Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Чехии опасаются, что Россия прекратит поставки нефти по "Дружбе", сообщает iROZHLAS. Там готовятся к этому и планируют "переподключить" нефтепровод к терминалам на берегу Черного или Адриатического моря. Но не все так просто с заменой российской нефти.
Яна Климова (Jana Klímová)
Оператор чешской части нефтепровода "Дружба" готовится к прекращению поставок с российских месторождений уже несколько лет. Для нефтепровода "Дружба", которому уже 60 лет, и который заканчивается в городе Литвинов в Северной Чехии, было сделано исключение, и на него в течение двух лет не будет распространяться эмбарго на импорт российской нефти в Европейский Союз. По словам директора государственной компании "МЕРО" Ярослава Пантучека, в будущем этот нефтепровод можно "переподключить" к терминалам на берегу Черного или Адриатического моря.
iROZHLAS: Кто, помимо Чешской Республики, зависим от российской нефти, и насколько она вообще важна для мира?
Ярослав Пантучек:От российской нефти зависит вся Центральная и Восточная Европа. Мы по историческим причинам связаны с российскими месторождениями нефтепроводом "Дружба". Российская нефть составляет примерно десять процентов от общемирового потребления, и поэтому ее объемы важны для снабжения рынка.
— Десять процентов во всем мире. Но в Чешской Республике на нее приходится около половины потребления. А как дела обстоят в Западной Европе, которая перестанет импортировать нефть из России?
— Последствия там ощутимы уже сейчас. Под влиянием санкций русские сократили ежедневную добычу нефти примерно на двадцать процентов. Обычно они добывают около десяти миллионов баррелей в день, а теперь, по данным международного энергетического агентства, в России добывают восемь миллионов баррелей в день, и, по-видимому, добыча может еще сократиться.
С другой стороны, рынок в таком напряжении, что любое изменение в предложении и спросе будет быстро компенсировано. Я думаю, что все, что не закупит Европа, Россия, вероятно, отправит в Азию. Китай уже значительно увеличил объемы переправляемой нефти, как и Индия. В условиях глобального нефтяного мира, по всей видимости, произойдет определенное перераспределение территорий. Что не продадут в Европу, возместят продажами в Азию.
— В Чехии случались перебои. В этом году русские уже прерывали поставки и каждый раз оправдывались разными техническими проблемами. Такое мы уже видели и раньше. Сократилась ли доля российской нефти, импортируемой в Чехию, уже в этом году?
— В последние годы доля остается плюс – минус одинаковой, и нефтепровод "Дружба" снабжает чешские НПЗ почти на 50%. Это обусловлено тем, что сейчас в Чехии работают два НПЗ. Один из них в Литвинове, и он полностью зависит от российских поставок нефти.
Меньший НПЗ в Кралупы-над-Влтавой, напротив, совершенно не зависим от поставок российской нефти. Там ее даже невозможно перерабатывать по техническим причинам. Вот уже много лет этот НПЗ снабжается за счет нефтепровода IKL и нероссийских типов нефти. Теперь владельцам НПЗ придется искать нужную нефтяную смесь, чтобы заменить российскую нефть в Литвинове. Сейчас над этим ведется интенсивная работа.
Нероссийскую нефть НПЗ будут импортировать по нефтепроводу IKL, оператором которого является компания "МЕРО". В Германии он подсоединен к нефтепроводу TAL ("Трансальпийский нефтепровод"). Его акционеры согласились увеличить мощности для Чехии, чтобы туда вошло больше нероссийской нефти.
До двух с половиной миллиардов
— У Чешской Республики на это есть максимум два года, поскольку эмбарго на импорт российской нефти будет распространено и на нее. Насколько велика вероятность, что нефтепровод TAL удастся расширить в течение двух лет так, чтобы Чехия компенсировала полный отказ от российской нефти?
— Я должен сказать, что после того, как 30 ноября состоялось это заседание, я настроен оптимистично. Мы являемся одним из девяти акционеров нефтепровода TAL, и нам удалось добиться утверждения этого плана. Сейчас мы начнем подготовку договора, на основе которого наша компания обязуется инвестировать немалые финансовые средства в этот проект.
— О какой сумме идет речь?
— Только на один нефтепровод TAL планируется потратить около миллиарда крон. Однако отказ от российской нефти потребует расширения еще и подсоединенного нефтепровода IKL. Там придется расширять терминалы и, возможно, построить хранилище.
Кроме того, отказ от нефтепровода "Дружба", конечно, предполагает решение его дальнейшей судьбы. Сейчас он заполнен нефтью, и если поставки по нему остановятся, то нефть не сможет остаться там навеки. Придется ее устранить и думать, что делать с этим нефтепроводом дальше.
