С правами и без отчества. Депутаты поддержали закон о нацменьшинствах

Вести.ua: в Верховной Раде отреагировали на демарш Венгрии

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Киеве отреагировали на демарш министра иностранных дел Венгрии Сийярто, сообщает Вести.ua. Речь идет о требовании к Украине вернуть права закарпатских венгров. В Верховной Раде поняли, как важно урегулировать вопрос нацменьшинств, и оперативно зарегистрировали соответствующий законопроект. Но украинские эксперты предъявили к нему претензии.
Лилия Фоменко
В конце ноября 2022 года министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что официальный Будапешт продолжает блокировать (с 2017 года) официальное участие Украины в комиссии "Украина — НАТО". "Мы много лет назад дали понять, что пока Украина не вернет права закарпатских венгров, мы не будем вносить свой вклад в созыв этого органа "комиссия "Украина — НАТО. Мы не поднимали этот вопрос с начала войны и не намерены этого делать. Будем надеяться, что как можно скорее наступит мир, и тогда этот вопрос можно будет обсуждать снова", — написал Сийярто в социальной сети.
Так глава внешнеполитического ведомства Венгрии прокомментировал статью в Financial Times, согласно которой министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба встречался со своими коллегами государств — членов НАТО в ходе отдельного мероприятия. Это никак не повлияло на результативность работы украинской делегации в Бухаресте, где проходит саммит министров иностранных дел стран — членов НАТО. Однако демарш Венгрии в очередной раз показал, как важно урегулировать вопрос нацменьшинств так, чтобы он больше никогда не мог быть обострен.
1 декабря Верховная Рада поддержала за основу закон № 8224 про нацменьшинства. За решение проголосовали 274 депутата, сообщил нардеп Железняк. Законопроект "О национальных меньшинствах (сообществах) в Украине" зарегистрировали в Раде 24 ноября. Его принятие — одно из условий членства Украины в ЕС.

В Европу без дестабилизаций

24 ноября в Верховной Раде народные депутаты Тарас Тарасенко, Максим Ткаченко, Сергей Козырь и другие зарегистрировали законопроект "О национальных меньшинствах (сообществах) в Украине". Интересно, что в июле 2021 года президент Украины Владимир Зеленский, выступая на форуме "Украина 30", анонсировал разработку проекта именно о сообществах, потому что "ни одна национальность в Украине не должна ощущать себя меньшинством, менее важной, менее защищенной или менее счастливой".
Депутаты-соавторы законопроекта от 24 ноября 2022 года в пояснительной записке объясняют его появление именно сейчас так: "Осуществление эффективной государственной этнонациональной политики не только минимизирует попытки дестабилизации ситуации в стране на межэтнической почве, но и будет способствовать улучшению внешнеполитического имиджа Украины, продвижению Украины на пути имплементации соответствующих европейских норм и выполнения международных обязательств".
Тем более действующий закон о нацменьшинствах в Украине был принят в 1992 году.
МИД Венгрии: Будапешт против комиссии НАТО-Украина до решения вопроса закарпатских венгров

Защита от ассимиляции

Поскольку основной мотив — адаптация законодательства под нормы ЕС, представителям нацменьшинств в Украине законопроектом гарантируется защита от принудительной ассимиляции.
И это сразу вызвало вопросы у религиоведа и резидента "Кабинета экспертов общественного движения "Всі разом!" Евгения Сависько. "Никогда за всю историю Украины украинцы не проводили ассимиляции лиц других национальностей. Зато россияне и венгры такое делали, в том числе с украинцами", — прокомментировал он новацию и намекнул на вероятность венгерских нарративов.
Кроме того, запрещается прямая и непрямая дискриминация лиц, относящихся к нацменьшинствам, за исключением тех действий, которые имеют правомерную, объективно обоснованную цель и направлены на устранение юридического или фактического неравенства в возможностях реализации прав и свобод таких лиц.
То есть в ситуации, когда одно нацменьшинство будет нарушать права другого, пострадавшее сообщество может обратиться в суд или иным правовым способом добиться защиты своих прав.
К слову, тем, кто относится к нацменьшинствам, проект гарантирует широкие права: на самоидентификацию, на мирные собрания, на использование языка нацменьшинства. В частности, в сфере образования. Также нацменьшинство получает возможность издавать СМИ на своем языке, дублировать вывески и даже предвыборную агитацию, афиши, культурные мероприятия. А еще — не указывать отчество в паспорте, если таковы обычаи и традиции нацменьшинства.
Всеми этими правами может пользоваться любой — достаточно заявить, что он относится к нацменьшинствам.
В законе также прописывается, что представители нацменьшинства обязаны соблюдать Конституцию и законы Украины, защищать государственный суверенитет и территориальную целостность, уважать язык, культуру, традиции, обычаи, религиозную самобытность украинской нации и всех других нацменьшинств.
Права и свободы нацменьшинств могут быть ограничены в интересах нацбезопасности, территориальной целостности и общественного порядка, для предупреждения волнений или преступлений, для охраны здоровья населения и для защиты прав и свобод лиц.
Чтобы выжить, Венгрия использует Путина... Маленькая страна, которая отказывается от дерусификации, очень умнаВенгрия на своем примере доказала, что объединение стран Евросоюза невозможно, пишет President Online. Будапешту крайне необходимы хорошие отношения с Москвой. Антироссийская повестка ЕС стоит на его пути к цели — выживанию.
Вводится прямой запрет на популяризацию или пропаганду:
• государства-террориста и государства-агрессора и его органов;
• российского тоталитарного режима, символики его вторжения в Украину;
• представителей органов власти государства-террориста (государства-агрессора) и действий, создающих позитивный образ государства-террориста (государства-агрессора);
• оправдания или признания правомерной вооруженной агрессии РФ как государства-террориста против Украины, оккупации территории Украины.

