Почему финские показатели тестирования знаний учащихся PISA рухнули? Есть десять причин, и последняя — самая печальная

Iltalehti: Финляндия опускается в рейтинге PISA

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Результаты финских школьников в рейтинге PISA стали хуже, чем раньше, пишет Iltalehti. Издание приводит комментарий эксперта, который называет десять причин случившегося. В их числе — изменение отношения к образованию и потеря интереса учеников к чтению.
Антти Халонен (Antti Halonen)
Маленькая Финляндия уже давно считается преуспевающей в вопросах образования. Но результаты тестов PISA, оценивающие знания учащихся, продолжают падать в Финляндии уже больше 15 лет.
"Обычно Финляндия показывала блестящие результаты. В 2006 году Финляндия была на вершине рейтинга. С тех пор показатели становятся все хуже", — говорит Арто Ахонен (Arto Ahonen), научный руководитель системы тестирования PISA.
Сначала Финляндию начали обгонять Азия, Сингапур, ряд китайских провинций. Судя по последним результатам, Финляндию обогнала ее южная соседка Эстония. Финляндия особенно сильно отстала в результатах тестирования по математике.
Цель тестирования PISA — оценка знаний учащихся в трех основных областях: чтении, естественных науках и математике.
В тестах принимают участие 15-летние учащиеся последних классов школ примерно из 85 стран. Тестирование проводится раз в три года. Большинство финских участников тестирования учатся в девятом классе. Одна из целей проведения тестирования — узнать, насколько образовательные системы разных стран успешны.
Несмотря на то, что Финляндия показывает в среднем лучшие результаты, чем остальные страны Организации экономического сотрудничества и развития, Финляндия постоянно опускается в рейтинге все ниже.
"Это печальная тенденция. Давайте подождем новых результатов. Если развитие все же продолжится в таком направлении, стоит начать беспокоиться", — говорит Ахонен.
Как помочь своему ребенку добиться успеха в школе?

Разрыв в знаниях учащихся увеличился

Хотя в целом тенденция к ухудшению результатов финских учащихся в тестировании PISA имеет равномерный характер, качество знаний учащихся в школах снижается неравномерно. Арто Ахонен говорит, что различия между школами все еще невелики, но различия между учениками внутри школ выросли.
Другими словами, в Финляндии все еще есть учащиеся, которые проходят тестирования действительно хорошо. Однако также становится все больше учащихся, которые справляются со школьной программой очень плохо.
Яакко Сало (Jaakko Salo), руководитель отдела образовательной политики профсоюза в сфере образования, говорит, что падение среднестатистического результата связано с увеличением этих различий.
"Ухудшение показателей в Финляндии связано с увеличением этого разброса. Раньше все учащиеся шли примерно на одном уровне. Сейчас качество знаний у учащихся различается".
По словам Ахонена, среди мальчиков всегда было больше учеников с плохой успеваемостью. Различия между мальчиками и девочками — одни из самых масштабных среди стран-участниц.
"У мальчиков навыки ухудшились гораздо сильнее, чем у девочек", — говорит Ахонен.
Сало говорит, что единой причины ухудшения результатов тестов PISA нет. Есть несколько факторов, которые могли повлиять на происходящее.
Инструкции властей Хельсинки об использовании в школах полиэтиленовых пакетов для походов в туалет вызвали много вопросов — председатель профсоюза учителей Хельсинки: "Плохо продумали"Власти Хельсинки предложили учащимся и преподавателям в случае отключения электричества в школах испражняться в пакеты, сообщает Yle. Учителя возмутились, ведь именно они должны будут относить отходы в место для их хранения. Чиновники объяснили, что этот "план" рассчитан на худший вариант развития событий.

