Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Германии с большой помпой обнародовали информацию о заключении с Катаром контракта на поставки сжиженного природного газа. Контракт предусматривает ежегодные поставки двух млн тонн СПГ начиная с 2026 года. Посредником выступает американский концерн ConocoPhillips, который будет доставлять газ на терминал СПГ в немецком Брунсбюттеле.
Стоимость газа пока не разглашалась, но, по мнению специалистов, она будет намного выше российской, как минимум в два раза. Канцлер Олаф Шольц и министр экономики Роберт Хабек приветствовали соглашение как "прорывное". Но так ли это на самом деле?
Прежде всего, правительство, в котором энергетикой занимается партия "зеленых", уступило Катару и "предало" свои принципы, согласившись на долгосрочный 15-летний контракт. До этого идеологически непримиримые "зеленые" называли газ "исторически обреченным" источником энергии и допускали лишь краткосрочные контракты. Основную перспективу они видели в разработке альтернативных видов энергии – ветра и солнца. Еще в марте министр экономики Германии Роберт Хабек в ходе своего визита в Катар во всеуслышание заявил, что ему удалось найти замену русскому газу и в скором времени с энергетической зависимостью от России будет покончено.
На практике все оказалось значительно сложнее. "Команда эмира" не оставила никаких сомнений в том, что ей по душе многочисленные диверсифицированные клиенты, они не хотят зависеть от одного крупного потребителя, в данном случае Германии. Катарский министр иностранных дел Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Тани особо подчеркнул, что основные приоритеты возглавляемого им Суверенного фонда Катара (Qatar Investment Authority) связаны с Азией, туда же направляется 80% СПГ.
По словам Аль Тани, Катар придерживается политики диверсификации и поэтому не собирается поставлять слишком много газа в Германию. Одновременно Фонд не намерен отказываться от своих проектов в России, которые связаны, в частности, с концерном "Роснефть" и банком ВТБ, а также действуют в области транспорта и недвижимости. Таким образом, в нефтегазовой стратегии Катара Германия остается одним из многочисленных клиентов, но отнюдь не главным, как, например, Китай.
На днях Катар заключил сенсационный 27-летний контракт на поставки сжиженного газа в Китай. Это стало ударом по планам Германии заручиться основными объемами катарского СПГ. Контракт, заключенный катарским энергетическим концерном QatarEnergy и китайской государственной компанией Sinopec, является самым "долгосрочным" за всю историю соглашений по СПГ. Глава QatarEnergy Саад ль-Кааби отметил, что это соглашение является "историческим": в течение 27 лет Катар будет поставлять Китаю 4 млн тонн СПГ в год с гигантского месторождения North Field East. По мнению немецкого журнала Manager Magazin, Германии при таком раскладе останутся лишь крохи.
Действительно, согласно немецкой деловой Handelsblatt, объемы катарского газа для Германии относительно невелики: они составляют лишь небольшую долю того, что ФРГ получала из России. Два млн тонн СПГ в год соответствуют примерно 2,7 млрд кубометров природного газа, что совсем немного. Для сравнения, в 2021 году Германия потребляла 90,5 млрд кубометров газа. Только по газопроводу "Северный поток-1" перед конфликтом на Украине ежегодно поступало 55 млрд кубометров газа. Большая часть газа оседала в Германии, а часть – направлялась в другие страны Европы.
В данных условиях непонятно, как Германия будет обеспечивать свои энергетические потребности в ближайшие три года, которые обещают быть наиболее критическими с точки зрения энергоснабжения. Вывод экспертов таков: несмотря на нынешний контракт с Катаром, проблема замещения российского газа для Германии остается нерешенной.
Handelsblatt пишет: "Большой объем русского природного газа, который мы на протяжении многих лет бездумно и по низкой цене потребляли, может быть лишь в очень небольшой степени замещен катарским газом. Остальной газ Германии придется искать где-то еще, или – вообще отказаться от газа, наращивая энергоэффективность. Как бы то ни было, Германия неизбежно столкнется с новыми, гораздо более высокими ценами на газ".
Катар входит в пятерку крупнейших производителей газа в мире и разрабатывает в данное время мегапроект North Field в Персидском заливе. Учитывая резкий рост мировых цен на газ, руководство Катара приняло стратегическое решение – сделать ставку на дальнейшую разработку углеводородов, прежде всего на увеличение добычи природного газа. Проект North Field потребует многомиллиардных инвестиций, и обеспечить их могут только долгосрочные контракты.
Судя по всему, пишет немецкий Manager Magazin, у Китая нет никаких возражений против заключения долгосрочных договоров, главное – обеспечить себя катарскими энергоносителями на длительную перспективу. Однако правительство Германии, в котором энергетическую политику определяет партия "зеленых", официально не отказалось от планов снизить углеродные выбросы на 88% к 2040 году.
Наблюдатели напоминают, что Германия была вынуждена искать альтернативные источники газоснабжения после того, как ввела против России санкции в связи с военной операцией на Украине. Правящая коалиция ФРГ, где доминируют "зеленые", заявила, что не будет закупать русский газ после 2024 года. В 2021 году 45% потребляемого газа в Европе и 55% в Германии поступало из России. В этой связи министр энергетики Катара Саад Аль Кааби заявил в интервью CNN, что найти замену российскому газу для европейцев на нынешнем этапе будет "практически невозможно", объемов катарского СПГ для этого попросту не хватит.