Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Скачок цен на газ угрожает европейской индустрии моды, пишет WSJ. Производство текстиля требует много энергоресурсов, а представители малого и среднего бизнеса, доминирующие в этой отрасли, не могут за них заплатить.
Стейси Майхтри (Stacy Meichtry), Дженни Страсбург (Jenny Strasburg)
Энергетический кризис, из-за которого уже закрылись сталелитейные и алюминиевые заводы по всей Европе, теперь перекинулся и на индустрию моды.
Тысячи небольших фабрик и мастерских, поставляющих свою продукцию таким брендам, как Gucci и H&M, были вынуждены посмотреть в лицо новой суровой реальности: их бизнес-модели рушатся из-за резкого роста цен на природный газ и электричество, ставшего следствием специальной военной операции России на Украине и решения Москвы сократить поставки газа на континент. Расходы на электроэнергию для многих производителей текстиля выросли с 5% от общей суммы производственных расходов до 25%, что резко снизило показатели доходности. Об этом свидетельствуют данные европейской группы по торговле текстилем и одеждой Euratex.
По словам производителей текстиля, электроэнергия подорожала настолько сильно, что коммунальные предприятия и другие поставщики электроэнергии, обеспокоенные тем, что они попросту могут не получить оплату за свои услуги, требуют от фабрик банковских гарантий или авансов наличными за несколько месяцев вперед. В Италии, которая является крупнейшим в Европе производителем текстильной продукции, многие фабрики сообщают, что они больше не в состоянии заключать контракты на покупку энергии, которые прежде защищали их от краткосрочных колебаний цен.
Италия и некоторые другие государства Южной Европы обратились к руководству Евросоюза с просьбой установить предел оптовых цен на газ во всех странах-членах блока. Между тем Германия и Нидерланды выступили против такого шага. Во вторник Еврокомиссия, исполнительный орган Евросоюза, опубликовала свои предложения в попытке получить полномочия для введения ценового ограничения на природный газ на основной торговой бирже блока.
В настоящее время проблемы возникают по всей цепочке поставок, от прядильных и ткацких машин, которые потребляют много электроэнергии, чтобы превратить тюки шерсти в пряжу, до красильных установок, где используются резервуары для воды и сушилки промышленных размеров, работающие на газе.
Изготовителям тканей довольно трудно переложить увеличившиеся производственные издержки на покупателей. Многие из них обязаны поставлять свою продукцию по тем ценам, которые были согласованы много месяцев назад. Рост стоимости электроэнергии, скорее всего, заставит многие бренды и ритейлеров перенести свой бизнес за пределы Европы, где цены на электроэнергию ниже. Сейчас на чаше весов оказались 1,2 миллиона рабочих мест в европейской индустрии текстильного производства.
Альберто Пакканелли (Alberto Paccanelli), который управляет текстильным предприятием на севере Италии, был ошеломлен, когда его счет за газ в июле подскочил до 660 тысяч евро – с 90 тысяч евро годом ранее.
"Сейчас мы наблюдаем, как целая европейская индустрия может попросту прогреть", – сказал Пакканелли.
По словам поставщиков, вместо того чтобы попытаться справиться с возросшими расходами, некоторые бренды уже переносят производство в другие страны, в том числе в Турцию, где производственные затраты ниже. Россия продолжает поставлять газ и нефть в Турцию. Энрико Гатти (Enrico Gatti), производитель шерсти, который поставляет свою продукцию Zara, H&M и другим брендам, сказал, что в этом году количество заказов для него и других производителей текстиля в тосканском городе Прато сократилось на 50%.
Пресс-секретарь H&M заявила, что компания "постоянно развивает сеть поставщиков, чтобы снизить растущие затраты на энергию, сырье и транспортировку".
Компания Inditex, которой принадлежит бренд Zara, утверждает, что гибкие производственные отношения позволяют ей вносить изменения в процесс производства по мере необходимости.
Проблемы модной индустрии обнажают увеличивающийся разрыв между европейскими странами, старающимися оградить национальные отрасли от роста цен на газ, и теми странами, которые не могут себе этого позволить. Германия объявила о мерах поддержки в условиях подорожания электроэнергии на общую сумму почти 300 миллиардов евро, включая введение ограничения цен на электроэнергию и газ. Франция планирует потратить сто миллиардов евро на собственные меры по борьбе с кризисом.
