Когда Россия проиграла Крымскую войну

Le Monde Diplomatique: в Крымскую войну Россия впервые отвернулась от Европы

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Забытая на Западе Крымская война, привела к серьезным последствиям, пишет LMD. После поражения Россия, отвергнутая Европой и подпитанная антизападными настроениями, начала завоевания в Средней Азии и продвижение на Дальний Восток.
Крымскую войну (1853-1856), в значительной степени забытую в странах, которые ее выиграли, таких как Франция и Великобритания, помнят в России, которая ее проиграла...
В европейском масштабе Крымская война, крупный конфликт XIX века, представляет собой не один парадокс, а несколько. Первый связан с последствиями конфликта: во Франции, как и в Великобритании, такие названия, как Малахов курган, Севастополь или Инкерман и Балаклава, запечатлены на памятниках, улицах городов, в литературе и кино. Здесь сохранили память об известных личностях, таких как французский военачальник Мак-Магон или британский лорд Реглан. Впрочем, порой сохраняют и память о людях почти неизвестных. Во Франции, например, есть статуя в память о воевавших на стороне Парижа колониальных солдатах-зуавах у моста Альма. Тем не менее со временем эта война была забыта западными обществами и государствами, которые выиграли ее при поддержке Османской империи. А вот Россия и русские, проиграв войну, сохранили ее в памяти, посвящая ей литературные произведения (больше всего известны "Севастопольские рассказы" Толстого). Есть и множество памятников, включая простые надгробия, которые русские воздвигли своим погибшим героям.

Первый конфликт, зафиксированный профессионалами прессы

Вопреки распространенному заблуждению, Крымская война не ограничилась рамками полуострова. Она проходила на гораздо большем пространстве: на Кавказе, в Азии, а также в Белом море вплоть до Соловецких островов! Другой парадокс: война унесла почти 800 тысяч жизней, но только 240 тысяч солдат погибли в бою. Еще больше людей пали жертвами тифа, холеры, дизентерии или цинги. Это был "современный" конфликт: впервые в истории Европы его фотографировали и зарисовывали профессионалы, освещали военные репортеры; был использован телеграф; использовались пароходы; применялось новое разрушительное оружие, такое как нарезные ружья. Одновременно развивалась и военная медицина: создавались полевые госпитали, где работало много женщин-медсестер (монашек и мирянок), а по инициативе хирурга Николая Пирогова в качестве анестезии начали применять эфир. Но это был и традиционный конфликт. Применялась штыковая атака (при взятии Малахова кургана), проходили бесконечные осадные операции (Балаклава, Карс, Севастополь). Все это уже начинало напоминать и будущую Первую мировую, с ее утопающими в грязи траншеями и эпидемиями. Почти перестала играть роль религия: конфликт не противопоставлял христианские государства мусульманскому. Напротив, коалиция западно-христианских народов, пришедших на помощь Османской империи, выступила тогда против православной Российской империи.

Психологическая война

Благодаря многотиражным газетам конфликт мобилизовал общественное мнение как никакой другой конфликт до этого. Были организованы кампании по финансовой поддержке воюющих, публиковались грубые ксенофобские статьи. В России, прежде быстро европеизировавшейся, вдруг осознали степень неприязни к русским западного мира: это подогрело антиевропейские настроения в России, прежде сводившиеся только к борьбе власти с европейскими революционными поветриями. Впрочем, впервые появились и пацифистские публикации (из своего изгнания Виктор Гюго написал один из первых антимилитаристских памфлетов в европейской истории). Конфликт закончился в марте 1856 года подписанием международного мирного договора в Париже.
Истоки конфликта кроются в двойном соперничестве: геополитическом и религиозном. С одной стороны, России не удалось решить вопрос о будущем Османской империи, переняв у ней контроль над теми территориями, которые Российская империя хотела освоить за ее счет слабеющих османов. С другой стороны, вопрос о святых местах впервые стал предметом соперничества между разными ветвями христианства. И вот на этой теме стоит остановиться поподробнее.