10 причин плохих показателей Финляндии в тестировании PISA

1. Сокращения
Если многие страны стали выделять больше ресурсов на образование, то в Финляндии, напротив, уже 15 лет происходят сокращения. Как говорит Яакко Сало, среди стран Северной Европы Финляндия выделяет средств на образование меньше всего.
"Финляндию часто называют лучшей в вопросах образования, многие говорят, что мы хотим быть в числе лучших. Однако факты таковы, что из стран Северной Европы мы вкладываем в образование меньше всего и в евро, и в доле ВВП. Специального образования и других мер поддержки недостаточно".
2. Отношение к образованию ухудшилось
Хорошие показатели Эстонии в первую очередь основываются на том, что в стране позитивно относятся к образованию с тех пор, как Эстония стала независимой. Эстонцы считают, что хорошее образование открывает путь к финансовому успеху, учиться стоит и в свободное время.
"В Финляндии же к учебе стали относиться хуже".
3. Классы стали больше
Школьные классы увеличились во многих регионах Финляндии. Обычно в такой ситуации преподаватель не успевает уделять всем равное количество внимания.
"Нынешняя возросшая необходимость поддержки учащихся создает потребность организации меньших групп, чтобы преподаватель смог оказать поддержку тем, кто нуждается в ней сильнее остальных".
4. Поддержка семьи
Если школа не оказывает достаточной поддержки учащемуся, эта ответственность ложится на плечи его семьи. В таком случае становятся особенно важными такие факторы, как образование и уровень доходов родителей. Ранее их значимость в Финляндии была ниже, чем в других странах.
"Сейчас лучшие результаты показывают те учащиеся, у которых лучше условия в семье и которых могут поддержать родители. Система образования — важный фактор для создания равноправного общества. Нынешнее развитие очень опасно для общества".
Дети, играющие в видеоигры 21 час в неделю, лучше справляются с когнитивными тестамиСогласно новому исследованию, дети, которые играют в видеоигры как минимум 21 час в неделю, лучше справляются с когнитивными тестами, пишет Big Think. Однако не все игры одинаково полезны, предупреждают ученые.
5. Язык
По мнению Сало, в Финляндии недостаточно поддерживают учащихся-мигрантов. Результаты приезжих учащихся во многих странах хуже, чем у местных, однако в Финляндии это явление касается и мигрантов второго поколения.
"В других странах Северной Европы заметно явное развитие. Мигранты второго поколения практически не отстают в обучении. Мы сделали в этом вопросе недостаточно. Однако проблемы в качестве знаний мигрантов мало сказываются на общих результатах PISA".
6. Финны стали меньше читать
Финская молодежь читает меньше, чем раньше. Когда Финляндия была на пике своего развития в начале 2000-х, финские молодые люди были самыми начитанными в мире. Теперь финны читают на 20% меньше.
"Тогда ежедневно для собственного удовольствия читали около 90% девочек и около 65% мальчиков. Теперь эти показатели составляют около 70% для девочек и около 45% для мальчиков. Правда, использование цифровой техники может способствовать развитию навыков чтения".
7. Дигитализация
Дигитализация имеет неоднозначный эффект. С одной стороны, современные инструменты могут облегчить обучение, с другой — они приучают молодежь к быстрому чтению коротких текстов. Страдает длительное чтение.
"Это существенно влияет на уровень грамотности. Даже математические задания требуют много чтения. Если навыки чтения ухудшатся, это отразится на всех других областях тестирования", — говорит Арто Ахонен.
Тринадцать советов от нейробиолога: как повысить эффективность обучения до уровня профессиональных спортсменов (Helsingin Sanomat, Финляндия)Как повысить эффективность обучения? Есть много способов улучшить результаты, причем чтение — не единственный путь, говорит нейробиолог Минна Хуотилайнен. Одним подходит визуализация, другим полезно сочинять стихи или маршировать. Никому из нас не помешает чередовать интенсивную умственную нагрузку с физической. На учебу влияет даже питание, отмечает «Хельсингин саномат».
8. Инклюзивность
В образовании инклюзивность означает право каждого учащегося заниматься в обычных классах — независимо от трудностей в обучении или других проблем учащегося. Эта тема вызывает в обществе неоднозначную реакцию.
"Так разрыв в навыках учащихся только увеличивается. Нам стоит обратить внимание на эту тенденцию", — говорит Ахонен.
9. Потребность в поддержке учащихся возросла
Одна из важнейших причин — учащимся нужно больше поддержки.
"Начиная с кризиса 1990-х годов у нас появляется все больше учащихся, которым требуется значительно более серьезная поддержка в обучении", — говорит Яакко Сало.
10. Ситуацию не исправляют
Итак, появилось несколько проблем, и их никто не исправил. По словам Сало, действия Финляндии оказались недостаточно эффективными, чтобы что-то изменилось.
"Мы не привели в порядок поддержку образования. Это основная проблема общеобразовательных школ на протяжении более десяти лет".
Обсудить
Рекомендуем