Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В октябре Китай завершил строительство собственной космической станции Тяньгун, а в конце ноября с помощью корабля "Шэньчжоу-15" провел первую ротацию экипажей, пишет NYT. Останавливаться на достигнутом он не собирается. Планы амбициозные – появление космонавтов на Луне и Марсе.
Кит Брэдшер (Keith Bradsher)
Космодром Цзюцюань— Тридцать лет назад китайское правительство запустило секретную космическую программу, ключевой целью которой стало строительство космической станции к 2020 году.
В то время до отправки в космос первого тайконавта оставалось одиннадцать лет, и программа столкнулась с серьезными трудностями: китайские ракеты ломались в 1991, 1992, 1995 и дважды в 1996 году. Самой страшной оказалась авария 1996 года: ракета отклонилась от курса, полетела в неправильном направлении и взорвалась через 22 секунды после запуска, засыпав китайскую деревню обломками и залив горящим топливом. В результате катастрофы погибли и получили ранения как минимум 63 человека.
Но сегодня грандиозные космические планы других стран отстали от графика на много лет, а Китай завершил на орбите в конце октября сборку космической станции "Тяньгун" — всего на 22 месяца позже, чем планировалось изначально. А 29 ноября с космодрома Цзюцюань глубоко в пустыне Гоби стартовала миссия "Шэньчжоу-15" и доставила на станцию трех космонавтов, [которые сменили предыдущий экипаж] и положили начало её постоянному освоению.
Эти достижения в пилотируемой космонавтике в сочетании с недавними исследованиями на Луне и Марсе еще раз доказывают, что Китай нацелен на долгий космический марафон, а не соревнуется в стометровке с США. То, что космическая программа Китая успешно продвигается к своим долгосрочным целям, подтвердилось в очередной раз во время редкого визита иностранных СМИ на тщательно охраняемую ракетную базу в пустыне. Во время запуска 29 ноября удалось записать продолжительные интервью с высокопоставленными космическими чиновниками.
В августе Пентагон предсказал, что Китай превзойдет США по космическим возможностям уже в 2045 году.
"Я считаю вполне возможным, что они смогут нас догнать и превзойти — именно так, — сказала начальник штаба Космических сил США генерал-лейтенант Нина Арманьо на конференции в Сиднее за день до запуска "Шэньчжоу-15". — Они достигли ошеломляющего прогресса".
Китайская программа стартовала в 1986 году — спустя пару десятилетий после того, как американо-советская космическая гонка достигла апогея. Именно тогда Дэн Сяопин, тогдашний верховный лидер Китая, утвердил проект 863, программу развития науки и техники, куда вошли и планы пилотируемого космического корабля.
Программа начала набирать обороты в 1992 году с проектом 921. "Тогда была поставлена цель завершить строительство китайской космической станции примерно к 2020 году", — рассказал главный конструктор пилотируемой космической программы Китая Чжоу Цзяньпин.
Замешкавшись на старте, когда ракеты не взлетали, а взрывались, в последующие годы Китай преодолел конфуз и разогнался. Решить проблемы с качеством сборки Китаю помогли американские компании в поисках недорогих способов запуска спутников. В 2003 году Boeing выплатил 32 миллиона долларов штрафа за нарушение американских законов о контроле оружейного экспорта после приобретения компании Hughes Space and Communications.
В итоге в 2011 году Конгресс запретил американским космическим ведомствам тратить деньги на сотрудничество с Китаем, за исключением строго оговоренных обстоятельств. Запрет появился в ответ на возможную кражу технологий и нарушения прав человека и перекрыл Китаю путь на Международную космическую станцию.
Республиканец и бывший конгрессмен Фрэнк Вольф, в свое время продавливавший этот закон, недавно сообщил, что по-прежнему считает его необходимым. "Нечего нам сотрудничать с Китаем", — утверждает он.
Кроме того, Китай долгие годы опирался на обширный российский опыт — начиная еще с основания Цзюцюаня в 1958 году как военной базы для разработки первых межконтинентальных баллистических ракет. А космические корабли серии "Шэньчжоу" сильно напоминают российские "Союзы".
Космические чиновники Пекина говорят, что все комплектующие сделаны в Китае. Но признают, что многолетнее сотрудничество с северным соседом пошло им пользу.
"У пилотируемой космической программы Китая в процессе развития было немало обменов с Россией — стопроцентная локализация отнюдь не означает, что никакого сотрудничества не было", — сказал Чжоу.
