Новый подход Запада после очередных отказов Косову в признании

"Политика": вступление Косово в Совет Европы не будет означать признание его независимости

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Теперь, когда уже 18 государств отозвали свое признание независимости Косово, его вступление в ООН даже в качестве наблюдателя еще больше осложнилось, пишет "Политика". А обретение членства через Совет Безопасности ООН практически невозможно из-за позиции Китая и России. В Приштине и Вашингтоне забеспокоились.
Зоран Миливоевич (Зоран Миливојевић)
Выступая с новогодним обращением, президент Сербии Александр Вучич, наконец, огласил названия государств, которые изменили свое мнение о косовской независимости, что привлекло особое внимание. Дополнительная информация о том, что это еще не конец, и что список таких государств может пополниться в ближайшее время, усилило беспокойство политических структур в Приштине и Вашингтоне. Оппозиционные политики отреагировали резко, а советник Госдепа Соединенных Штатов Америки господин Дерек Шоле заявил накануне визита на Балканы, что США "считают кампанию по отзыву признания независимости Косово отвлечением внимания, и это не будет способствовать продвижению вперед". Дерек Шоле также отметил, что это не соответствует предложению Европейского Союза о диалоге, который ведут две страны, поскольку "это не приближает нас к реализации евроатлантических амбиций обеих стран, о которых заявляют их лидеры. Мы хотим сосредоточиться на этом, а не на отвлекающих внимание вещах".
Теперь, когда уже 18 государств отказали Косову в признании, Сербия добилась процентного большинства в Генеральной ассамблее ООН, что, в свою очередь, дополнительно осложнило вступление "Косово" в эту организацию даже в качестве наблюдателя (модель Палестины), а его вступление посредством Совета безопасности ООН практически невозможно из-за позиции Китая и Российской Федерации. Еще важнее тот факт, что большинство государств на мировой арене, когда придерживаются подобного мнения о Косово и Метохии и об аргументах Сербии, защищающей свой суверенитет и территориальную целостность, тем самым подтверждают свою приверженность международному праву и существующему международному порядку, который основан на Уставе и системе ООН. Это доказывает, что мир меняется, что многополярность приобретает вес, и что благодаря принципиальной позиции и решительным действиям по линии международного права Сербии удалось подтвердить правильность своей дипломатической стратегии и ставки на свои государственные и национальные интересы.
В этой связи не случайно, что в последнее время представители американской администрации, говоря о поддержке Косово, все чаще на первый план выдвигают "косовскую региональную, европейскую и евроатлантическую интеграцию" в смысле стратегических целей и интересов администрации. Признание косовской государственности не приносит результатов на международном уровне, а решительность Сербии в защите своих национальных интересов остается неизменной. В такой ситуации подобную риторику можно расценивать как сигнал и как новую стратегию Вашингтона и Запада, желающих подтвердить свои намерения, связанные с Косово и регионом, а также активизироваться в качестве посредников ("европейская модель/план", спецпредставители и так далее).
На мысль о новом подходе наводит и попытка укрепить государственность Косово посредством международных организаций на пространстве, которое трансатлантический альянс полностью контролирует — то есть в Европе без России и через НАТО. Отсюда и заявка Косово на членство в Совете Европы, Европейском Союзе и участие в "Партнерстве ради мира". В Совете Европы западные члены, которые признали Косово, обладают необходимым большинством в отсутствии Российской Федерации. Кроме того, нет четкого критерия государственности для полноправного членства в этой организации. Поэтому вступление Косово в Совет Европы станет наиболее эффективным рывком к подтверждению некой государственности хотя бы в тех международных организациях, где большинство пока не ставит ее под сомнение. Однако возможны изменения в рамках трансатлантического альянса, где пять стран — членов Европейского Союза: Кипр, Испания, Румыния, Словакия и Греция и четыре члена Североатлантического альянса: Испания, Румыния, Словакия и Греция — уже не признают Косово и не хотят менять своего мнения, тем самым закрывая Косово путь к вступлению в Европейский Союз и НАТО. Чтобы правильно оценивать все значение данной операции, необходимо иметь в виду, что Совет Европы — это исключительно европейская международная организация, не обладающая глобальным влиянием и утратившая немалую часть своего значения после расширения Евросоюза и НАТО на восток Европы. До этого расширения Совет Европы выполнял важную функцию "чистилища" перед полноправным вступлением в евроатлантические структуры. Хотя и сегодня он играет эту роль для оставшихся кандидатов. Тем не менее, вступление Косово в Совет Европы ничего не изменит в статусном смысле и в распределении сил на международном уровне, поскольку полную международную субъектность ему может гарантировать исключительно Организация Объединенных наций.
Президент Сербии назвал страны, отозвавшие свое признание независимости самопровозглашенного Косово
Новый подход западного альянса диктуется и новым перечнем его глобальных интересов, связанных со спецоперацией Российской Федерации на Украине и вооруженным конфликтом там. Кстати, он влияет на весь мир, в связи с чем присутствие НАТО в нашем регионе приобретает особое геостратегическое значение. Поэтому и ранее процитированный Дерек Шоле отдельно подчеркнул "евроатлантические амбиции", и о них напоминает не он один. В общем, западный альянс ускоряет решение косовского вопроса и шлет в регион все новых и новых спецпредставителей, а американский посол Хилл прямо сказал о желании воспользоваться "импульсом", возникшим из-за роста напряженности в конце прошлого года. Все это иллюстрирует новый подход и обновление оперативных методов.
Обсудить
Рекомендуем