Китай дал России своеобразный "испытательный срок"

Историк Митер: Китай не возражает против достижения Россией заявленных ей целей на Украине

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Китай создает видимость нейтралитета по украинскому конфликту, но на практике поддерживает Россию, заявил Болгарскому Радио историк Рана Митер. Пекин не возражает против выполнения Москвой ее объявленных целей на Украине. Но на замораживание конфликта он тоже не согласен.
Веселин Паунов
Какие бы геополитические сценарии ни писались после 24 февраля, без Китая они не имеют смысла. Съезд Коммунистической партии Китая в октябре прошлого года полностью развязал руки председателю Си Цзиньпину. Главная цель внутренней политики третьего срока Си – стабильный рост экономики Китая, замедлившийся из-за коронавируса. А во внешней политике – улучшение отношений с некоторыми западными странами после периода изоляции. Дипломатические источники в Пекине, пожелавшие остаться неизвестными, отмечают, что основное внимание уделяется связям с Европой, пострадавшим из-за поддержки Китаем дружественной России в ее военной спецоперации против Украины. Отправная точка дипломатической перестройки Си Цзиньпина – переоценка преимуществ его тесных отношений с Москвой.
БНР поговорил с профессором Раной Митером, историком из Оксфордского университета, одним из крупнейших экспертов по китайской политике.
БНР: Из Пекина поступают сигналы о том, что Китай пытается улучшить свои отношения с западными странами, особенно европейскими. Возможно, на фоне охлаждения отношений с Россией китайское руководство начинает чувствовать себя несколько изолированным в глобальном масштабе?
Рана Митер: Думаю, китайское правительство действительно чувствует себя оторванным от мировой дипломатической арены. Это продолжается уже несколько месяцев. Китайское правительство продолжает создавать видимость нейтралитета по российско-украинскому конфликту, но на практике, за кулисами, все считают, что Китай поддерживает Россию. В то же время Пекин разочарован, что Россия стала страной-изгоем.
Китай пытается справиться с этим, продолжая скрывать напряженность в отношениях с США, по крайней мере, в некоторых ключевых областях, например технологиях. Я говорю об американском законе о чипах, лишившем Китай доступа к полупроводниковым технологиям.
Китай пытается найти другие способы смягчить негативные последствия, один из них – улучшить отношения с некоторыми крупными игроками в Европе, в том числе с канцлером Германии Шольцем. Но нет никаких сомнений в том, что сейчас Китай не так решителен в своей дипломатии, как до начала боевых действий на Украине.
Китай по-прежнему не хочет использовать силу и влияние в Евразии, несмотря на кризисы на Украине и в Афганистане"С большой силой приходит большая ответственность", но это, видимо, не про Китай. Он не готов использовать власть для решения конфликтов на Украине и в Афганистане, пишет South China Morning Post. Хотя Пекин обладает огромным влиянием, что позволяет ему стать настоящим лидером в регионе.
– Во время последней встречи около месяца назад Си Цзиньпин и Владимир Путин пообещали углубить двусторонние связи, но в частных беседах мы слышим от высокопоставленных китайских чиновников, что они обеспокоены поддержкой Кремля. Financial Times даже процитировала китайский источник, который сказал: "Путин спятил! Решение о начале СВО было принято очень небольшой группой людей. Китай не должен просто следовать за Россией". Как вы думаете, Китай попытается публично дистанцироваться от действий Путина на Украине?
– Думаю, Китай дал России своего рода "испытательный срок". Иными словами, если Россия сможет выполнить заявленные цели по завоеванию Украины, фактически уничтожив независимое государство, Китай особо возражать не будет. В частных кругах, однако, говорят, что Китай выступает против намерений России заморозить конфликт на Украине, чтобы ни одна из сторон не смогла решить его исход в свою пользу.
Такая крайне нестабильная международная ситуация очень волнует Китай. Китай любит стабильность. В принципе Китаю нравится понимать, откуда брать нефть и газ, и быть в хороших отношениях со всем остальным миром. Особенно Китай обеспокоен последствиями политики нулевого COVID последних 2-3 лет. Эта политика создала огромные проблемы для отношений Китая с остальным миром. Я думаю, сейчас есть опасения, что нестабильность, созданная действиями России на Украине, приведет к еще большей неопределенности и нестабильности.
Можно ли сказать, что в стратегию Пекина входит не только позиционирование себя как потенциального миротворца, но и как участника программы по восстановлению Украины?
– Думаю, это скорее риторическое обращение, чем реальное намерение. Исторически сложилось так, что за последние 50-60 лет Китай ни разу не проявлял большого энтузиазма по непосредственному участию в мирных переговорах. В отличии от той же России, вмешавшейся в Сирию. В некотором смысле единственным исключением была Северная Корея, но даже тут Китай играл скорее второстепенную роль. Не думаю, что в этот раз будет по-другому.
Китай будет продолжать делать то, что он делает сейчас, то есть утверждать, что обе стороны должны искать мирное решение. Доброжелательное, хотя и лишенное содержания заявление. Китаю интересно, что будет, когда конфликт закончится, неважно, как именно. Украину надо будет восстанавливать, предполагаю, Китай будет продвигать свою кандидатуру для решения вопросов, связанных со строительством, технологиями и инфраструктурой. Не будем забывать, что до 24 февраля Китай был крупнейшим торговым партнером Украины.
По-моему, после окончания этого конфликта мир неизбежно будет разделен между Россией и Западом, возглавляемым Америкой. Поэтому не совсем понятно, насколько свободно Украина сможет выбирать, кто именно будет восстанавливать ее экономику и инфраструктуру. Это будет зависеть от того, кто выйдет победителем.
Обсудить
Рекомендуем