На сегодняшний день Китай реализует собственные программы и над новой космической станцией с Россией не сотрудничает.
Китай уже добился больших успехов за последние годы, и полдюжины должностных лиц поделились планами на ближайшие годы. Наше интервью записано на космодроме среди огромных россыпей серого гравия на северо-западе Китая, почти в четырех часах езды от ближайшего крупного города.
Космическая станция "Тяньгун" весит почти 100 тонн. Это чуть больше, чем у запущенного в 1973 году американского "Скайлэба" и меньше, чем у "Мира", который Советский Союз начал собирать в космосе в 1986 году.
Государственные СМИ рисуют "Тяньгун" для китайской публики этаким небесным домом с тремя спальнями. Однако он намного меньше Международной космической станции, которая весит около 450 тонн и вмещает семерых.
Но недостаток габаритов китайские чиновники пытаются компенсировать "эффективным управлением" — этот эвфемизм подразумевает скученность и эксперименты. При этом западные эксперты отмечали, что МКС по размерам даже избыточна — особенно с учетом того, что компьютеры и другое научное оборудование с начала ее разработки в 1994 году стали гораздо компактнее.
Космическая гонка только начинается, но США отстаютС начала XX века США лидировали в области исследований и разработок в сфере освоения космоса, но сейчас все иначе, пишет The Hill. Китай развивает свою станцию, а Россия выходит из проекта МКС. По мнению автора, без хороших специалистов и крупного финансирования Америка может потерять конкурентное преимущество в этой сфере.
03.08.202200
С прибытием трех космонавтов на борту "Шэньчжоу-15" 30 ноября Китай планирует постоянное присутствие на станции минимум трех человек. Раз в полгода их число будет увеличиваться до шести на время "пересменка" — для сравнения, штатный состав МКС в семь человек все равно больше.
Заместитель генерального директора инженерного бюро китайской пилотируемой космической программы Цзи Цимин сказал, что космонавты "Шэньчжоу-15" сначала отладят оборудование на борту недавно построенной станции. Они завершат установку и проверят 15 научно-экспериментальных узлов и проведут свыше 40 экспериментов и технических испытаний в области космических исследований, медицины, технологий и так далее, сказал он, не вдаваясь в подробности.
По словам Чжоу, при эффективном управлении пространством китайская космическая станция предложит ученым четыре пятых от числа научных установок, доступных на МКС. Одним из таких аппаратов станут холодные атомные часы.
"Они могут сыграть важную роль в ряде фундаментальных физических исследований — например, неньютоновской гравитации и гравитационного красного смещения", — сказал он.
Уже в следующем году космическая станция получит отдельно запущенный телескоп "Сюньтянь", который будет вращаться поблизости и наблюдать за вселенной в оптическом и ультрафиолетовом диапазонах волн — во многом это усложненная версия телескопа Хаббла НАСА 32-летней давности.
"Главной особенностью телескопа является то, что он может проводить крупномасштабные съемки неба: мы планируем обследовать 42% площади неба за десять лет, — сказал Чжоу. — Мы рассчитываем получить важные результаты, ведь наш телескоп станет уникальным в мире в ультрафиолетовом диапазоне".
По словам Цзи, экипаж "Шэньчжоу-15" в ближайшие месяцы также совершит три или четыре выхода в открытый космос. Помимо прочего, они опробуют новый роботизированный грузовой шлюз для научных экспериментов в ледяном космическом вакууме.
"Мы достигнем столь низких температур, что сможем изучать важнейшие явления в фундаментальной физике — например, конденсат Бозе-Эйнштейна", — сказал Чжоу, имея в виду агрегатное состояние вещества, образующееся лишь при температурах, близких к абсолютному нулю.
Несмотря на ограничения прямого сотрудничества, китайские чиновники говорят, что сделали важные выводы, наблюдая за американскими коллегами. В частности, они рады, что не последовали за решением НАСА в 1970-х строить большой, но дорогостоящий космический самолет системы "челнок".
Зато работа компании Илона Маска их впечатлила.
"Я впервые услышал о SpaceX на встрече в США в 2009 году и был очень удивлен: никогда прежде о ней раньше не слышал, хотя и бывал в Америке. А она так быстро выросла!", — сказал Чжоу.
