Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Принятая система измерения объемов экономики с помощью ВВП, рассчитанного в долларах, изжила себя из-за формирования нового миропорядка, пишет Al Mayadeen. Старый империалистический подход в экономике не отражает реальную ситуацию: западные страны утратили статус крупнейших экономик мира, отмечает автор статьи.
Размер экономики страны измеряется рыночной стоимостью всех конечных товаров и услуг, произведенных в ней в течение года. Речь идет о валовом внутреннем продукте (ВВП). Это не единственный, но принятый на международном уровне и академически признанный метод измерения объема экономики. Как и другие показатели, он имеет свои недостатки. Поскольку он отражает стоимость товаров и услуг в ценах текущего года, также рассчитывается реальный ВВП, учитывающий изменение цен, что помогает оценить фактический объем производства.
Еще одна сложность появляется при сравнении валового внутреннего продукта (номинального или реального) разных стран, так как показатель рассчитывается в местных валютах. При пересчете в доллары по текущему обменному курсу упускается из внимания покупательная способность национальной валюты.
Например, в той или иной стране за один доллар можно купить больше, чем в Соединенных Штатах. Поэтому китайский ВВП, например, оказывается меньше, чем он есть на самом деле, и обменный курс юаня по отношению к доллару не отражает его покупательную способность в Китае: за границей он слабее, чем внутри страны.
Отчасти причиной является то, что Центральный банк Китая преднамеренно ослабляет курс юаня для поощрения экспорта. Это достаточное, но не обязательное условие для возникновения различий в покупательной способности местных валют после их конвертации в доллары внутри и за пределами страны, поскольку могут иметь место самые разные факторы. Кроме того, заработная плата рабочих в Китае настолько низка, что цены на неэкспортируемые услуги, такие как стрижка, ремонт автомобилей, сбор овощей и другие, на местном уровне также ниже, чем на международном.
Такие различия могут возникать, если колебания обменного курса национальной валюты имеют широкий диапазон. Как следствие, ВВП государства с неустойчивым обменным курсом растет и падает при измерении в долларах.
Поэтому, помимо прочего, ВВП разных стран рассчитывается с использованием такого показателя, как паритет покупательной способности (ППС). Он учитывает разницу в покупательной способности местных валют и, как следствие, более полезен для оценки уровня жизни — среднего дохода на душу населения. Последний равен общему валовому внутреннему продукту, деленному на численность населения. Кроме того, он важен для определения черты крайней и относительной бедности в каждом государстве.
Именно поэтому индекс человеческого развития (ИЧР), принятый ООН, вычисляется на основе ВВП по паритету покупательной способности, что позволяет более точно сравнивать доходы, уровень жизни и объем производства.
Если провести сравнение между десятью крупнейшими экономиками мира, используя величину их ВВП в 2022 году на основе предварительных оценок Международного валютного фонда, можно обнаружить, что показатели будут различаться в зависимости от метода расчета — по текущему обменному курсу или ППС.
При измерении ВВП вторым способом мы обнаружим, что размеры экономик стран Востока и Юга значительно больше, чем стран Запада. Другими словами, всю большую роль в мировой экономике играют азиатские государства.
Десять крупнейших экономик мира в 2022 году по величине ВВП
© inosmi_infographics
Инфографика
Отметим, исходя из этой таблицы, что в международном рейтинге экономика России поднялась с 11-го на девятое место в 2022 году по сравнению с 2021, несмотря на рост обменного курса рубля по отношению к доллару за последний год.
Так, например, если на 7 марта 2022 доллар стоил около 140 рублей, то в конце июля прошлого года его можно было купить за 52,5 рубля.
Для сравнения, южнокорейская экономика с десятого места в 2021 году переместилась на 13 строчку в 2022-м, хотя реальные темпы роста корейской экономики составили 2,7% (темпы роста экономики США также достигли 2,7% за тот же период). Причиной тому послужило снижение обменного курса корейской валюты в течение 2022 года.