Между тем у Италии недостаточно средств для принятия сходных мер. Государственный долг страны составляет около 150% от ее ВВП, а новый премьер-министр Джорджа Мелони (Giorgia Meloni) уже пообещала ограничить государственные расходы.
Как сообщает брюссельский аналитический центр Bruegel, по состоянию на конец сентября Италия выделила 59 миллиардов евро – 3,3% своего ВВП – на меры по защите предприятий и домохозяйств от энергетического кризиса. Между тем на решение этих проблем Германия выделила сто миллиардов евро или 2,8% своего ВВП, а Франция – 72 миллиарда евро или 2,9% ВВП.
Путин и туалетная бумага: цены на товар оказались под давлением из-за запрета на ввоз березы из России и Белоруссии Страны Запада ограничили ввоз древесины из России еще весной, но на некоторых товарах это отразилось только сейчас, пишет La Repubblica. Так, нехватка березы привела к проблемам с производством туалетной бумаги – она стала тоньше и дороже.
19.10.202200
Такое расхождение подрывает единый товарный рынок Евросоюза, считает Жан-Франсуа Пьер Грибомон (Jean-François Pierre Gribomont), председатель текстильной компании Utexbel. Его ткацкое предприятие в Бельгии платит 193 евро за мегаватт-час, и это вдвое больше, чем год назад. По словам Грибомона, во Франции, которая выделила субсидии на решение этой проблемы, его предприятие платит 123 евро за мегаватт-час, то есть примерно на 50% больше, чем в прошлом году. "Зачем нам такая единая Европа, если каждая страна может делать то, что ей вздумается", – сказал он.
Михаэль Энгельхардт (Michael Engelhardt), глава отдела энергетической политики берлинской торговой ассоциации Textil+Mode, считает, что немецкие текстильные предприятия и модные компании могут извлечь больше выгоды из государственной помощи, нежели их коллеги в некоторых других европейских странах. Однако им все равно приходится бороться за государственное финансирование с другими отраслями в стране. "Если у вас возник вопрос, у кого самые глубокие карманы, то да, у Германии всегда все хорошо", – сказал он.
Производители текстильной продукции опасаются, что они могут оказаться в самом конце очереди, если этой зимой европейским столицам придется нормировать потребление газа. Дело в том, что их продукция считается менее важной по сравнению с продукцией других энергоемких отраслей, например, стекольной или металлургической.
"Всем понятно, что, если у вас закончатся свежие новые рубашки, это не станет концом света", – пояснил Дирк Вантигем (Dirk Vantyghem), генеральный директор торговой группы Euratex. Но он и другие представители отрасли говорят, что индустрия моды тесно связана с производством технического и медицинского текстиля, который используется при изготовлении воздушных фильтров, лопастей ветряных двигателей, искусственных суставов и автомобильных покрышек.
Устойчивые поставки недорогого российского газа позволяли производителям по всей Европе развиваться на протяжении нескольких десятилетий, несмотря на усиление конкуренции за рубежом.Согласно последним данным Всемирной торговой организации, за последние 20 лет доля Европы в мировом экспорте текстиля снизилась, а Китая – увеличилась в четыре раза до более чем 40% по состоянию на 2020 год – это в два раза больше доли Евросоюза в 2020 году.
В индустрии моды в Европе доминируют малые и средние фирмы, которые налаживают тесное сотрудничество с дизайнерскими домами и углубляют свою специализацию на протяжении поколений.
Прядильные и ткацкие машины потребляют большое количество электроэнергии, превращая исходное волокно, импортированное из Новой Зеландии и Австралии, в тонкие нити и ткани. Затем материал окрашивается в гигантских резервуарах, работающих на природном газе. Нишевые компании разработали методы высококачественной отделки, которые требуют квалифицированной рабочей силы и на выходе позволяют получать больше прибыли.
Такие фирмы со временем сгруппировались в нескольких крупных центрах, таких как шелковый район озера Комо в Италии и тосканский город Прато, где собрались производители шерсти. Это сотрудничество дало небольшим фирмам возможность замахнуться на более амбициозные цели и конкурировать по цене и качеству с Китаем и Турцией, производя ткани для брендов с глобальным охватом.
Когда год назад цены на энергоносители начали расти, многим небольшим фирмам стало трудно покрывать дополнительные расходы. За год природный газ в Европе подорожал практически в десять раз, достигнув пика в конце августа. Производителям пришлось вносить изменения в коллекции, цены на которые были просчитаны еще в начале года.
