Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор статьи The Economist предлагает читателям три варианта развития украинского конфликта. По его мнению, самый вероятный из них — тупиковая ситуация на поле боя.
Наиболее благоприятный для Украины вариант — еще и самый опасный.
Любой опытный специалист по анализу разведданных, наверное, рассмеялся бы, если бы в марте 2022 года ему сказали, что через восемь месяцев Украина все еще будет независимым государством; что в результате действий украинской армии погибнут или будут ранены десятки тысяч россиян; что флагман российского Черноморского флота окажется на дне этого моря, а самолеты и вертолеты ВВС Украины все еще будут летать. Украина не оправдала ожиданий. Она побеждает. Но приближается зима, и Россия мобилизуется. Рассмотрим три сценария на предстоящий год.
Согласно первому, Россия вырывает победу в противостоянии, сулившем ей поражение. За зимние месяцы ее армия стабилизирует линию фронта, одновременно формируя новые батальоны из свежемобилизованных новобранцев. При этом республиканцы в США блокируют новые поставки оружия для Украины, а запасы вооружений, поступивших из Европы, заканчиваются. Российская оборонная промышленность испытывает недостаток в полупроводниках и специализированном оборудовании, но производит достаточное количество базовой бронетанковой техники и артиллерийских систем для оснащения новых боевых формирований.
К весне новые российские подразделения переходят в наступление, оттесняя украинские войска, уставшие от многомесячных наступательных действий. Российские беспилотники продолжают наносить удары по энергетической и водной инфраструктуре Украины. С наступлением лета Киев оказывается в оборонительной позиции. Россия захватывает Кривой Рог, ключевой промышленный город к северу от Херсона, а также Славянск и Краматорск в Донецкой области. Западные страны призывают Украину принять предложение Москвы о прекращении огня. У президента Владимира Зеленского нет другого выбора, кроме как согласиться. В последующие месяцы, возможно, годы, Россия активно перевооружается, чтобы предпринять новую попытку пойти на Киев.
Гораздо более вероятен второй сценарий — тупик. Россия мобилизует сотни тысяч молодых людей, но не может подготовить их, чтобы они стали боеспособными солдатами. Все лучшие военные инструкторы находятся на передовой. Опытные офицеры погибли или уже задействованы. Новобранцев объединяют в базовые подразделения легкой пехоты, не имеющие бронетехники и непригодные для перехода в наступление, но способные занимать окопы и возводить фортификационные сооружения.
Объявив о выводе войск из Херсона в ноябре, Россия благополучно выводит около 30 тысяч военнослужащих, которые находились на западном берегу Днепра. Они отступают на восток, оставляя за собой огромное количество оружия. Это триумф для Украины, но, в конечном счете, российские войска окажутся в более сильной позиции с военной точки зрения, поскольку их левый фланг защищен рекой. Темпы наступления украинских войск становятся крайне медленными. Завоевывая каждый километр территории, они несут тяжелые потери.
Затем Путин, неспособный победить на поле боя, пытается затянуть конфликт настолько, чтобы ослабить экономику Украины, подорвать ее моральный дух посредством ударов по гражданской инфраструктуре и истощить ее партнеров. На протяжении 2023 года Европа всячески пытается заполнить свои газохранилища, что с наступлением зимы приводит к отключениям электроэнергии. Российский президент намерен продержаться до конца 2024 года, когда, как он надеется, Дональд Трамп вернется в Белый дом и прекратит поддержку Украины. Но это — игра с высокими ставками: общественное мнение России настроено против войны, ее экономика слабеет, а Путин выглядит все более уязвимым.
Третий сценарий является наиболее обнадеживающим — и, наверное, самым опасным. Украина удерживает инициативу и не сбавляет темпов наступления, нанося тяжелый урон российским войскам, когда те покидают Херсон, а затем впервые размещает свои ракеты большой дальности "Хаймарс" в зоне досягаемости Крыма. Российские позиции в Луганской области сломлены, Украина отвоевывает Северодонецк, а затем быстро продвигается дальше на восток. По мере увеличения числа потерь у россиян, новобранцы отказываются воевать. Западные страны спешно направляют на Украину новые системы противовоздушной обороны, ослабляя эффективность используемой Россией террористической тактики, основанной на ее быстро сокращающемся арсенале высокоточных ракет.
Весной Зеленский приказывает своей армии открыть новый фронт в Запорожской области. Пять бригад прорываются через российские позиции, перерезая путинский сухопутный мост в Крым и окружая Мариуполь к лету. Украина перемещает свои ракетные установки "Хаймарс" на юг, нацеливаясь на порты, базы и склады в оккупированном Россией Крыму. Украина угрожает войти на полуостров. Путин выдвигает ультиматум: остановитесь или против вас будет применено ядерное оружие. Победа уже в пределах видимости. Но также и риски, которые это влечет за собой.
Эта статья была опубликована под заголовком “Conflicting possibilities” ("Противоречивые возможности") в разделе "Европа" печатного издания The World Ahead 2023.