Так, в начале 2022 курс к доллару составлял менее 1200 вон, а в какой-то момент в октябре превысил 1444 вон. С тех пор курс доллара снова снизился, достигнув примерно 1238 вон на 15 января 2023 года. Другими словами, ВВП Южной Кореи, а вместе с ним и ее место в рейтинге, снова повысятся, хотя другие факторы остаются неизменными.
Таким образом, сравнение размеров экономики стран на основе текущего обменного курса или его среднего значения в течение года не отражает реальную стоимость произведенных товаров и услуг, хотя и является важным показателем финансовой устойчивости.
Десять крупнейших экономик мира в 2022 году по паритету покупательной способности
© inosmi_infographics
Инфографика
Судя по этой таблице, где данные более точно отражают состояние экономики в 2022 году, можно отметить следующее.
— Индонезия и Бразилия прочно вошли в первую десятку экономик мира, хотя отсутствуют в первой таблице.
— Российская экономика поднялась с девятого места в мире по ВВП на шестое по паритету покупательной способности, а Индия — с пятой строчки в первой таблице на третью во второй. Самое примечательное — китайская экономика переместилась со второго на первое место в мире.
— При взятии за основу ВВП по паритету покупательной способности США оказались на второй строчке. Согласно данным Всемирного банка, то же самое имело место в 2013 году. Есть также те, кто утверждает, что так было и в 2015, и 2017. Важно понимать одно — Китай обогнал Америку.
— Индия заняла место Японии в качестве третьей по величине экономики в мире.
— Канада и Италия не входят в первую десятку списка, оставаясь при этом в числе двадцати крупнейших мировых экономик.
— Экономики Великобритании и Франции опустились с шестого и седьмого места в мире в первой таблице на девятое и десятое место во второй.
— Долларовая стоимость произведенных в США товаров и услуг остается неизменной в двух таблицах и составляет 25,04 триллиона в 2022 году. И это предсказуемо, поскольку доллар используется в качестве меры для сравнения всех экономик в соответствии с обменными курсами стран. При этом доллар можно сравнить с линейкой для измерения — в отличии от остальных валют его покупательная способность не учитывается.
Противоречие между показателями
Общий вывод состоит в том, что при измерении экономик по паритету покупательной способности место тех или иных стран в рейтинге меняется, и общая картина приобретает более южные и азиатские черты.
Другими словами, реальный баланс в мировой экономике, когда оценивается реальная стоимость товаров и услуг, меняется в пользу стран Востока и Юга. Так, общий ВВП десяти крупнейших экономик мира в 2022 году, согласно второй таблице, составляет 98,13 триллиона долларов. При этом на долю Китая, Индии, России, Индонезии и Бразилии, а это 54,19 триллиона долларов, приходится более 55%, в то время как доля США, Японии, Германии, Англии и Франции составляет менее 45%. Мы наблюдаем явный перевес в пользу незападных стран. К слову, Япония относится к западным странам, поскольку мы определяем Запад с экономико-политической, а не географической точки зрения.
Согласно первой таблице, общая величина ВВП десяти крупнейших экономик мира в 2022 году составила 67,467 триллиона долларов, а доля Китая, Индии и России — 23,92 триллиона долларов, или чуть более 35%.
Другими словами, около 65% ВВП десяти крупнейших экономик мира, согласно этому показателю, приходится на США, Канаду, Германию, Великобританию, Францию, Италию и Японию, а значит, экономический баланс склоняется в пользу западного лагеря.
Таким образом, мы видим большую разницу в финальной экономической картине, когда ВВП рассчитывается в долларах США или с учетом покупательной способности местных валют. Ситуация меняется, когда продукция, реализуемая на международном рынке, оценивается в долларах и тем самым "стоимость" национальных экономик оценивается в принятой на международном уровне единице, а все остальное (внутристрановые реалии) не принимается во внимание.
Вывод может звучать так: измерение ВВП крупнейших экономик в долларах не только неправильно с точки зрения статистической методологии, но и отражает доминирующее империалистическое положение Соединенных Штатов в мировой экономике. Тем временем способ измерения по ППС отражает ситуацию одновременно на двух уровнях — глобальном и национальном.
