Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украинский кризис показал, что экономическое превосходство и агрессивная пропаганда в СМИ активно используются в качестве политического инструмента, пишет Sabah. Так, например, США пытаются истощить Россию и ограничить экспансию Китая. Но Пекин готов ответить Западу его же оружием.
Все мы понимаем, что мир уже не такой, как прежде. Однако мы никак не можем прийти к согласию о том, какой будет его новая версия. Кто-то полагает, что мы вступили в период, называемый научным веком, и эта эпоха будет протекать при ведущей роли технологических компаний и усилении неолиберальных тенденций. Некоторые считают, что нынешний век программного обеспечения вызовет общественное возмущение, при этом наберут силу антилиберальные идеи, прежде всего национализм. А кое-кто убежден, что мир вступает в новую холодную войну.
Все эти утверждения достаточно спорны и периодически могут пересекаться друг с другом. Однако никто не отрицает, что мы так или иначе находимся на пороге глобальной трансформации. Чтобы суметь предвидеть, каким изменения нас ждут, полезно взглянуть на инструменты борьбы. На мой взгляд, в настоящее время в основе конфликтов лежит экономическая конкуренция.
Российская экономика военного времени: учимся жить без импортаПредсказанный Западом крах российской экономики не произошел: она оказалась довольно устойчивой, а сами россияне — очень изобретательны, пишет FT. Читатели издания согласны с тем, что санкции против Москвы оказались "символическими".
15.12.202200
Это не означает, что прямые вооруженные конфликты канут в Лету. Напротив. Например, украинский конфликт как раз можно назвать продуктом такого рода сведения счетов. С высокой долей вероятности мы встретимся с похожими кризисами и в других регионах.
Тем не менее следует отметить, что мы переживаем период интенсивного экономического противостояния. Даже украинский конфликт главным образом формируется вокруг усилий по экономическому истощению. Если учесть санкции против России, американское давление на Европу и так далее, то можно видеть, что конкуренция на этой почве очень сильно влияет на политику государств.
Руководствуясь аналогичной логикой, США, как мы знаем, хотят оказать давление и на Китай. Возможно, это не делается так открыто, как в эпоху Трампа. Однако США ведут интенсивную пропаганду, чтобы подавить активность Китая прежде всего на европейском рынке. В западных средствах массовой информации можно каждый день встретить такие агитационные статьи. Много пишут о том, что Германии, например, необходимо пересмотреть торговые отношения с Китаем, извлечь уроки из украинского конфликта и больше не выстраивать тесные связи с такими странами. Эти публикации содержат несколько угрожающий тон.
Однако мы всегда упускаем из виду другую сторону экономической конкуренции. Китай тоже использует торговые отношения для укрепления и защиты собственного положения в мире. Даже малейшая критика в адрес внешней политики Китая грозит санкциями с его стороны. Эту угрозу ощущают многие государства и компании, начиная от Норвегии и заканчивая африканскими странами.
На международной арене экономическое могущество, похоже, активно используется в качестве политического инструмента. На мой взгляд, с этой точки зрения крайне важна борьба Турции за экономическую независимость. Турции для защиты геополитических интересов необходимо найти способы противостоять экономическому давлению.