Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
После начала спецоперации на Украине Европа начала отказывать от российского газа. Но замену ему она так и не нашла, пишет Al Mayadeen. США пытаются на ней нажиться, а Алжир заявил о неспособности удовлетворить ее спрос. Как результат – появляются "энергетически беднейшие" страны Европы.
Рида Зейдан (رضا زيدان)
Страны Евросоюза страдают от стремительного повышения цен на газ с начала российской военной операции, а также нехватки энергоносителей.
По данным Международного валютного фонда, дефицит привел к увеличению счетов за отопление, поставил под угрозу производительность европейских компаний, а также повысил повседневные расходы населения на 7% в 2022 году.
Как отмечает Всемирный экономический форум, энергетический кризис начался ещё до российской военной операции: в 2021 году почти 7% населения Евросоюза не могло отапливать свои дома.
Согласно Евростату, самой "энергетически бедной" страной стала Болгария, где почти каждый четвертый человек (23,7%) не мог отапливать своё жилье. За ней следуют Литва (22,5%), Кипр (19,4%), а самый низкий показатель был зарегистрирован в Швейцарии (0,2%). Разумеется, когда будут опубликованы данные за 2022 год, мы можем ожидать худших показателей для Европы.
2023 – год вызовов для Европы
Хотя Европейскому союзу удалось заполнить газовые хранилища на 95,5% до наступления зимы, прогнозы Международного энергетического агентства остаются в силе: самый большой вызов Европе будет брошен в следующем, 2023 году. Кроме того, есть риск, что теплая погода ослабит бдительность стран ЕС.
Глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль, представляя отчёт о балансе спроса и предложения в Европе за 2023/2024 год, забил тревогу относительно ситуации в следующем году.
По оценкам организации, Европа может столкнуться с нехваткой до 30 миллиардов кубометров природного газа в летний период, когда спрос будет низок, что имеет решающее значение для заполненности хранилищ газа в 2023 году. В результате они могут быть заполнены всего на 65%.
Как отмечает агентство, объём поставок может еще больше сократиться в следующем году, если подача газа по российским трубопроводам будет полностью остановлена. Конкуренция за газ также, вероятно, возрастёт из-за увеличения китайского импорта в будущем году, в частности, в связи со снятием антиковидных ограничений.
Более высокие цены на энергоносители выгодны для одних и затратны для других
Раньше Европа обеспечивала свои потребности в сжиженном газе за счет более дешевых и осуществляемых по трубопроводам поставок из России, Норвегии и Северной Африки. Главным образом сжиженный газ направляется в азиатские страны, такие как Китай, Япония и Южная Корея.
Все изменилось за последний год, когда европейцы активно заполняли хранилища, чтобы уберечься от зимних холодов, и были готовы заплатить за это практически любую цену.
Огюстен Пратт, вице-президент по энергетике и сырьевым товарам компании Kairos Research, отметил: "В настоящее время мы не можем обойтись без СПГ. Рост рынка природного газа в Европе был быстрым, и он еще не завершился".
По данным американской газеты The New York Times, цена партии сжиженного природного газа, которая два года назад продавалась примерно за 20 миллионов долларов, минувшим летом повысилась до 200 миллионов долларов, а сейчас, с наступлением зимы, эта цифра достигла около 100 миллионов долларов.
40 танкеров со сжиженным газом у берегов Европы и Азии стоимостью в миллиарды долларов стоят в ожидании холодов, чтобы отправиться в страны, готовые заплатить наивысшую цену.
Что повышает, а что снижает цены на газ в Европе?Европа сильно зависит от российского газа, и сокращение его поставок вызвало энергетический кризис на континенте, пишет Onet. Цены на голубое топливо взлетели. Европа пытается найти альтернативы и ограничить спрос на российский газ. Польские эксперты объясняют, как это отразится на цене топлива.
24.11.202200
Количество газовозов, направляющихся в Европу, увеличилось более чем на 50% по сравнению с прошлым годом, чтобы компенсировать перебои с поставками российского газа, и основная их часть прибыла из Соединенных Штатов, поскольку они стали одним из крупнейших мировых экспортеров сжиженного газа наряду с Катаром и Австралией.
По данным парижской компании Kairos Research, в 2022 году поставки в Европу из США увеличились более чем в два раза, из Катара - примерно на 20%, а Россия, несмотря на приостановку подачи газа по трубопроводам, увеличила свой экспорт примерно на 10%.