Наблюдая за SpaceX, китайские чиновники оценили пользу многоразовых ракет и космических кораблей.
"Космический челнок очень сложен", — считает Чжоу, тогда как капсулы, которые применяет Китай и SpaceX, "проще технологически, обеспечивают надежность и безопасность и к тому же более экономичны". Позже он предположил, что "через несколько лет Китай выйдет на повторное использование космических кораблей нового поколения".
Разработка многоразовых космических технологий стала еще важнее после серьезной международной критики китайских ракет "Чанчжэн 5B". При запуске всех трех модулей "Тяньгун" эти тяжелые ракеты-носители выходили из-под контроля и падали на Землю.
Посол США в Китае Никлас Бернс сообщил, что призвал Китай к осторожности с "неконтролируемым возвратом больших ракетных тел".
Пекин же критика "Чанчжэн" возмутила. Одна ракета-носитель упала во время испытательного полета в 2020 году в Западной Африке и нанесла ущерб, однако жертв и пострадавших при этом не было. Минимум еще один запуск запланирован на 2023 год, когда на орбиту выйдет телескоп "Сюньтянь".
Китайские официальные лица хотят не просто избежать неконтролируемого возврата в атмосферу, но и повторно использовать ракеты.
Грядущая анархия в космическом пространствеНовые реалии и правила в освоении околоземного пространства практически поставили крест на общепризнанном договоре, в котором космическое пространство определяется как "достояние всего человечества", пишет The National Interest. Авторы статьи называют сложившуюся ситуацию новой трагедией ресурсов общего пользования.
29.04.202200
"Мы рассматриваем повторное использование как важную техническую цель наших проектов — это сопряжено с техническими проблемами, но приведет к экономии средств и придаст импульс развитию всей аэрокосмической отрасли", — сказал Чжоу.
Ронг И, главный конструктор ракеты-носителя "Чанчжэн 2F", которая вывела в космос миссию "Шэньчжоу-15", сообщила, что 26 ноября Китай испытал прототип многоразового ракетного ускорителя на жидком кислороде и керосине. По ее словам, до этого Китай усердно трудился над технологиями управления, чтобы многоразовая ракета могла приземлиться в строго заданном месте.
Кроме того, главнокомандующий по системам пилотируемых кораблей в Китайской академии космических технологий Хэ Ю сказал, что в мае 2020 года Китай уже испытал многоразовый прототип капсулы космического корабля.
Параллельно с разработкой многоразовых кораблей строятся планы по отправке космонавтов на Луну. Точные сроки китайские должностные лица не объявили, но намекнули, что это произойдет не позднее 2030 года.
Цзи и Чжоу сказали, что над лунным посадочным модулем уже проделана значительная работа.
"Эти работы заложили прочную основу для пилотируемого исследования Луны, — сказал Цзи на пресс-конференции на космодроме Цзюцюань, после чего сделал отсылку на китайскую мифологию. — Я верю, что мечта китайцев обнять Луну с девятого неба сбудется уже в ближайшем будущем".
Но полет на Луну — не новость. Главный трофей для Китая — это полет на Марс. При этом особое внимание уделяется тому, чтобы сократить его продолжительность — возможно, благодаря использованию ядерной силовой установки вместо обычных ракетных двигателей. Чиновники убеждены, что космонавты обязаны вернуться живыми и здоровыми.
"В теории это технически осуществимо, но сопряжено с огромными инженерными проблемами в силу масштаба. По нашим оценкам, с современными технологиями полет займет минимум 900 дней, — сказал Чжоу.
По его словам, с ядерной силовой установкой время в пути можно будет сократить до 500 дней. Предсказывать, пойдет ли Китай именно этим путем, он не стал.
Главный разработчик пилотируемой космической программы Китая Хуан Вейфэнь важнейшей целью назвала обеспечение здоровья космонавтов в течение 500-дневного полета.
"Этот качественный скачок в полетах — очень большой вызов с точки зрения медицинских и психологических проблем и гарантий жизни", — сказала она.
Несмотря на все эти трудности, Китай намерен стойко придерживаться своего долгосрочного плана.
"Высадка на Луну, высадка на Марс — всё это огромный прогресс для человеческой цивилизации, — сказал Чжоу. — Мы можем понять и осознать его значение лишь шаг за шагом. Но их роль в развитии нашей человеческой цивилизации огромна и стоит наших усилий — за это стоит побороться".