Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Два больших корабля с отключенными датчиками появились рядом с местами утечек на "Северных потоках" за несколько дней до повреждения газопроводов, пишет Wired. Эти суда пытались скрыть информацию о своем местоположении.
Спутниковые мониторы обнаружили два судна с отключенными датчиками в районе трубопровода незадолго до предполагаемого саботажа в сентябре.
Первые утечки газа на газопроводе "Северный поток — 2" в Балтийском море были обнаружены ранним утром 26 сентября, после чего в атмосферу попало до 400 000 тонн метана. Чиновники сразу же заподозрили на международном газопроводе диверсию. Как показал новый анализ, за несколько дней до этих событий район утечки посетили два больших корабля с отключенными датчиками.
Согласно анализу компании SpaceKnow, которая мониторит спутниковые данные, два "темных" корабля длиной от 95 до 130 метров прошли в нескольких милях от места утечки "Северного потока — 2". "Мы обнаружили, что через интересующую нас область прошло несколько "темных" кораблей значительного размера, — говорит генеральный директор и соучредитель SpaceKnow Джерри Яворницкий. — Маяки у них были выключены, то есть никаких данных об их перемещении нет, и они явно пытались скрыть от остального мира свое местоположение и остальные данные", — добавляет Яворницкий.
Открытие, сделанное благодаря анализу изображений с нескольких спутников, наверняка подольет масла в огонь слухов о подрыве. Многие страны, расследующие инцидент, считают, что трубопроводы "Северный поток — 1" и "Северный поток — 2" вывела из строя серия взрывов, и подозрения пали на Россию, чья спецоперация на Украине продолжается. (Россия свою причастность отрицает). SpaceKnow тут же доложила о своих выводах чиновникам НАТО, которые расследуют инцидент. По словам Яворницкого, представители НАТО запросили дополнительную информацию. Представитель НАТО подтвердил на условиях анонимности, что альянс получил данные SpaceKnow, и добавил, что спутниковые снимки могут помочь расследованию. Однако на момент публикации пресс-служба НАТО на запрос о комментариях не откликнулась.
По словам Яворницкого, обнаружить корабли удалось с помощью архивных спутниковых снимков района за 90-дневный период. Компания проанализировала изображения с нескольких спутниковых систем, включая платные и бесплатные сервисы, и подключила машинное обучение для обнаружения объектов. Благодаря этому она получила возможность следить за дорогами, зданиями и изменениями ландшафта. "У нас есть 38 конкретных алгоритмов для обнаружения военной техники", — объяснил Яворницкий, добавив, что система SpaceKnow вычисляет даже определенные модели самолетов на взлетно-посадочных полосах.
Собрав архивные изображения местности, SpaceKnow создал ряд контуров вокруг мест утечки. В самый маленький из них, площадью порядка 400 квадратных метров, вошла непосредственная зона взрыва, а более крупные участки достигали в поперечнике нескольких километров. SpaceKnow обнаружил, что за несколько недель до взрывов через регион прошло 25 кораблей — от грузовых до крупных многоцелевых, говорит Яворницкий. У 23 из них были включены транспондеры или датчики автоматической идентификационной системы (АИС). У двух они были выключены, и именно они проходили через регион за несколько дней перед утечкой.
По международному праву большие суда обязаны использовать АИС. Эта система отслеживания судов создана, чтобы помочь судам ориентироваться и избежать потенциальных столкновений. Включенная АИС передает название корабля, местоположение, направление движения, скорость и другую информацию.
Выключают транспондеры относительно редко. "Ушедшие в тень" корабли подозревают в причастности к незаконному вылову рыбы или нелегальной перевозке людей, а европейские чиновники возбуждают за отключенные транспондеры расследования. "Это не рядовой случай, разве что у судна тайная военная задача или секретная цель, ведь Балтийское море по объемам коммерческого судоходства одно из самых загруженных в мире", — говорит Отто Табунс, директор неправительственной организации Балтийский фонд безопасности.
