"Зона травмы": почему Россию преследует собственная история

Spiked: культовый британский режиссер Адам Кертис снял сериал о распаде СССР

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Западу необходимо осознать, как именно Россия достигла той точки, в которой находится сегодня, пишет Spiked. По мнению автора, в этом ему может помочь новый британский сериал документалиста Адама Кертиса "Россия 1985-1999: Зона травмы", в котором рассказывается о болезненном распаде СССР.
Адам Кертис в новом сериале откровенно показывает болезненный распад Советского Союза.
Так много выразительных сцен. Администратор женской консультации открыто говорит молодой женщине, что в ее возрасте и с таким прекрасным здоровьем нужно рожать ребенка в интересах будущего России. Дородные дамы в рабочих комбинезонах со смехом раскалывают огромные куски угля на шахте. Мельком показан интерьер автомобиля магната Бориса Березовского спустя несколько минут после того, как тот чудом спасся от взрыва бомбы, при котором его водителю оторвало голову. Это лишь некоторые из многих запоминающихся эпизодов многосерийного документального фильма Адама Кертиса "Россия 1985-1999: Зона травмы". В нем рассказывается о том, каково это — пережить крах коммунизма и демократии. В каждой из семи 60-минутных серий зритель выделит для себя любимые сцены.
Показанный в сериале процесс сочинения нового гимна после распада СССР достоен отдельного сатирического шоу. Как и демонтаж статуй вождей в Музее Ленина, где в банках хранятся мозги первых советских лидеров. Мы наблюдаем пьяного и эксцентричного Бориса Ельцина — тогда еще президента ядерной державы — и его болезненно-бледного премьер-министра Владимира Путина. В то время последнего почти никто знал, и в кадре он почти не появляется.
Семь часов многосерийного фильма вы наблюдаете за накоплением общего эффекта от, казалось бы, разрозненных фрагментов кино- и видеохроники.
Кертис хоть и не дает комментариев, но не оставляет у зрителя сомнений или неопределенности. Следующим после подзаголовка кадром в каждой части являются слова "и демократия". Суть в том, что рухнул не только Советский Союз, но и маячившая на горизонте демократия.
Схожим образом Кертис играет на контрастах. Женщины, которые вырубают уголь, выменивают салфетки и губную помаду, живут в одной стране с теми, кто готов выкладывать сотни долларов за семинары американского образца по саморазвитию. Космонавт Сергей Крикалев полгода не может вернуться на Землю из-за распада Советского Союза. Королева Елизавета II вместе с Борисом Ельциным идут смотреть балет на фоне подготовки России и Чечни к войне.
"Зона травмы" также представляет собой мрачное предзнаменование сегодняшней ситуации на Украине. Мы видим, как украинцы обретают независимость, но возобновляют старые ссоры. Руины чеченской столицы свидетельствуют о российской военной мощи. Массовые протесты матерей, отчаянно пытающихся увезти сыновей подальше от чеченской войны, вызывают вопрос: почему это движение не активизируется сейчас, когда сыновей этих сыновей отправляют на Украину?
Мэр Киева Виталий Кличко: мы за день переименовали более 40 улиц и площадей, связанных с Россией и СССР
Документальный сериал напоминает о том, о чем многие забыли: в России тоже был демократический момент. Еще до того, как москвичи собрались на защиту парламента после августовского путча 1991 года, в столице и других городах еженедельно проходили массовые демонстрации в поддержку демократии и против коммунизма. Кертис показывает роспуск Ельциным компартии, но не предшествующие этому события. Не только Ельцин выступал за демократию — существовало также соответствующее народное движение.
Однако, несмотря на все графическое мастерство, работу Кертиса можно считать лишь первым наброском истории "До и после распада Советского Союза". И не только потому, что история все еще не закончена, как показывает российско-украинский конфликт, но и ввиду реального масштаба перемен того времени. Шквал показанных Кертисом микроисторий подводит нас максимально близко к нелицеприятным реалиям того периода по сравнению со всеми остальными документальными работами на эту тему. Он мог бы возразить, что хотел поведать историю снизу вверх, а не наоборот, чем и объясняется его безжалостная избирательность. Исходным материалом послужили объемные неэфирные архивы московской редакции "Би-би-си".
Отметим ряд моментов, которые почему-то не были показаны. Одним из них является показанная по телевидению отставка Михаила Горбачева 25 декабря 1991 года, когда весь западный мир праздновал Рождество. В "Зоне травмы" после достигнутого между Белоруссией и Украиной согласия распустить Советский Союз Горбачев сидит в одиночестве и плачет, но зрителю не говорят о тех мучениях, которым он положил конец. Другим пропуском можно считать эмоциональное выступление Ельцина на похоронах жертв путча, когда он сокрушается, что "не смог защитить и уберечь ваших сыновей’.
Еще один момент — это возобновление религиозной активности. Нам показывают невероятные усилия американских миссионеров по христианизации России, но не то, как сами русские вернулись в лоно Православной церкви. С этим возвращением пришел новый интерес к церковному искусству, обрядам крестин, венчаний и отпеваний, а также восстановление взорванного Сталиным храма Христа Спасителя в Москве. Перекраска его куполов стала одним из первых видимых признаков перемен после окончания горбачевской перестройки.
Иногда кажется, что Кертис смешивает катастрофические социальные последствия распада Советского Союза с системными болезнями коммунистической системы. Жилье ужасного качества, дефицит и разваливающаяся инфраструктура — вот что было характерно для советской системы, когда в 1970-х я учился там по обмену. Большим потрясением, последовавшим за внезапным переходом к капитализму, стала возможность сосуществования обездоленности бок о бок с показным богатством. Это предопределило сохранение травматических воспоминаний по сей день.
И наконец — хотя, может, это простое буквоедство, — название "Россия 1985-1999" на самом деле некорректно. Сериал повествует не только о России, но и о других республиках до и после распада СССР. Я пишу об этом только потому, что 30 лет спустя Запад отличает печальная тенденция относиться к России как к современному Советскому Союзу с теми же недостатками и комплексами. "Советское пространство 1985-1999" звучит, конечно, хуже, но зато никого не выделяет.
В России, представленной Кертисом, есть смех и отчаяние, цинизм и вера, преступление и наказание. Там есть песни, танцы и война. Несмотря на все это, масштаб и глубина коллективной травмы страны едва ощутимы, ведь она до сих пор не исчерпана. Я также не уверен в том, что Россия полностью отказалась от демократических идей. В общем шуме тех дней проскакивали дерзкие голоса, бросавшие вызов сильным мира сего, и этот настрой обязательно однажды вернется.
Важно отметить, что "Россия 1985-1999: Зона травмы" предлагает собственное видение популярности Путина. На него, по крайней мере поначалу, смотрели как на блюстителя порядка и грозу олигархов. Об этом должен знать весь мир.
Сейчас западной аудитории как никогда необходимо осознать, как именно Россия достигла той точки, в которой находится сегодня.
Мэри Дежевски — писательница и телеведущая. С 1988 по 1992 год была московским корреспондентом Times. Также работала в Париже, Вашингтоне, Китае.
Обсудить
Рекомендуем