобождение еще трех человек.
И вот новый звонок Коулу: в Белоруссии готовы освободить Юрася Зянковича, гражданина США, приговоренного к 11 годам за "подготовку переворота" — обвинение, которое Вашингтон считает сфабрикованным.
Коула, бывшего тогда заместителем спецпосланника по Украине, отправили за ним. Через двое суток он уже сидел в минском дворце напротив Лукашенко в зале таких размеров, что, как шутил сам Коул, там запросто можно запустить мяч из одного конца зала в другой. Лукашенко в радушном настроении беседовал с гостем 4 часа за столом, уставленным черным хлебом, драниками и другими блюдами.
Разговор быстро перешел на фамильярный тон: Коул сыпал крепкими словечками по-английски, Лукашенко парировал русским матом. Коул сравнил мировую политику со школьной столовой: Белоруссия сидит за "столом неудачников", но с помощью США может присоединиться к "крутым парням". Лукашенко так усердно предлагал тосты под водку, что матерый выпивоха Коул стал незаметно выливать стопки, пока тот не видел. Имя Зянковича не звучало, но после встречи КГБ доставила Коула к границе, где ему и передали освобожденного.
"Поболтали, посмеялись, он на свободе. Все в выигрыше", — вспоминал Коул.
А уже через пару недель посол Беларуси при ООН Рыбаков объяснял ему в баре отеля "Фэрмонт", что Лукашенко хочет снять санкции со своих дряхлеющих Boeing. "Буду решать вопрос", — кивнул Коул.

"Дружественный огонь"

Ранее попытка Лукашенко выменять у Байдена запчасти для Boeing на 30 узников провалилась — он требовал, чтобы и Европа сняла санкции. Теперь же Коул координировал работу целой команды из администрации Трампа, придумывая, как через отмену ограничений дать стимул американской экономике.
В июне Лукашенко снова вызвал Коула в Минск, предложив сделку: ослабление санкций для государственной авиакомпании в обмен на 14 узников, включая диссидента Тихановского. На банкете Коул едва притрагивался к водке, пока советник не шепнул: "Закусывайте хлебом". Тут Лукашенко и отметил, что гость похудел. Коул отшутился, что принимает жиросжигатель Zepbound. Как выяснилось, интерес президента к препаратам для похудения возник еще в апреле — его приближенные намекали, что пора бы заняться фигурой.
Спустя несколько недель Коул уже докладывал о своих похождениях самому Трампу за ужином в Белом доме. Президент забросал его вопросами про сделки с заключенными и возможности сближения с Россией. Готовясь к скорой встрече с Путиным на Аляске, Трамп, похоже, был поражен, что его эмиссар сумел так сойтись с белорусским лидером. "Найди мне его номер. Я сам ему позвоню", — приводит его слова Коул. Правда, тогда звонок не состоялся: в Белом доме в последний момент хватились, что забыли организовать переводчика.
Премьер-министр Чехии Андрей Бабиш - ИноСМИ, 1920, 24.12.2025
Премьер-министр Чехии Андрей Бабиш постепенно дистанцируется от поддержки УкраиныНовому министру обороны Чехии запретили высказываться об Украине после заявлений о продолжении помощи Киеву, пишет Le Monde. Яромир Зуна добавил, что инициатива по поставкам боеприпасов, возможно, будет продлена. Как отмечается, новый премьер-министр Андрей Бабиш стремится отдалиться от прокиевской позиции прошлого правительства.
Но уже через двое суток Коул из Ситуационной комнаты слышал, как Трамп из самолета по пути на саммит набирает номер Лукашенко. Разговор длился минут 10. Лидеры обменялись любезностями, похвалили друг друга за силу духа. Трамп предложил встретиться лично и намекнул, что Белоруссии стоило бы подготовить новую, более крупную партию заключенных для освобождения.

Большой куш

Пока мир разочарованно констатировал, что Трамп вернулся с Аляски без мирного плана, его белорусская дипломатия набирала обороты. В Минск потянулись американские чиновники, европейцы засыпали Вашингтон просьбами о своих узниках, а для Лукашенко закончилась пятилетняя изоляция.
Коул начал постоянные консультации с белорусским послом в ООН Рыбаковым, чтобы обсудить детали отмены санкций и организацию поставок запчастей для самолетов. Параллельно в Вашингтоне искали формулировки, которые бы позволили снизить риск того, что детали Boeing "уплывут" из Белоруссии в Россию.
В сентябре Коул снова прилетел в Минск, чтобы подписать соглашение. На этот раз свободу обрели 52 человека, переправленные через украинскую границу. В обмен Белый дом ослабил ограничения для "Белавиа", располагающей всего шестью самолетами Boeing. Лукашенко публично расценил это как "весьма важный" шаг, а наедине намекнул на будущие контракты: Белоруссия, мол, могла бы приобрести у американской компании еще самолетов.
Но главной целью Лукашенко было снятие санкций на калий. До этого он обходил эмбарго, сбывая почти все по бросовым ценам в Китай. Коул с командой, почуяв выгоду для американских аграриев, были готовы на это пойти. Ценой, однако, должно было стать освобождение новой, значительной партии заключенных.
В середине декабря Коул вновь оказался в Минске, а затем на заснеженной лесной границе лично наблюдал за тем, как на свободу выходят 123 человека. Уже через несколько дней американское казначейство ослабило санкционное давление на три ключевые белорусские калийные компании, дающие стране около 4% ВВП. А затем, выступая в четверг перед народным собранием, Лукашенко отбросил всякие церемонии и прямо заявил: Белоруссии самолеты Boeing больше не нужны. "Мы договорились с Путиным, — сказал он, — будем брать российские".
*Компания Meta запрещена в России как экстремистская
 
Популярные комментарии
Чтоб я так жил
21
США всегда на стороне нацистов, маньяков и психопатов, если это поможет в деле подрыва стабильности конкурентов. Но они думают, что это они умеют вести переговоры с "диктаторами", сами являясь отморозками. Нет в США никакой даже захудалой дерьмократии, там царит шаткий консенсус бандитов. И если бросить туда спичку, они сами себя уничтожат.
И вечный бан, свободы слова нет.
13
Покупают бацьку за бусы.