Табунс говорит, что в Балтийском море есть несколько основных артерий, и корабли на этом фарватере обязаны держать трекеры включенными. Столкновения в море потенциально смертельны и чреваты ущербом окружающей среде. "В Балтийском море есть много мест, несудоходных для больших кораблей, — говорит Табунс. — А некоторые районы посещать не рекомендуются или вовсе запрещено из-за наследия Второй мировой". Дно Балтики усеяно подводными лодками военных времен и старыми боеприпасы.
Корабли с отключенной АИС SpaceKnow обнаружил с помощью изображений радара с синтезированной апертурой (SAR). Большинство спутников фотографируют непосредственно то, что находится под ними. Другие же используют SAR, создавая изображения при помощи отраженных от земли радиоволн. Специалист по цвету прибрежного океана из Морской лаборатории Плимута Андрей Курекин, проанализировав спутниковые снимки, объяснил, что технология SAR может помочь обнаружить корабли, поскольку показывает отражения от металлических объектов. "На изображениях SAR они выделяются как яркие", — объясняет Курекин.
Курекин говорит, что изображения SAR можно использовать для определения долготы и широты корабля и его курса, а возможно, и для оценки скорости. "Основное преимущество SAR перед оптическими датчиками заключается в том, что микроволны проникают сквозь облака", — говорит Курекин. Таким образом, на изображения меньше влияет погода, а видимость обеспечивается даже ночью. "Скрыться от датчика SAR кораблю довольно сложно", — добавляет Курекин.
На изображениях SAR "темные" корабли с выключенными датчиками выглядят как светящиеся объекты близ места взрыва на "Северном потоке — 2". "Мы полагаем, что это был один из тех двух темных кораблей, что мы обнаружили, но окончательных выводов мы не делаем", — говорит Яворницкий. Он говорит, что компания не решает ни что произошло, ни кто в этом виноват, а лишь предоставила данные властям.
Курекин предупреждает, что и бортовые системы АИС тоже дают сбои. Он объяснил, что сигнал иногда пропадает как со спутника, так и с приемника на суше, и добавил, что на уровень приема может влиять погода. "Если судно видно на изображении SAR, но в системе АИС оно не значится, это вовсе не означает, что с ним что-то не так", — говорит Курекин. Наконец, сигналами АИС также можно манипулировать — случалось, что данные АИС военных кораблей подделывались, а корабли вокруг России и на Черном море за последние годы исчезали с трекеров.
Хотя на сегодняшний день ведется сразу несколько расследований, выяснение всех обстоятельств произошедшего может занять некоторое время. Полиция Копенгагена заявила со ссылкой на первичные данные, что трубам нанесли значительный ущерб "мощные взрывы". Как показали снимки вокруг взорванных участков, всего было разрушено минимум 50 метров трубопровода.
Шведская служба безопасности СЭПО сообщила в электронном письме, что из соображений секретности не может ни обсуждать ход расследования, ни предоставить спутниковые данные. Однако ее представитель Габриэль Вернстедт заявил, что в отношении обеих труб "Северного потока" ведется уголовное расследование по статье диверсия в особо крупных масштабах. "На месте расследования был произведен ряд изъятий", — добавил Вернстедт. СЭПО подтвердила выявленные детонации и добавила, что к расследованию подключились шведские вооруженные силы.
Однако, пока расследование продолжается, между странами уже возникли разногласия, которые могут затормозить процесс. Так, Швеция заявила, что сотрудничает со следователями из Германии и Дании, однако планы совместного расследования ее представитель отклонил.
Табунс надеется, что этот инцидент подтолкнет страны к тому, чтобы улучшить обмен разведывательными данными, особенно в свете того, что Швеция и Финляндия подали заявки на вступление в НАТО. По его словам Табунса, у каждой страны своя система сбора разведданных и свои уровни секретности, зачастую несовместимые. И все же, добавляет он, странам стоит задуматься над тем, чтобы привести национальные системы к общему знаменателю и обеспечить обмен информацией в режиме реального времени для оптимального ответа.
Автор: Мэтт Бёрджесс (Matt Burgess)