Черногория становится все более cербской: как кандидат в члены ЕС готовится изменить курс

ЕП: в Черногории поражение правящей партии поставило од угрозу существование страны

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Черногории после поражения правящей партии на местных выборах пророссийский и сербский реванш выглядит практически неизбежным, пишет "Европейська правда". На кону –существование республики как отдельного государства.
Юрий Панченко
Важности местным выборам, произошедшим двадцать третьего октября, добавляет тот факт, что они прошли на фоне острого политического кризиса – уже месяц как президент Джуканович отказывается предоставить мандат новой просербской коалиции и предлагает провести досрочные выборы. А парламентское большинство взамен угрожает главе государства отстранением от власти.
Новые расклады увеличивают вероятность внеочередных парламентских выборов, ведь шансы сербской коалиции выиграть их существенно выросли. А одновременно это создает реальный вызов существованию Черногории как прозападной страны, усиливая там влияние Сербии и РФ.

От кризиса к кризису

Перманентный политический кризис в Черногории длится с 2020 года, когда на парламентских выборах Демократическая партия социалистов (ДПС) и ее союзники впервые потеряли большинство. Новую коалицию создали партии, опиравшиеся в первую очередь на национальные меньшинства, а ее лидером стала радикальная просербская партия "Демократический фронт".
При этом коалиция уверяла, что не ставит под сомнение курс Черногории в ЕС, что сосредоточится не на национальных вопросах, а на борьбе с коррупцией, а чтобы окончательно успокоить Запад, правительство было сформировано не из политиков, а из формально независимых экспертов во главе со Здравко Кривокапичем.
Несмотря на обещания, при этом правительстве сотрудничество Черногории с ЕС и НАТО существенно ухудшилось, власти активно продвигали интересы Сербской православной церкви, вызвав в 2021 году мощные протесты этнических черногорцев, а в придачу – в начале этого года правительство лишь формально одобрило санкции против РФ.
Это привело к расколу внутри коалиции. Из нее вышла небольшая партия URA, сформировавшая правительство меньшинства во главе с Дританом Абазовичем. Не обладая парламентским большинством, новое правительство, однако, могло рассчитывать на голоса ДПС. Впрочем, из-за токсичного коррупционного имиджа президентской партии, а особенно самого Мило Джукановича, о создании коалиции с ними речь не шла.
На короткое время страна вновь стала образцовым кандидатом в члены ЕС – в Брюсселе хвалили реформы нового правительства, а Черногорию вновь стали называть наиболее вероятным следующим членом Евросоюза.
Именно поэтому новый политический кризис оставался не за горами. Старт ему дал премьер Абазович, который неожиданно для всех подписал соглашение с Сербской православной церковью, гарантировав ей право собственности на большинство культовых сооружений, а в придачу – де-факто статус экстерриториальности, то есть все то, чего СПЦ добивалась от предыдущего правительства и что крайне негативно воспринималось этническими черногорцами.
В ответ прозападная оппозиция инициирует и одобряет вотум недоверия правительству Абазовича. Однако глава правительства договаривается со своими бывшими партнерами о восстановлении коалиции, которая действовала в 2020-2021 годах.
Последующие события лишь углубили политический кризис.
Старая-новая коалиция выдвигает на пост премьера Миодрага Лекича, политика еще югославских времен, который не поддерживал черногорскую независимость. Президент Джуканович находит формальный повод и отказывается внести эту кандидатуру в парламент. Также он предлагает провести досрочные парламентские выборы. В ответ на это в коалиции угрожают президенту отстранением, хотя процессуально это пока невозможно.
Месяц ситуация балансировала в таком виде – когда соцопросы давали оппонентам примерно равные шансы, стороны воздерживались от резких шагов и ждали ясность. Эту ясность и должны были принести выборы в тринадцати муниципалитетах, включая Подгорицу, что и произошло двадцать третьего октября.