Босфор и Дарданеллы

С подписанием русско-турецкого Кючук-Кайнарджийского договора, заключенного Екатериной II в 1774 году, России было предоставлено право наблюдать за судьбами православных христиан, подчиненных Османской империи. Царская Россия воспользовалась этим, и с конца XVIII века она не переставала претендовать на удельные права на Черное море, а также на проливы Дарданеллы и Босфор. Продвигалась Россия заодно и на Балканы. С началом царствования Николая I в 1825 году эти цели стали масштабнее, и контроль над проливами ("ключами от дома", как сказал царь) стал главной задачей русской дипломатии. Поскольку в то время Османская империя рассматривалась как "больной человек Европы", ее плачевное состояние разжигало территориальные аппетиты соседних держав.
Самая большая ошибка британского генерала в XIX векеАбсурдные приказы главнокомандующих обеспечили англичанам поражение в Крымской войне, пишет Die Welt. Автор статьи знакомит читателей с одним из них – лордом Регланом. Он забывал о провианте и палатках для собственных солдат, зато разрешил им отращивать бороды.
В этих условиях в какой-то момент Санкт-Петербург даже вынужден был предотвращать такой раздел Османской империи, который был бы ему невыгоден. Россия тогда даже стала (пусть ненадолго) позиционировать себя в качестве привилегированного защитника Турции. Эта агрессивная с точки зрения Запада политика вскоре привела к ряду выгодных для России двусторонних договоров, таких как Адрианопольский мирный договор, заключенный в сентябре 1829 года, и Ункяр-Искелесийский договор о мире 1833 года, который запрещал Османской империи пропускать иностранные корабли через Дарданеллы в случае войны против России. Это положение, де-факто делавшее Черное море "русским озером", по выражению французского министра иностранных дел при Луи-Филиппе Франсуа Гизо, вызвало неприятие европейских держав. 13 июля 1841 года преимущества России были подвергнуты сомнению Лондонской международной конвенцией о проливах, которая запрещала вход в Босфор и Дарданеллы любому военному кораблю, кроме турецких или судов союзников Турции. Тогда Николай I был вынужден уступить, но, по его мнению, это отступление могло быть только временным.

Дела церковные

К этому доминирующему геополитическому вопросу добавляется еще один, религиозного характера. В то время как Франция, "старшая дочь Церкви", хотела защитить латинское духовенство, Российская империя позиционирует себя как наследница византийского престола и защитница Православия. Когда в 1852 году Наполеон III добился от Османской империи, хранительницы святых мест Палестины, возвращения католикам ключей от церкви Рождества Христова в Вифлееме, Николай I увидел в этом угрозу своей политике в отношении Османской империи и провокацию со стороны Франции. Желая ослабить франко-турецкие отношения, он предложил королеве Виктории в январе-феврале 1853 года план раздела Османской империи. Великобритании в этом случае вернулся бы Египет и Крит; а Россия усилила бы свое влияние в румынских княжествах, Сербии и Болгарии. Заодно Россия восстанавливала и контроль над проливами.
Этот двусторонний план шел вразрез с интернационализированным подходом к османскому вопросу, подтвержденным Конвенцией о проливах. Он, в частности, оставлял Францию в стороне от переговоров. Тогда царь и его министр иностранных дел Карл Нессельроде посчитали, что по "восточному вопросу" можно найти общность англо-русских интересов. Но они ошиблись.

Россия недооценивает противника

Враждебно настроенные к разделу Блистательной турецкой Порты, англичане выступали также против продвижения русских в проливах. Они опасались, что русские затем осядут в восточном Средиземноморье и будут угрожать безопасности их путей сообщения с Индией. В то же время Наполеон III стремился нанести двойной удар: он хотел подтвердить старые интересы Парижа в Леванте и вернуть Франции большую часть влияния в Европе, утраченного в 1815 году. Внутри страны он намеревался сплотить католическое общество вокруг себя. Помимо спора о святых местах, возникало множество сложных вопросов.
В начале 1853 года русская дипломатия недооценила нарастающую враждебность, вызванную в Западной Европе ее балканской политикой. Уверенный в своей правоте и в непобедимости своих войск, Николай I вступил в конфликт с крупнейшими державами. В феврале 1853 года он отправил к султану Абдул-Меджиду I князя Меншикова, который высокомерно потребовал институционализации российского протектората над православными подданными империи. Столкнувшись с отказом султана, который не мог смириться с таким посягательством на его суверенитет, Российская империя в июле вторглась в присоединенные к Порте румынские провинции Молдавия и Валахия на том основании, что там плохо обращались с православными христианами. Таким образом, Николай I придал своему действию вид религиозного крестового похода. В ответ Османская империя объявила войну России 4 октября.
Через три недели после первого победоносного морского сражения у Пицунды 9 ноября адмирал Нахимов разбомбил и уничтожил турецкую флотилию, стоявшую на якоре в порту Синопа. Когда ситуация стала критической для Османской империи, Франция и Англия подписали с ней 12 марта 1854 года союзный договор (при условии, что Порта будет содействовать у себя демократическим реформам). 27 марта они объявили войну Российской империи, а годом позже то же сделало и Сардинское королевство.

