Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Упадок мировой торговли из-за последствий коронавируса, конфликта на Украине и отказа Китаю в доступе к передовым технологиям, приведет к тому, что мировая экономика потеряет семь триллионов долларов, пишет Haqqin. Если ведущие страны не найдут выхода из ситуации, прогнозы станут еще более мрачными.
Мамед Эфендиев
С грозным предупреждением выступил на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, заявивший, что из-за противостояния США и Китая мир рискует окончательно разделиться на Запад и Восток.
Справедливости ради отметим, что озабоченность генсека ООН не кажется надуманной. На данном этапе мировое сообщество, столкнувшееся с серьезным геополитическим расколом и недоверием, весьма далеко от единства, что в перспективе может привести к разрыву связей между двумя ведущими экономиками мира.
По словам Гутерриша, Пекин и Вашингтон имеют разные точки зрения по многим жизненно важным вопросам. "Особенно напряжены отношения между странами в вопросе защиты прав человека и региональной безопасности, – подчеркнул генсек ООН. – А спасти мир от будущей конфронтации удастся лишь в том случае, если ведущие государства, даже несмотря на имеющиеся противоречия, сохранят контакты и продолжат сотрудничество".
Антониу Гутерриша поддержал и Клаус Шваб, исполнительный председатель ВЭФ. По его словам, мир одновременно столкнулся со множеством вызовов и движется к усилению процессов распада и конфронтации. Шваб также подчеркнул, что в сложившейся ситуации ключевое значение имеют принципы взаимного уважения и сотрудничества.
Кто-то действительно может назвать международную палитру, которую мы наблюдаем сегодня, "беспорядочной мозаикой сил", в которую встроены сверхдержавы, восходящие державы, средние державы, региональные державы, государства-изгои, а также крупные корпоративные и социально-медийные силы. Налицо движение к усилению фрагментации и конфронтации, катализаторами которых стала глубокая перестройка мировой экономики, вызванная последствиями COVID-19, энергоперехода и изменением формы цепочек поставок.
Приходится констатировать, что мир, столкнувшись с экзистенциальными проблемами, достиг некоего поворотного пункта. В числе этих проблем – изменение климата, нерациональная эксплуатация природных ресурсов, угроза ядерных инцидентов и крайняя нищета, способная уничтожить значительную часть населения планеты.
Безусловно, человечество с его гигантским опытом выживания способно сконструировать и построить более инклюзивный и устойчивый мир. Но для этого необходим конструктивный подход. Ибо, не соблюдая принципы сотрудничества и взаимного уважения, решить глобальные проблемы невозможно.
А экономисты тем временем подсчитывают, что потеряет цивилизация от тенденции поэтапного разобщения и перехода к изоляционизму.
В частности, Кристалина Георгиева, директор-распорядитель Международного валютного фонда, заявила, что если мировое сообщество не примет должных мер и допустит резкий упадок торговли, то потери глобальной экономики от торговой фрагментации могут составить около 7 процентов мирового ВВП, или почти 7 триллионов долларов. Чтобы представить себе масштабы возможной катастрофы, отметим, что эта сумма эквивалентна совокупному объему экономик Германии и Японии, вместе взятых.
Правда, при благоприятном сценарии, предполагающим лишь "некоторое снижение в торговле", ущерб будет более или менее приемлемым – 0,2 процента мирового ВВП. Но и это не пустяк. Особенно в условиях, когда рост экономики повсеместно замедляется и мы сталкиваемся с дополнительными трудностями. Если же к торговой фрагментации добавится еще и разобщение в области технологий, то ущерб достигнет порядка 8–12 процентов от мирового ВВП.
Ничем не смогла обрадовать участников Давосского форума и генеральный директор Всемирной торговой организации (ВТО) Нгози Оконджо-Ивеала. По ее словам, страны должны бороться с возможной приостановкой процесса глобализации и распадом мира на два противоборствующих торговых блока, что может привести в долгосрочной перспективе к сокращению мирового ВВП на 5 процентов. Что же касается развивающихся стран, то их потери составят около 12 процентов ВВП.
Вывод генерального директора ВТО – если страны заинтересованы в экономическом росте, они должны избегать фрагментации мировой торговли.
На фоне мрачных прогнозов ведущих мировых торгово-финансовых институтов относительно обнадеживающе прозвучало заявление одного из ведущих экономистов мира, профессора Калифорнийского университета Барри Эйхенгрина, назвавшего "чистой теорией, а вовсе не реальностью" общепринятое мнение о том, что глобализация пострадает от последствий пандемии коронавируса, конфликта на Украине и действий Вашингтона, направленных на восстановление производства и отказ Китаю в доступе к передовым технологиям.
По словам Эйхенгрина, глобальные цепочки создания стоимости развиваются медленно и постепенно. И хотя, скажем, Apple перенесла часть производства iPhone во Вьетнам и Индию, эта компания по-прежнему полагается на Китай и не вернула производство в США. "За любой тенденцией к переносу производства последует тенденция к переносу за границу рабочих мест в сфере услуг, – отметил профессор Эйхенгрин. – Переход к глобализации услуг был вызван переходом на работу из дома…"
Что же касается напряженности, возникшей между Россией и Западом из конфликта на Украине, то она, по мнению профессора Калифорнийского университета, не приведет к серьезным изменениям в мировой торговле.
"Страны, пытающиеся избежать возможных санкций США, а потому покидающие ориентированную на доллары глобальную торговую систему, лишь бросят несколько песчинок в колеса мировой экономики, – считает Эйхенгрин. – А что касается доллара, то он продолжает оставаться мировой валютой, даже несмотря на переход к расплате юанями, в которых номинировано менее одного процента мировой торговли. Несмотря на напряженность, Китай и США остаются друг для друга ведущими торговыми партнерами".
Куда больший риск для мировой торговой системы, по мнению ученого, представляет военное противостояние США и КНР в Южно-Китайском море, которое может остановить торговлю между этими странами, после чего двусторонние финансовые потоки рухнут, другие страны будут вынуждены принять чью-то сторону, а мировая экономика в результате разделится.
"Вот это был бы реальный конец глобализации, какой мы ее знаем", – констатировал Барри Эйхенгрин.
Остается лишь надеяться, что глобальная экономика все-таки сумеет избежать печальной судьбы "Стального острова" из романа Жюля Верна, который был построен для богачей и ушел на дно из-за их недальновидности и непомерных амбиций.