Триумф новичков

Результаты выборов стали фиаско для президента Мило Джукановича и его партии ДПС. Последняя потеряла большинство в одиннадцати из четырнадцати муниципалитетов, где проходили выборы. Однако самым болезненным стала потеря столицы – ДПС проиграла в Подгорице впервые с момента восстановления независимости Черногории. Показатели Подгорицы особенно важны, учитывая то, что там проживает около трети населения страны.
Показательный момент: еще до парламентских выборов 2020 года в ДПС, тогда находившаяся у власти, решили упростить себе выигрыш в столице. Для этого в отдельный муниципалитет был выделен район Зета, где жили преимущественно сербы. Однако эта хитрость не сработала.
Черногорские политологи единодушны: впечатляющее поражение ДПС существенно увеличивает шансы на досрочные парламентские выборы. Вот только если раньше их требовал президент Джуканович, а коалиция была против то, теперь все будет наоборот – выборы добавили коалиции уверенности.
Кроме поражения президентской партии, местные выборы выдвинули еще несколько интересных моментов для размышлений. Еще одним неудачником этой гонки стала партия URA исполняющего обязанности премьера Дритана Абазовича. Члены партии действующего председателя правительства получили представительство лишь в девяти городских советах, и лишь в одном эта партия оказалась в тройке лидеров. Ухудшилась ее позиция и в столице, там URA будет иметь лишь самую маленькую фракцию.
Зато явным победителем выборов стал не "Демфронт", а другая о сербская партия "Европа сейчас", основанная всего полгода назад. Учредителями этой партии являются два министра правительства Кривокапич: Милойко Спаич (бывший глава министерства финансов и социального обеспечения) и Яков Милатович (экс-министр экономического развития).
"Европа сейчас" шла на выборы с откровенно популистскими лозунгами, предусматривающими увеличение минимальной пенсии и средней зарплаты и обещаниями обеспечить нулевую безработицу. Однако важнее то, что, работая в правительстве Кривокапича, оба министра запустили ряд социальных программ, что сейчас имеет свои политические результаты.
"Европа сейчас" с результатом 21,7% получила второе место в Подгорице, уступив лишь ДПС. А учитывая то, что мэров в Черногории выбирает городской совет, эта партия имеет высокие шансы получить и должность мэра столицы. Все это делает "Европу сейчас" новым мощным политическим игроком, который в случае досрочных выборов сможет претендовать и на пост премьера.
Парламент Черногории отправил в отставку самых прозападных министров — глав МИД и министерства обороны

Время испытаний

Для Черногории 2023 год должен стать переломным. Не будет преувеличением считать, что на кону стоит ее существование как отдельного государства. Просербская коалиция, хоть и акцентирует курс на членство в ЕС, тем не менее, способна надолго заморозить переговорный процесс. При этом в "Демфронте" есть политики, которые скептически относятся к независимости Черногории и считают черногорцев частью сербского этноса. Усиление партии "Европа сейчас" лишь несущественно снизит эти риски.
С одной стороны, лидеры партии имеют западное образование и реноме проевропейских сербов. С другой – они лоббируют привилегии для Сербской церкви, которая является главным агентом влияния "сербского мира" в регионе (и одновременно – и "русского мира"). Примером может послужить, утверждение Милойко Спаич, что без специального статуса для Сербской церкви невозможно создать в стране привлекательный инвестиционный климат.
Ситуация осложняется также тем, что весной следующего года в Черногории должны пройти и президентские выборы. Мило Джуканович завершает первую каденцию и теоретически имеет возможность баллотироваться снова. Впрочем, препятствием этому является его негативный имидж коррупционера. Долгое время в ДПС обсуждалась возможность постепенного ухода Джукановича от власти, включая выбор другого кандидата в президенты.
Чаще всего потенциальным "наследником" Джукановича называли мэра Подгорицы Ивана Вуковича. И нынешний низкий результат ДПС в столице и ожидаемая потеря Вуковичем должности мэра ставят этот сценарий под сомнение. При этом времени для "раскрутки" нового потенциального лидера у ДПС уже нет. Поэтому вероятным является сценарий, когда Джуканович снова будет баллотироваться в президенты, надеясь на свой рейтинг и, несмотря на свой еще больший антирейтинг.
Победа на президентских выборах кандидата от просербской коалиции – а шансы на это стремительно возросли – способна положить конец политическому кризису в Черногории. Однако одновременно такой "тандем" может не только развернуть геополитический курс страны, но и дать старт жесткому конфликту внутри общества – между этническими черногорцами, которые оказались меньшинством в своей стране, и сербами, которые получат в ней полную власть.
Последствия такого противостояния могут оказаться фатальными.
Обсудить
Рекомендуем