Анатомия поражения

Став европейской, война развернулись на нескольких театрах военных действий: на Балтийском море (на Аландских островах), на Балканах, на Кавказе, в дельте Дуная, на Белом море и в Азии (то есть в Закавказье, где русские возьмут турецкую крепость Карс, 26 ноября 1855 года после четырехмесячной осады). Летом 1854 года Николай I решил вывести свои войска из дунайских княжеств в качестве жеста доброй воли. Но союзники, с подозрением отнесшиеся к такому решению, продолжили наступление, высадившись в Крыму 14 сентября 1854 года. С этого момента именно на Крымском полуострове пошли самые ожесточенные бои. Так, сражения при Альме (20 сентября 1854 года) и Инкермане (5 ноября) выиграли франко-британские союзники. А вот сражение у Евпатории ознаменовалось победой турецких войск 17 февраля 1855 года.
Armchair History TV (США): Крымская война (часть I)Автор анимационного видеоролика подробно останавливается на причинах начала Крымской войны. «Диванный историк» объясняет и то, почему Британия пошла на союз с Францией, и почему противники считали Крым идеальной точкой для нанесения удара по России.
За несколько месяцев многочисленная, но плохо оснащенная русская армия, плохо управляемая и технически уступавшая французскому и английскому флоту, обнаружила некоторые свои слабости. В материально-техническом отношении, из-за отсутствия железной дороги из Москвы в Крым, подвоз людей и техники к местам боев представлял большие трудности для русских. Не всегда удавалось добиться удовлетворения потребностей армии. Несмотря на героическую оборону, Севастополь, находящийся в осаде почти год, пал 11 сентября 1855 года после взятия войсками Мак-Магона Малахова кургана тремя днями ранее. Тогда Александр II, сменивший своего отца в марте 1855 года, и слышать не хотел о капитуляции. Но под давлением Австрии и Пруссии, прежних союзников, сохранявших нейтралитет во время конфликта, Александр II в конце концов согласился на переговоры, начавшиеся в январе 1856 года на основе протокола, подготовленного австрийским правительством.

Мирный договор

Подписанный 30 марта 1856 года Парижский мирный договор ознаменовал собой конец европейского порядка, установленного в 1815 году, временное отступление России и ослепительное возвращение французской дипломатии на международную авансцену.
Черное море приобретает нейтральный статус; запрещается размещать там арсеналы, а османские и русские плацдармы на его побережье должны быть уничтожены. Поэтому русские были выдавлены из проливов, ничто не мешало британцам обеспечивать безопасность на пути в Индию. Целостность Османской империи была гарантирована подписавшими соглашение, и Россия больше не могла претендовать на особые права над православными христианами Порты. Санкт-Петербург также должен был отказаться от своих прерогатив над Дунайскими княжествами, признать их автономию одновременно с присоединением Южной Бессарабии к Молдавии. Наконец, Россия была вынуждена вернуть Османской империи устье Дуная, а также крепость Карс и согласиться на интернационализацию реки. Однако Франция и Австрия проявляли в отношении к России известную сдержанность: проекты английского министра лорда Пальмерстона по возвращению Турции Крыма (ставшего российским еще в 1783 году) и части Кавказа остались на бумаге.

Конец сорокалетнего доминирования России

Таким образом, договор ознаменовал триумф Наполеона III и, демилитаризовав Черное море и гарантировав целостность Османской империи, резко положил конец сорокалетнему господству России на Балканах. Но он имел и другие серьезные последствия. Во-первых, благодаря договору Сардинское королевство впервые поставило вопрос об итальянском единстве, что впоследствии будет поддержано Наполеоном III во имя его национальной политики. Кроме того, отвергнутая Европой и подпитанная антиевропейскими настроениями, Российская империя не замедлила заинтересоваться Азией: вскоре начались российские завоевания в Средней Азии и продвижение на Дальний Восток.
"Россия не сердится, она сосредотачивается", — заявил новый министр иностранных дел князь Александр Горчаков на следующий день после подписания договора. Действительно, годы, прошедшие после урегулирования конфликта, привели к глубоким внутренним изменениям. На фоне экономической отсталости перед другими европейскими державами в области коммуникаций и транспорта, слабой оснащенности русской армии и плохого физического состояния солдат, война подтолкнула Александра II к началу эры реформ. Ключевым моментом этих реформ стала отмена крепостного права в марте 1861 года. Точно так же Османская империя начнет целый ряд политических и социальных реформ в соответствии с соглашением, заключенным с Лондоном и Парижем в 1854 году.
Что касается изоляции России, то она продлится недолго. Разочаровавшись в Священном союзе с Австрией и Пруссией, который не оказал ей поддержки в крымских сражениях, Российская империя вскоре попыталась переориентировать свои военно-дипломатические союзы. России повезло: с 1870-1871 годов побежденная пруссаками Франция, отрезанная от Эльзаса и Лотарингии, сама была вынуждена искать союзника в континентальной Европе. Постепенно эти обстоятельства способствовали возобновлению франко-российского диалога, который привел к заключению политического и военного союза между Третьей республикой и Царской империей в 1891-1892 годах. В 1904 году этот союз был укреплен созданием Антанты, то есть военно-политической коалиции Российской империи, Великобритании и Франции. Через 50 лет после Крымской войны бывшие враги стали союзниками.
Обсудить
Рекомендуем