Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Запад мешкал подписывать контракты, необходимые как для наращивания поставок оружия в Киев, так и для укрепления собственной боеготовности, пишет FT. В результате возникли проблемы с ВПК. Авторы статьи называют две главные причины, почему Западу так тяжело пополнять арсеналы.
Джон Пол Рэтбоун (John Paul Rathbone), Сильвия Пфайфер (Sylvia Pfeifer), Стефф Чавес (Steff Chávez)
Прошло почти десять месяцев с начала конфликта на Украине, и союзники Киева все больше обеспокоены наращиванием производства боеприпасов, поскольку их собственные запасы истощаются.
На кону стоит не только дальнейшее снабжение Украины необходимым оружием, но и способность союзников продемонстрировать противникам вроде Китая наличие промышленной базы и возможность произвести достаточно оружия, чтобы создать надежную защиту от возможного нападения.
"Украина напомнила нам о по-настоящему важном, — заявил на недавней конференции в Университете Джорджа Мейсона главный закупщик Пентагона Уильям Лапланте. — Производство необходимо. Вот что действительно имеет значение".
Направив Украине военной помощи более чем на 40 миллиардов долларов, в основном из имеющихся запасов, министерства обороны стран НАТО выяснили, что простаивающие производственные линии нельзя запустить в одночасье. Наращивание мощности потребует инвестиций, для которых, в свою очередь, нужны долгосрочные производственные контракты.
США отправили Украине около трети противотанковых ракет "Джавелин" и треть зенитных ракет "Стингер". Шанс, что их удастся быстро заменить, невелик. "Нет никаких сомнений, что поставки Украине оказали давление на наш ВПК", — заявил в прошлом месяце заместитель министра обороны США Колин Каль.
Великобритания уже обратилась к неназванной третьей стороне, чтобы пополнить израсходованные запасы противотанковых ракет NLAW. "Мы столкнулись с действительно суровой реальностью", — заявил в октябре министр вооруженных сил Джеймс Хиппи.
Запасы оружия у многих европейских странах и того скуднее. Чтобы доставить на Украину шесть самоходных гаубиц Caesar, Франции пришлось перенаправить датский заказ.
По словам представителей министерства обороны и глав корпораций, есть две основные причины, почему западным странам так тяжело пополнять арсеналы.
Первая — структурная. По окончании холодной войны страны пожинали "дивиденды мира": сократили военные расходы, урезали ВПК, перешли на бережливое производство "точно в срок" и уменьшили запасы. Для борьбы с повстанцами и террористами столько тяжелого вооружения, как для сухопутных конфликтов высокой интенсивности, уже не требовалось.
Украина эти расчеты опровергла. В ходе ожесточенных боев в Донбассе этим летом Россия израсходовала за два дня больше боеприпасов, чем имеется в наличии у британских военных. По отчету лондонского аналитического центра Королевского объединенного института оборонных исследований, при таком расходе британских запасов хватит всего на неделю — и у европейских союзников дела не лучше.
"У Запада проблема: мощности ВПК ограничены, — сказал бывший генерал-майор австралийской армии Мик Райан. — Если страны Запада хотят восстановить разработку, производство и хранение, потребуется мощная программа промышленного развития".
Украинские военные потери — большая проблема для БайденаУкраина потеряла до 100 000 солдат, и заменить их будет непросто, пишет AT. Кроме того, поставки оружия из США истощили арсеналы и обнажили бреши в системе безопасности в Азии. Чтобы вернуть доверие и сохранить свой пост, Байдену пора сменить политику по Украине.
01.12.202200
Второй фактор — бюрократический. Правительства твердят о наращивании военных бюджетов. Однако на фоне экономической неопределенности заключать многолетние контракты на поставку они не спешат, хотя без них предприятия не могут ускорить производство.
"Это проблема корпоративных финансов, — сказал представитель министерства обороны одной из европейских стран. — Ни одна компания не будет открывать вторую производственную линию без долгосрочной уверенности. Будет ли Россия представлять угрозу через пять лет? А если нет, то будут ли правительства по-прежнему покупать оружие?".
Эта неуверенность сохраняется по обе стороны Атлантики, говорят руководители корпораций. Шведская оборонная и аэрокосмическая компания "Сааб" (Saab), которая производит NLAW и истребители "Грипен" (Gripen), говорит, что ведет переговоры с несколькими правительствами о новых заказах, но подписание контрактов продвигается медленно.
"Если говорить о заказах, связанных с Украиной, то на самом деле мало что изменилось, — сказал исполнительный директор "Сааб" Микаэль Юханссон. — И я не уверен, что изменится. Как бы то ни было, контракты заключаются довольно медленно".
Британская BAE Systems также "на стадии переговоров" с правительством Великобритании о производстве ряда боеприпасов, тогда как военные компании США жалуются, что из Вашингтона не поступает "четких сигналов" о дальнейшем спросе.
"Они находятся в ситуации "Где деньги?", — сказал старший советник вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Марк Канчаан. — Они беспокоятся, что как только они расширят мощности, так конфликт закончится, и министерство обороны урежет заказы".
Исполнительный директор "Нортроп Грумман" Кэти Уорден заметила, что Пентагон с его "крайне изменчивым сигналом о спросе", который к тому же прозвучал лишь после того, как запасы истощил конфликт, нельзя назвать устойчивой моделью производственных инвестиций.
При этом некоторые оборонные предприятия уже вышли на полную мощность, наладив круглосуточную посменную работу.
"Если у нас будет четкое понимание насчет спроса, мы готовы финансировать расширение производственных мощностей", — сказал Фрэнк Сент-Джон, операционный директор корпорации "Локхид Мартин", которая производит артиллерийские ракетные системы HIMARS и "Джавелин".
Западные чиновники уверяют, что поставки Украине не подорвали боеготовность Запада, поскольку нехватка российских вооружений намного хуже. Утверждается, что Москве приходится закупать артиллерийские снаряды и беспилотники у Северной Кореи и Ирана.
Однако несмотря на то, что в рядах НАТО, особенно в Европе, практически достигнут консенсус об укреплении вооруженных сил и оборонной промышленности, компании смогут действовать, лишь заручившись контрактной поддержкой.
"Контракты имеют значение. Нужны деньги, — сказал Лапланте из Пентагона. — Как только оборонщики поймут, что мы готовы вложиться, они все сделают, это их работа".
Статья написана при участии Фелиции Шварц