Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Польше в преддверии парламентских выборов разгорается кризис, пишет "Европейська правда". Правящая коалиция не может договориться с Брюсселем о выделении средств на укрепление экономики из-за отказа завершить реформу судебной системы. Это значительно ослабит поддержку Киева Варшавой.
Станислав Желиховский
Менее чем за год до парламентских выборов правящая в Польше партия "Право и справедливость" оказалась перед непростым выбором. Страна, понесшая масштабные убытки вследствие пандемии, а теперь – и из-за российской спецоперации на Украине, остро нуждается в средствах Европейского союза. Однако у ЕС есть жесткое требование по разблокированию средств в поддержку Польши – для этого власть должна должным образом завершить реформу судебной системы.
Впрочем, попытки удовлетворить требования Брюсселя до сих пор не увенчались успехом. И это уже может привести к серьезным последствиям. Так в чем же проблема? Каким образом Варшава планирует выполнить условия Евросоюза? И что произойдет, если этого не случится?
Бесконечный марафон
Изменения в польском судопроизводстве ожидаются еврокомиссией в связи с решением суда Евросоюза, который обязал Польшу немедленно приостановить действие положений, касающихся полномочий дисциплинарной палаты верховного суда, которую еврокомиссия обвинила в политизированности.
Более того, за невыполнение решения суда ЕС на Польшу наложены штрафные санкции в размере один миллион евро в день. Кроме этого, комиссия поставила принятие национального плана реконструкции и выплату денег из фонда реконструкции – а это целых тридцать пять миллиардов евро – в зависимость от изменений в этом отношении.
Прошло почти два года с тех пор как правительство Матеуша Моравецкого представило в Брюсселе Национальный план реконструкции. Однако Польша, в отличие от других стран – членов Евросоюза, которые уже успешно используют средства из Фонда реконструкции на укрепление экономики после последствий пандемии, до сих пор не получила от Брюсселя ни одного евро.
В худшем положении – только Венгрия. Однако если курс Виктора Орбана заключался в сознательной конфронтации с Брюсселем и шантаже в виде блокировки важных для всего Запада решений (в первую очередь по Украине), то Варшава такую политику позволить себе не могла.
А потому польская власть, даже, несмотря на имидж евроскептиков (и сопротивление консерваторов внутри коалиции), пошла на уступки перед ЕС. Шанс на получение европейских денег у Варшавы был еще в середине 2022 года. Так, пятнадцатого июля вступили в силу изменения в закон о верховном суде, поданные президентом Анджеем Дудой. Основным положением стала ликвидация дисциплинарной палаты верховного суда и создание взамен нее палаты профессиональной ответственности.
Обращаясь с законопроектом к сейму – нижней палате польского парламента – глава государства подчеркнул, что цель поправок – улучшение функционирования системы правосудия в Польше и "предоставление правительству инструмента", чтобы завершить спор с Еврокомиссией и разблокировать национальный план реконструкции.
Впрочем, несмотря на это, Польша не получила средств от ЕС. Ведь изменения, по мнению европейских чиновников, не решили проблем с независимостью польского судопроизводства.
"Новый закон не гарантирует судьям возможности обжалования статуса другого судьи без риска привлечения к дисциплинарной ответственности, чтобы выполнить условия для предоставления денег от национального плана реконструкции этот вопрос должен быть решен", – заявила тогда президент ЕК Урсула фон дер Ляйен.
Депутаты от ПиС, учитывая предстоящие парламентские выборы и, соответственно, желание улучшить электоральные позиции, не стали сдаваться. И за полгода, тринадцатого декабря, чтобы окончательно развеять сомнения Брюсселя, предложили еще одну поправку. Изменение должно было быть принято двадцатого декабря на дополнительном заседании сейма. Однако этого так и не произошло.
Дело в том, что президент Дуда решил, что проект может быть неконституционным. А вдобавок его разозлил тот факт, что при подготовке этого закона с ним никто не консультировался. "Все хотят, чтобы деньги от национального плана реконструкции как можно быстрее поступили в Польшу, но помните, что не менее важным является поддержка социального, политического и правового порядка, а также абсолютное обеспечение верховенства права, что понимается как гарантирование прав граждан", – заявил лидер Польши. С тех пор прошло несколько недель. Впрочем, позиция Дуды так и не изменилась.
Коалиционный "тупик"
В начале 2023 года президент Анджей Дуда напомнил о предыдущей поправке – той, что вступила в силу в июле, но не удовлетворила Еврокомиссию.
"Несмотря на обсуждения политиками разных вариантов, напоминаю, что в феврале 2022 года я подготовил проект изменений в верховном суде, который поддержала ЕК. Поэтому компромисс был, а затем было принятие национального плана реконструкции. К сожалению, многомесячная задержка в сейме и изменение закона привели к тупику", – написал Дуда в Твиттере.
В то же время он заявил о своей оппозиции к младшему партнеру по коалиции – партии "Солидарная Польша", возглавляемой главным архитектором судебной реформы, министром юстиции Збигневом Зебро, известным своими евроскептическими взглядами. Но так ли это на самом деле?
Стоит отметить, что "зебристы" выступают категорически против любых изменений в законодательство о верховном суде. По их мнению, они являются результатом "механизма брутального шантажа" со стороны еврокомиссии.
Для того чтобы склонить членов "Солидарной Польши" к голосованию за поправки, премьер-министр Матеуш Моравецкий пригласил их на встречу. "Хотел бы представить всем депутатам „Солидарной Польши”, какие преимущества для роста ВВП, роста экономики и количества рабочих мест, для повышения зарплат, для развития инвестиций появятся при принятии Национальной программы восстановления", – заявил Моравецкий.
Впрочем, встреча "зебристов" с главой правительства не привела к компромиссу. "Солидарная Польша" продолжает стоять на своем, надеясь, что ей удастся заблокировать соглашение с Брюсселем руками президента.
Дуда дал понять, что ему не нравится подготовленный проект поправок в закон о Верховном суде из-за передачи дисциплинарных дел судей в высший административный суд, что фактически было бы признанием того, что Палата профессиональной ответственности является глупостью. А это в свою очередь может ситуативно сблизить его с Зебро, как бы это ни казалось маловероятным.
Указанное, очевидно, изрядно раздражает лидера ПиС Ярослава Качиньского, который ради средств из еврофондов готов прекратить спор с Брюсселем еще до парламентских выборов, ведь это очень помогло бы ПиС переизбраться. Особенно когда неумолимо надвигаются проблемы с бюджетом, инфляция и экономический спад. И именно деньги ЕС могут для правящего лагеря стать спасательным кругом.
Если сепаратная игра таких политиков, как Збигнев Зебро, в дальнейшем будет продолжаться, это может привести к исключению "Солидарной Польши" как из коалиции, так и из списков на осенних выборах.
В случае же Союза Зебро с Дудой "Объединенные правые" станут как никогда разделенными, что приведет к очень серьезным внутренним спорам.
А это на фоне конфликта на Украине может значительно ослабить внешнеполитическую активность Польши, в частности помощь Украине.