Ядерный синтез – та область, в которой Россия и Запад не могут разорвать отношения

Politico: проект ИТЭР показал взаимозависимость России и Запада

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Попытки ряда европейских стран сорвать реализацию проекта создания термоядерного реактора сорвались, пишет Politico. Выяснилось, что без российского участия в нем миллиарды долларов будут попросту выброшены на ветер.
Виктор Джек (Victor Jack)
Россия, ЕС и США по рукам и ногам связаны проектом ядерного синтеза ИТЭР
Сен-Поль-ле-Дюранс (Франция) – Из-за российской военной операции на Украине отношения Москвы с ЕС и США были разорваны в клочья практически во всех областях – от торговли до туризма. Однако есть одна сфера партнерства, от которой они не могут отказаться.
В тихом и солнечном уголке южной Франции уютно расположилась площадка Международного экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР) – проекта, предназначенного для укрощения реакции ядерного синтеза, в результате которой высвобождается колоссальное количество энергии. Его реализация тихо, но довольно уверенно продолжается с участием российских ученых и с использованием российских технологий.
В этом месяце ученые ИТЭР порадовались крупному достижению, о котором объявил Национальный комплекс лазерных термоядерных реакций США при Ливерморской национальной лаборатории им. Лоуренса в Калифорнии. Его руководство заявило, что удалось преодолеть серьезное препятствие и получить больше энергии в результате проведенного эксперимента синтеза.
Проект ИТЭР, в котором участвуют 35 стран, стал результатом встречи американского президента Рональда Рейгана и советского руководителя Михаила Горбачева в 1985 году, состоявшейся после многолетней холодной войны. Из него никак нельзя исключить участника, который пустился во все тяжкие. Если прекратить участие России в этом эксперименте, он просто будет сорван.
Цель проекта стоимостью 44 миллиарда долларов – проверить реакцию ядерного синтеза (такая реакция происходит в центре звезд) на предмет ее превращения в надежный источник чистой безуглеродной энергии, которая минимально радиоактивна. Для этого надо ввести горячую плазму при температуре до 150 миллионов градусов Цельсия в устройство и ограничить ее магнитными полями. При этом ядра водорода в результате синтеза превращаются в ядра гелия и дополнительные нейтроны, высвобождая огромное количество энергии.
Евросоюз взял на себя около половины расходов на проведение эксперимента и осуществляет свою часть руководства проектом через расположенное в Барселоне агентство Fusion 4 Europe. Индии, Японии, Китаю, России, Южной Корее и США принадлежат доли примерно по девять процентов.
Поскольку Россия является активной участницей ИТЭР, на объекте работают около 50 ее сотрудников, включая инженеров.
Когда Россия начала в феврале спецоперацию на Украине, проект оказался в трудном положении, особенно в связи с тем, что представители российского правительства вместе со своими европейскими и американскими коллегами входят в Совет ИТЭР, который принимает все важные решения.
"Это трудное равновесие, когда надо осудить участника, но потом придется столкнуться с тяжелыми последствиями для проекта", – сказала представитель ИТЭР по связям с общественностью Сабина Гриффит (Sabina Griffith). Она добавляет, что поначалу шли активные дискуссии о том, как реагировать на случившееся. Сотрудники какое-то время даже говорили, что на вебсайте проекта надо разместить баннер с осуждением военных действий, но потом отказались от этой идеи.
"Сама по себе эта организация вне политики, но многие люди спрашивали, что делать", – когда начались боевые действия, рассказал главный инженер ИТЭР Ален Бекуле (Alain Bécoulet), который добавил, что персонал "очень опечален".
"Политическая ситуация пока стабильная, все члены заявляют, что они хотят и дальше работать вместе", – сказал он. Бекуле отметил, что первое после начала военных действий заседание совета, состоявшееся в июне, было "очень конструктивным".
Члены совета ИТЭР, собравшись в октябре на очередное заседание, подтвердили свою твердую уверенность в ценности проекта.
Этот эксперимент уже получил свою порцию критики из-за превышения сметы и отставания от графика. Французское ведомство ядерной безопасности в январе отложило сборку термоядерного реактора из-за проблем с безопасностью. Управляющее агентство Fusion 4 Europe обвиняют в давлении на сотрудников и в перегрузке их работой, из-за чего, как утверждают критики, один человек даже совершил самоубийство.
В отличие от женевской лаборатории высоких энергий ЦЕРН, которая после начала военных действий приостановила сотрудничество с Россией, проект ИТЭР осуществляется в рамках международного соглашения, и поэтому исключить из него Москву трудно, сказал Бекуле.
Дело в том, что до 90% финансирования проект получает не деньгами, а в вещественном виде – оборудованием, приборами и так далее. Каждая страна-участница изготавливает единственную в своем роде, а потому уникальную часть реактора, после чего он складывается как гигантская головоломка.
Такая схема предназначена для формирования специализированных знаний и опыта в вопросах синтеза по всему миру и стимулирования внутреннего производства. Но в этом случае, если кто-то из участников не поставит свою часть, рухнет весь проект, и будут впустую потрачены миллиарды.
Но это не значит, что вооруженный конфликт на Украине не повлиял на него.
Во-первых, западные санкции и российские ответные санкции сделали крайне опасным процесс закупок деталей российского производства, объяснил Бекуле. "Оказалось, что 2022 год очень важен в плане поставок из России", – сказал он. Москва производит очень важные детали для реактора, включая шины электропитания, представляющие собой алюминиевые бруски, по которым реактор получает электрический ток огромной силы. Кроме того, в России изготовлен 200-тонный магнит в форме кольца, который придает форму плазме и удерживает ее в реакторе в подвешенном состоянии. Его называют катушкой полоидального магнитного поля.
Чтобы доставить шины грузовиками, а катушку из Санкт-Петербурга в Марсель морем, "потребовалась уйма бумажной работы, пришлось оправдываться и объяснять различным европейским странам, что нет, на нас санкции не распространяются, что для нас сделано исключение", рассказал Бекуле. Это болезненный процесс, и из-за него поставки задерживались до двух месяцев, добавил он.
Кроме того, российский персонал оказался в подвешенном состоянии, в том числе, инженер-сборщик из Москвы Владимир Тронза, работающий на площадке ИТЭР с 2016 года.
Шведов предупредили о перебоях со светом и велели готовиться к худшемуМинистр энергетики Швеции предупредила сограждан о том, что из-за нестабильности энергообеспечения зимой не исключены перебои со светом. Об этом сообщает сайт датского телеканала TV2. Эбба Буш призвала семьи лучше подготовиться к возможному кризису.
"Вначале все спрашивали: „Что будет дальше? Придется ли нам искать другую работу? Или нам надо собирать чемоданы и возвращаться домой?”" – рассказал он. Тронза добавил, что поначалу российские сотрудники боялись отказа Москвы от участия в проекте.
Однако, по словам Тронзы, он не слышал, чтобы кто-то из россиян уехал домой. "Большинство вообще не хочет возвращаться", потому что многие уже прочно осели на юго-востоке Франции.
"Сотрудничество важно – важно поддерживать связи и разговаривать", – сказал он, добавив, что этот проект "для всеобщего блага".
Обсудить
Рекомендуем