Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Неэффективное использование удобрений мясной промышленностью приводит к росту цен на продовольствие, усугубляет мировой голод и толкает фермеров к нищете, считают автор Project Syndicate. Нужно вместо мяса производить альтернативный белок, чтобы прокормить растущее население на потеплевшей планете.
Резкий рост цен на энергоносители и продовольствие вверг европейские страны в худший за последние десятилетия кризис стоимости жизни. COVID-19, украинский конфликт и изменение климата подстегнули рост цен на сырьевые товары, что привело к нехватке продовольствия в целом и быстрому падению продовольственной безопасности в развивающихся странах.
Но есть и хорошие новости: с помощью простого (но важного) изменения в производстве продуктов питания Европейский союз может снизить инфляцию цен на продовольствие и увеличить его мировые поставки.
Анализ консалтинговой фирмы SYSTEMIQ показывает: сократив производство мяса всего на 13%, что эквивалентно отказу европейских потребителей от мяса на один день в неделю, ЕС может перераспределить часть зерна и земли, использующихся в настоящее время для кормления скота, чтобы компенсировать 23 миллиона тонн пшеницы, произведенной Украиной в 2020 году.
Это неудивительно. В конце концов, мясо – заведомо нерентабельный источник питания. На каждые 100 калорий корма, потребляемого крупным рогатым скотом, мы производим только одну калорию говядины. В нынешнем виде мы используем огромное количество земли и удобрений для выращивания продуктов, которые может есть только домашний скот.
Между тем, из-за сокращения экспорта из России и Украины (на которые совокупно приходится более четверти всего производства удобрений) и сбоев в производстве по всей Европе, вызванных резким ростом стоимости газа, цены на удобрения за последний год выросли на 60%. "Чтобы предотвратить будущий кризис, нам нужно снизить цены на удобрения", – предупредиланедавно генеральный секретарь Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) Ребека Гринспан.
Простыми словами, неэффективное использование удобрений мясной промышленностью приводит к росту цен на продовольствие, усугубляет мировой голод и толкает фермеров к нищете. Перераспределение земель от производства мяса к производству зерновых, овощей, бобовых и альтернативного белка было бы гораздо более эффективным способом прокормить растущее население на потеплевшей планете. Например, для производства одного грамма говяжьего белка в среднем требуется 48 квадратных метров на каждый квадратный метр, необходимый для производства одного грамма белка из гороха.
Сокращение производства мяса в ЕС также принесет значительные климатические выгоды. В конце концов, животноводство производит столько же выбросов парниковых газов, сколько все вместе взятые автомобили, грузовики, самолеты и корабли. Согласно нашим расчетам, сокращение выбросов, связанных с животноводством, на пять миллионов тонн углекислого газа будет равносильно удалению с дорог Европы более четырех миллионов новых автомобилей, работающих на бензине.
Даже относительно скромное сокращение производства мяса в Европе окажет значительное глобальное воздействие. По данным ЮНКТАД, страны с низким уровнем дохода, страдающие от острой нехватки продовольствия, такие как Бенин, Сомали и Лаос, почти полностью зависят от импорта пшеницы из Украины и России.
На этом фоне страны ОЭСР продолжают выделять непропорционально большое количество земли под кормление скота. Отчасти это отражает массовое перепроизводство: среднестатистический гражданин ЕС потребляет мяса в два раза больше среднемирового показателя. В результате две трети всех зерновых в ЕС используются на корм животным.
Перенаправление зерна от животноводства к потреблению людьми могло бы не только предотвратить серьезную нехватку продовольствия во всем развивающемся мире, но и повысить продовольственную безопасность в более богатых странах, которые сами сталкиваются с серьезными проблемами доступа к продовольствию. Во Франции, например, около 10% населения полагается на продовольственные банки.
Европейские политики, борющиеся с ростом цен на продовольствие и энергоносители, должны противостоять глобальному продовольственному кризису и изменению климата, сокращая стимулы для промышленного производства мяса и создавая стимулы производства растительных белков и устойчивых заменителей мяса.
Стимулируя сдвиг рынка в сторону более устойчивых белков с помощью таких инициатив, как рамочная программа ЕС по обеспечению более устойчивых продовольственных систем, политики могут стимулировать супермаркеты и рестораны быстрого питания, предлагая больше белков с низким уровнем выбросов, таких как растительное мясо и другие новые заменители мяса. Такая политика подстегнет инвестиции в европейские предприятия, обеспечивая при этом значительные выгоды для окружающей среды и здоровья.
Но директивные органы также должны позаботиться о будущем фермеров – принять меры по поддержке животноводов и побудить их отказаться от промышленного производства мяса. Например, разработать финансовые стимулы для владельцев ранчо и фермеров, чтобы те сокращали поголовье скота и переходили на восстановительные методы ведения сельского хозяйства. Тогда мы сможем гарантировать, что потребители получат доступ к недорогим белкам без потери европейскими фермерами средств к существованию.
Учитывая большую частоту экстремальных погодных явлений, таких как наводнения и засухи, а также продолжающийся конфликт на Украине, трудно представить, что в ближайшее время цены на продовольствие упадут. Но точно так же, как они научились закручивать термостаты, чтобы уменьшить свою зависимость от российского газа, европейцы могут есть меньше мяса. Спасение от голода миллионов уязвимых людей, несомненно, стоит таких скромных усилий.
Sarah Lake (Сара Лэйк) и Nico Muzi (Нико Музи)