Кризис на Украине оказался очень прибыльным для крупных газовых компаний, имеющих возможность нести многомиллиардные затраты на строительство заводов по сжижению (газ необходимо охладить до минус 260 градусов по Фаренгейту для превращения в жидкость).
У американской Shell был самый крупный портфель СПГ в прошлом году. Согласно данным компании, за первые 9 месяцев 2022 года прибыль составила 10,1 млрд долларов, что вдвое больше, чем за аналогичный период 2021 года. Также крупными игроками на рынке были TotalEnergies, Cheniere Energy и ExxonMobil.
Чистая прибыль крупнейшего в мире перевозчика сжиженного природного газа (Катар) в третьем квартале 2022 года увеличилась на 10,3% в годовом исчислении.
Европейский энергетический кризис был очень выгоден для одних и дорогостоящим для других. Местные потребители и предприятия не справляются с возросшими счетами за коммунальные услуги, что вынудило некоторые компании временно закрыться, а граждан - выйти на уличные протесты.
Франция и Германия также выражают недовольство по поводу завышенных цен, запрашиваемых за поставку газа дружественными странами вроде Соединенных Штатов.
Могут ли Мозамбик и Алжир заменить российский газ?
Нефтегазовый сектор России стал объектом европейских санкций, поэтому ЕС с нетерпением ждет альтернативы - поставок сжиженного газа, который обычно доставляется морским путем. Несмотря на европейский поворот к США, Катару и другим странам, он еще не удовлетворил эту потребность и начал искать источники энергии в Африке и на Ближнем Востоке - в таких странах, как Мозамбик и Алжир.
Несколько дней назад Мозамбик впервые в своей истории начал экспортировать сжиженный природный газ, и первые поставки были отправлены в энергоемкую Европу, что президент Фелипе Ньюси назвал "историческим событием".
Мозамбик добывал газ на плавучей платформе, которой управляет итальянская энергетическая компания Eni, а газ отправлялся на британском грузовом судне в Европу, но его конечный пункт назначения до сих пор неизвестен.
По данным Управления энергетической информации США, Мозамбик, запасы природного газа которого составляют 100 триллионов кубических футов, надеется стать одним из крупнейших экспортеров природного газа в мире после обнаружения месторождения в северной провинции Кабу-Делгаду в 2010 году.
Привычка к российскому газу, от которой Европа не может отказаться: СПГЕвросоюз нарастил импорт российского СПГ в этом году, несмотря на все разговоры о сокращении зависимости от Москвы, пишет Politico. Как отмечают эксперты, если Путин запретит экспорт газа в недружественные страны, ЕС окажется в сложном положении.
07.11.202200
Страна является третьим по величине обладателем доказанных запасов природного газа в Африке после Нигерии и Алжира, производя 212 миллиардов кубических футов и экспортируя 148 миллиардов кубических футов природного газа в 2018 году.
Однако что может помешать усилиям Мозамбика стать альтернативным источником газа для европейцев, так это обострение внутреннего кризиса, а также отсутствие возможности производить сжиженный газ, что уже привело к остановке инвестиционных проектов 5 лет назад.
Что касается Алжира, генеральный директор Sonatrach Тауфик Хакар подтвердил готовность его компании обеспечить Европу дополнительными объемами газа из имеющихся у нее излишков. Поставлять энергоноситель можно по Транссредиземноморскому газопроводу, связывающему Алжир с Италией.
Мощность газопровода, которым компания управляет совместно с итальянской Eni, составляет около 32 млрд кубометров в год, и на Алжир в настоящее время приходится около 11% европейского импорта газа.
В разгар текущего энергетического кризиса есть те, кто сомневается в способности Алжира компенсировать поставки российского газа, учитывая огромную разницу в уровне добычи двух стран. Как сообщил СМИ бывший министр энергетики Абдельмаджид Аттар, Алжир экспортирует максимум 22 миллиарда кубометров газа по Транссредиземноморскому газопроводу, а значит, есть возможность поставлять ещё 10 миллиардов кубометров.
Ранее занимавший пост генерального директора Sonatrach министр Аттар заявил: "Алжир не может самостоятельно компенсировать снижение импорта российского газа. Он способен предоставить Европе максимум два-три миллиарда дополнительных кубометров. Кроме того, страна нуждается в разработке новых месторождений сланцевого газа".