— Мы об этом еще обязательно поговорим. А пока вернемся к нефтепроводу TAL. Вы сказали, что на него будет потрачен миллиард крон, и дополнительных расходов потребует нефтепровод IKL. В общей сложности сколько составит эта инвестиция?
— Самый расходный вариант предполагает около двух с половиной миллиардов. В рабочем порядке мы рассматриваем варианты между одним с половиной и двумя с половиной миллиардами инвестиций. Эти цифры поддержало правительство в своем решении, обнародованном на прошлой неделе.
— Кто будет платить?
— Платить будем мы, и это расплата за укрепление энергетической безопасности, за то, что мы сможем продолжить работать на этом рынке, и что наши граждане будут обеспечены нефтью, прежде всего бензином, дизельным топливом и нефтепродуктами. Вся продукция из нефти остается у нас еще на десятилетия.
Начинается война нервов за российскую нефть. Европа в ней победитУстановив потолок цен на российскую нефть, ЕС сделал ставку на то, что Путин поддастся давлению, пишет Aktuálně. Однако он, напротив, может решить полностью прекратить продажу нефти. Европа многое поставила на кон и планирует давить еще больше, если позволит ситуация.
08.12.202200
Узкое горлышко
— Мне интересно еще кое-что, что касается нефтепровода TAL. Нефтепровод начинается в итальянском порту Триест, куда приплывают нефтяные танкеры. Одно дело — расширить мощности нефтепровода, а другое — расширить порт. Войдут ли туда все танкеры так, чтобы удовлетворить двое возросший спрос на нефть в Чехии?
— Вы задали очень точный вопрос. Как я уже сказал, переговоры были очень сложными, и этот вопрос стоял очень остро. Мы обсуждали его с другими инвесторами, поскольку в порту действительно станет некомфортно. Сейчас нас обслуживают примерно 500 танкеров в год, а в будущем их должно быть как минимум 570. Таким образом, на четыре причала в год должны будут войти на 70 — 80 танкеров больше.
Разумеется, это сопряжено со значительным ростом расходов на логистику и большим влиянием на экономику, поскольку любое опоздание танкера означает необходимость выплачивать сборы за простой, а они достигают несколько тысяч долларов. По-видимому, так или иначе пострадает каждая компания.
Но мы разъяснили, что в случае, если даже этот нефтепровод не расширять, мы все равно предъявим свои требования, и 70 новых танкеров неизбежно там появятся, потому что нам не остается ничего другого.
— То есть вы запугали акционеров, среди которых немецкие, итальянские и австрийские компании?
— Еще и американские. Восемь НПЗ в трех странах Европы, которые подсоединены к этому нефтепроводу. Интенсивные переговоры велись полгода, и наконец плюсы возобладали над минусами.
— Мы уже говорили о том, что в этом году Россия прекращала поставки по нефтепроводу "Дружба". Не думаете ли вы увеличить запасы нефти? Сейчас Чешской Республике хватит их на 90 дней. Для нас, конечно, сделали исключение из эмбарго на российскую нефть, но слишком высок риск, что русские все равно остановят поставки по нефтепроводу "Дружба" из-за европейских санкций.
— Этим вопросом мы занимаемся последние лет пятнадцать. Проблема сегодня заключается не только в нефтепроводе "Дружба", но и в том, что российские месторождения в европейской части России уже постепенно иссякают. То есть когда-нибудь российская нефть в нефтепроводе "Дружба" закончится, и этого следовало ожидать. Поэтому и россияне несколько лет назад активно переключились на расширение экспорта нефти по морю.
Если раньше нефтепровод "Дружба" был главной экспортной системой для России, то сегодня это уже не так. Думаю, очень важно это понимать. Еще до конфликта российская нефть, перед тем как попасть в Чехию, плыла по морю и поступала к нам по нефтепроводам Ingolstadt и TAL. Многие компании до сих пор получают российскую нефть из нефтепровода TAL.
В частности, одним из акционеров является компания "Роснефть". Ей принадлежит немалая доля и собственные НПЗ, которые снабжаются из нефтепровода TAL. Таким образом, российская нефть в нем не редкость, но с этим придется покончить.
— "Роснефть" согласна с тем, чтобы TAL расширили для Чехии
— "Роснефть" сегодня столкнулась с проблемами, прежде всего, в Германии, где в компании ввели принудительное управление. Представители компании согласились на расширение, потому что в их интересах, чтобы нефтепровод TALфункционировал. Они уверены, что российская нефть будет поступать в Европу под другим брендом и под другим флагом на танкерах.