Если в финансовой системе империализм по-прежнему силен, то в реальной экономике баланс все больше смещается в сторону развивающихся экономик и независимых государств, что создает противоречие, нередко переходящее в геополитические столкновения и геоэкономические конфликты.
Конфликт крупных держав ставит под угрозу непомерное преимущество доллараФормирующийся многополярный мир разрушает существующую международную валютную систему, пишет аналитик Credit Suisse Золтан Пожар в статье для FT. Появление цифровых валют центробанков подстегивает и без того ускоряющуюся дедолларизацию.
23.01.202300
Возьмем, к примеру, "Большую семерку", в которую входят Соединенные Штаты, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Япония. Она находится на вершине мировой экономической пирамиды по ВВП, но не по ППС, а потому для этих стран естественно стремление всячески сохранить свое господство.
Главенство Запада в мировом банковском секторе
Однако в той мере, в какой восходящие державы вовлечены в глобализированную экономику, они зависят от доллара. Это указывает на важность поиска альтернативной глобальной экономической системы, где американская валюта больше не является мерой для оценки общей ситуации.
Когда мы говорим, что Запад по-прежнему контролирует денежную систему, речь идет не только о методе расчета ВВП стран. Если взять за образец банковский капитал, четыре крупнейших банка мира по стоимости активов принадлежат Китаю. Из них два полностью принадлежат государству, а третий — наполовину. Это еще одно фундаментальное различие, имеющее идеологический характер, между финансовыми системами независимых государств и международным финансовым устройством.
Однако доминирующее положение Китая в банковской системе не отменяет тот важный факт, что большая часть активов банков по всему миру находится на Западе. Согласно отчету, опубликованному в апреле 2022 года, среди ста крупнейших банков мира 19 находятся в Китае, 12 — в Соединенных Штатах, восемь — в Японии, по шесть — в Великобритании, Франции, Южной Корееи Канаде, пять — в Германии, четыре — в Австралии, по три — в Бразилии, Нидерландах, Сингапуре, Испании, Швеции и Швейцарии, два в Италии и только по одному в Индии, Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Норвегии, России и Катаре.
Российский "Сбербанк" занимает 65-е место в мире, Qatar National Bank — 100-е место, и это единственный арабский банк в списке. Иными словами, доля БРИКС в международном банковском капитале остается скромной, за исключением Пекина, чья доля не перевешивает остальные, но неуклонно растет.
Мировая экономика — это лишь группа крупнейших экономик, а остальные не в счет
Размер мирового ВВП в 2022 году по текущему курсу доллара составил 101,5 триллиона долларов, а это означает, что доля десяти крупнейших экономик мира в производстве составляет более 66%. Если взять 20 крупнейших экономик по этому показателю, то на их долю приходится около 80% мировой экономики, и тогда на 175 стран мира остается всего 20% мирового ВВП.
По данным Международного валютного фонда, мировой ВВП по ППС составил 161,5 триллиона долларов, а это значит, что доля десяти крупнейших экономик мира составляет около 61%. Если же мы возьмем 20 крупнейших экономик, согласно этому показателю, то их доля составит более 75%. Остальные страны мира производят менее 25 % мирового ВВП.
Таким образом, ведущие экономики производят большую часть мирового ВВП, а разница заключается в распределении сил по двум показателям. На вершине ранее упомянутая "Большая семерка", помимо Аргентины, Австралии, Бразилии, Индии, Индонезии, Южной Кореи, Мексики, России, Саудовской Аравии, Южной Африки, Турции и Европейского Союза.
Реальность такова, что экономика Испании, Египта, Тайваня и Ирана превосходит экономику Аргентины или ЮАР в 2022 году по ППС, и Нидерланды должны войти в "Большую двадцатку" по паритету покупательной способности. Формируется новый мир, и надо искать иные модели, отражающие его реальные характеристики и интересы большинства народов. В этом процессе арабы должны искать свое место под солнцем, стараясь играть более видную роль в международной системе.
Автор: Ибрагим Аллуш (إبراهيم علوش)