Маурицио Сарти (Maurizio Sarti), производитель элитной шерсти из Тосканы, признался, что очень спешил выполнить заказы за два месяца, однако ему все равно не удалось угнаться за растущими ценами на газ. "Вы устанавливаете цену, а затем стоимость газа удваивается, – объяснил он. – Я не могу переложить этот прирост расходов на клиента".
Винченцо Канджоли (Vincenzo Cangioli), еще один производитель высококачественной шерсти из Прато, внезапно обнаружил, что больше не может продлить долгосрочное соглашение на покупку газа ни при каких условиях. В результате ему пришлось покупать газ ежемесячно. Его счет за июль составил 340 тысяч евро, хотя в 2021 году он заплатил 450 тысяч евро за все 12 месяцев.
"Если сравнить показатели деятельности моей компании за февраль и за июль, создается впечатление, что это две совершенно разные компании, и это сильно пугает", –сказал он.
Гвидо Нести (Guido Nesti), владеющий красильным предприятием в Прато, где работают 30 человек, в сентябре разговаривал со своим поставщиком газа, надеясь продлить договор, срок действия которого обычно составляет год или более. Как и многие владельцы бизнеса в Италии, Нести предпочитал вести переговоры о покупке газа летом, когда спрос на топливо низок, а склады по всему континенту заполнены.
Зомбирование европейской экономики. Причина кроется не только в конфликтеЭкономические проблемы Европы нельзя полностью списать на украинский конфликт, пишет автор статьи на портале Nicola Porro. По его мнению, нынешнюю ситуацию создали политики и, если ее не исправить, баланс сил сместится в сторону противников Запада.
18.10.202200
Но на этот раз, по словам Нести, продавец попросил у него аванс, размер которого составлял оплату за целых два месяца. 65-летний предприниматель ушам своим не поверил. По его словам, по сравнению с прошлым годом цены на газ выросли в десять раз, в результате чего размер оплаты за два месяца оказался совершенно беспрецедентной суммой.
Нести рассказал об этом другому красильщику, работающему в этом же районе, – Фабио Реали (Fabio Reali), чей договор с поставщиком газа должен был истечь в декабре. Взяв за основу счета своего предприятия за июль и август, Реали вычислил, что ему придется единовременно выплатить около миллиона евро, если его поставщик тоже потребует от него аванс в размере оплаты за два месяца. Чтобы продержаться год, ему придется потратить более половины своего годового дохода в десять миллионов евро на оплату счетов за электроэнергию, тогда как прежде он тратил на них всего 10%.
По его словам, прежде стоимость газа была всего лишь "одной из тысячи производственных издержек", о которых он редко задумывался, а теперь она превратилась в "монстра, который нас пожирает".
Реали созвал экстренное совещание с руководителями отделов, сообщив им, что следующие две недели будут решающими. Нагревать огромные водяные резервуары для окраски тканей стало так дорого, что его компания может позволить себе всего два или три месяца убытков, прежде чем ей придется окончательно закрыться.
Реали постепенно поднимал цены на свою продукцию с тех пор, как Россия начала спецоперацию на Украине. Когда летом этого года Москва решила сначала ограничить, а потом и вовсе прекратить поставки по "Северному потоку", который был жизненно важным маршрутом транспортировки природного газа в Европу, цены на топливо подскочили более чем в десять раз по сравнению с тем, что Реали платил год назад.
Предприниматель не мог переложить рост расходов на своих клиентов. Один из верных покупателей его тканей, производитель шерстяных изделий Гатти, много лет умело вел переговоры с крупными брендами, преодолевая различные кризисы, в том числе пандемию.
По словам Гатти, недавно он отправил компании Zara ткани для выпуска образцов пальто и другой одежды, согласовав контракт на производство около 200 тысяч ярдов ткани для этого бренда. Но, когда он попросил компанию взять на себя дополнительные расходы на электроэнергию, с которыми столкнулись он и Реали, заказчик отказался от контракта.
Гатти сумел сэкономить немного денег, запуская механические ткацкие станки по вечерам, когда цена на электричество была ниже. Однако производство Реали не может похвастаться такой гибкостью. Выключение и нагрев гигантских красильных резервуаров требует большого расхода газа. По словам Гатти, если запускать их только на три дня в неделю, это приведет к задержкам в поставках и денежным штрафам со стороны Zara.
"Сильные бренды даже слышать об этом не хотят. Они стремятся сохранить свою прибыль", –добавил он.