Сохранится ли западный потолок цен на российскую экспортную нефть надолго?Западный потолок цен на российскую нефть вступил в силу, однако его будущее под вопросом, пишет "Хуаньцю шибао". Решать его судьбу предстоит Москве. Она может использовать ограничение, чтобы перевернуть структуру рынка, или подтолкнуть ЕС к отмене собственной санкции.
08.12.202200
— Вернемся к чешским запасам. Реально их увеличить или нет?
— Такая цель есть. Ведомство "Государственные материальные резервы" уже объявило тендер за закупку нефти.
— Но безуспешно. Никто не подал заявку.
— Это была четвертая попытка. Ведомство объявит пятый тендер. Я уверен, что закупить нефть удастся. В запасах у нас в основном российская нефть. Объявленный тендер открыт для любого типа нефти, но, учитывая низкую стоимость российской нефти и то, что тендер объявлен на сумму, а не на тип нефти, скорее всего, в резервы будет закуплена опять-таки нефть российская.
Что будет с нефтепроводом "Дружба"?
— Вы уже упомянули, что нефтепровод "Дружба" после окончания его эксплуатации придется очистить. Как это делается, и что вы планируете сделать с этим нефтепроводом дальше?
— Очистить и освободить нефтепровод "Дружба" — это, пожалуй, последний шаг, который мы бы хотели сделать. Мы все думаем, как сохранить его в работе. Один из вариантов возможен, если после окончания вооруженного конфликта порт Одесса останется в украинских руках.
Этот порт является началом нефтепровода, который на украинской территории подсоединен к нефтепроводу "Дружба". Если поставки российской нефти прекратятся, то через украинский порт в Одессе можно было бы продолжить получать каспийскую, азербайджанскую или казахскую нефть.
— То есть в Одессу опять-таки прибывали бы танкеры.
— Да, Одессу подключили бы к нефтепроводу "Дружба", и она снабжала бы Словакию, Венгрию и Чешскую Республику. Мы, разумеется, не знаем, чем закончится вооруженный конфликт, сколько он продлится, будет ли море заминировано, и смогут ли там проплывать танкеры.
Однако означенный нефтепровод был построен 20 лет назад именно с этой целью — диверсифицировать поставки по нефтепроводу "Дружба", в том числе, за счет других типов нефти, отличающихся от российской. Это один из вариантов, который мы рассматриваем.
— А если не получится, то что делать с этой пустой трубой?
— Мы сопротивляемся тому, чтобы эта труба пустовала. Второй вариант — нефтепровод Adria. Он ведет с хорватского острова Крк и благодаря порту позволяет получать нефть из любого уголка мира через Хорватию и Венгрию. Заканчивается нефтепровод Adria у словацкой части нефтепровода "Дружба", и тогда тоже появится возможность снабжать чешские НПЗ через нефтепровод "Дружба".
Правда, сейчас мощности нефтепровода Adria недостаточно, чтобы снабжать Чехию в больших объемах. Но чешские НПЗ хотят попробовать и эту трассу, и, по плану, уже в следующем году в Хорватию прибудет танкер для пробы. Мы по-прежнему надеемся, что один из вариантов сработает.
В крайнем случае нам придется выкачать всю нефть из нефтепровода. Ее там достаточно много, потому что протяженность трубы достигает 350 километров, а ее диаметр — 50 сантиметров. Эту нефть мы продали бы с учетом повышенного содержания азота в ней, а труба осталась бы в земле. Все равно это дешевле, чем выкапывать ее.
Труба останется пустой, и если даже в будущем с ней что-нибудь случится, она не будет представлять угрозы для окружающей среды.
— Не получится ли так, что в итоге у Чехии будет слишком много мощностей? Мы расширим TAL и, возможно, подключимся к порту Одессы или терминалу в Хорватии… Однако потребность в нефти может исчезнуть. В 2035 году планируется отказаться от производства двигателей внутреннего сгорания, и вообще вся Европа хочет сократить выбросы.
— Это правда, но только отчасти. Можно ожидать ощутимый спад спроса на топливо, но нефть — это не только бензин и дизельное топливо. Без нее не построить и метра шоссе, потому что нефть входит в состав асфальта. Все строительные технологии и дорожная сеть предполагают использование нефти.
— Да, но подавляющая часть нефти сегодня в Чехии потребляется в виде топлива.
— НПЗ в Литвинове специализируется преимущественно на нефтехимии и продукции, которая в дальнейшем востребована химической пластмассовой промышленностью. На нефти основаны также в основном, например, искусственные удобрения. И все тут в студии, что сделано из пластика, содержит в себе те или иные производные нефти. Заменить их будет не так-то просто.