Разобраться, кого защищать

Деликатную тему пытаются урегулировать аккуратно, опираясь на лучшие мировые практики, заметил в комментарии Vesti.ua исполнительный директор Международной ассоциации малых громад и кандидат юридических наук Алексей Буряченко. "Учитывая войну и то, что государство-агрессор использует русский язык как инструмент гибридной войны, предложены ограничения, которые не сужают никаких прав нацменьшинств, в том числе россиян, проживающих на территории Украины, — подчеркнул эксперт. — Единственное условие, когда права нацменьшинств могут быть ограничены, это нарушение украинского законодательства. В таком случае государство не просто имеет право — оно вынуждено реагировать на любые посягательства на суверенитет и территориальную целостность Украины. Это касается не только российского — в Украине есть и другие нацменьшинства, которые вели себя достаточно неоднозначно. Можно вспомнить Венгрию и те определенные сепаратистские настроения, которые появились как следствие слабого реагирования государства.
То есть эти правки могут в пределах действующего законодательства быстро и эффективно купировать любые угрозы нацбезопасности", — говорит Буряченко.
Хотя одна угроза все-таки останется — нормативная незащищенность нацбольшинства. По мнению Евгения Сависько, появление законопроекта с такими формулировками удивляет, поскольку отсутствует субординация: титульная нация — нацменьшинства. Да и закон о защите прав украинцев как титульного сообщества отсутствует. "Меньшинства — это меньшинства. А сообщества — это сообщества. Разные термины и разные значения. Если есть нацменьшинства, то есть и национальное большинство, а если нет нацменьшинств, то и национального большинства нет. Исключения — малоэтнические государства, а Украина к таким не относится", — подчеркивает он.

Глядите в оба

Но главная соль законопроекта, как оказалось, — в механике. Итак, депутаты-соавторы хотят, чтобы один центральный орган исполнительной власти формировал, а другой — реализовал государственную политику в сфере нацменьшинств. Непонятно, это два отдельных органа, новые или существующие, недоумевает Алексей Буряченко. Две структуры, по его мнению, это всегда конкуренция, тем более это противоречит тренду на оптимизацию государственного управления.
Венгерский политик пожелал Польше и Венгрии общей границы. МИД Украины требует объясненийПоздравляя Польшу с Днем Независимости, венгерский депутат Ласло Тороцкаи пожелал обеим странам вновь встретится на венгерско-польской границе, как это было в 1939 году, когда украинское Закарпатье находилось под контролем Венгрии, сообщает Gazeta. В Киеве возмущены.
Уровнем ниже исполнительная вертикаль, опять же, ветвится: местные администрации, согласно законопроекту, могут создавать структурные подразделения по вопросам нацменьшинств (сообществ), а местные советы — совещательные органы. Мимо последних не должно проходить ни одно решение, если оно касается прав и свобод представителей нацменьшинств. Впрочем, выводы совещательных органов будут иметь рекомендательный характер.
Чего не скажешь о Центрах национальных меньшинств (сообществ), которые могут создавать госадминистрации в пределах административно-территориальных единиц. Для областных таких центров, а также Крымского, Киевского и Севастопольского оговаривается выделение помещения. Каков их функционал — неясно, подчеркивает Алексей Буряченко, а право местных советов создавать консультативно-совещательные органы и так существует. Совещательные органы при большинстве ОГА были созданы еще лет 20 тому назад, а структурные подразделения, занимавшиеся отношениями с нацменьшинствами, уже не работают или работают на бумаге, рассказал Евгений Сависько. Относительно же центров нацменьшинств, например, в Черкасской области, представители национальных меньшинств сами отказались от создания такого центра. А сколько средств пойдет на это, задает вопрос он. Алексей Буряченко полагает, что немало: "Помещение — раз, нужен человек, который будет организовывать работу, а это как минимум отдельная ставка — два. То есть в пояснительной записке к законопроекту указано, что он не требует дополнительных расходов из госбюджета, но это не так — усиливается нагрузка на местные бюджеты, которым и так нелегко".
Обсудить
Рекомендуем