Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Конфликт на Украине стал для Эрдогана серьезной угрозой накануне президентских выборов, пишет газета "Вести". Но он делает ставку на Россию и основной задачей своей предвыборной программы считает создание максимально благоприятных условий для дальнейшего экономического сотрудничества с ней.
Ярослава Маслова
Ставки в турецкой президентской гонке высоки
Турция в ожидании выборов. В мае страна одновременно будет голосовать за президента и парламент. Пока действующий глава государства Реджеп Эрдоган, пребывающий у власти более 20 лет, задействует все силы для подавления оппозиции, последние все больше уверены в своей победе. Предстоящее голосование станет настоящим испытанием для Эрдогана, впервые он не считается явным фаворитом, даже несмотря на то, что оппозиционные силы до сих пор не выдвинули своего контркандидата. Станут ли грядущие выборы судьбоносными для партии власти и как в предвыборной кампании задействован украинский вопрос – в материале Vesti.ua.
Перенос даты
Изначально президентские и парламентские выборы в Турции были назначены на 18 июня. Однако последние полгода Эрдоган неоднократно говорил, что голосование может состояться раньше, в то же время вопрос о конкретной дате обходил стороной. Буквально на днях президент в ходе встречи с молодежью в провинции Бурса сообщил, что волеизъявление пройдет в мае, а именно 14 числа. Он напомнил о дне, когда в 1950 году в современной Турции состоялись первые свободные выборы. Тогда, именно 14 мая, победу одержал Аднан Мендерес – премьер-министр, свергнутый военными в 1960 году, и казненный годом позже. Эрдоган часто сравнивал себя с Мендересом в течение своего 20-летнего правления. "Покойный Мендерес сказал 14 мая 1950 года: „Хватит, народ скажет свое слово”, и победил у избирательных урн", – заявил Реджеп Тайип, выступая перед правящей партией.
Официально в правящей партии Турции перенос даты выборов объясняют высоким туристическим сезоном, который как раз попадает на июнь. Однако западные СМИ называют грядущие выборы самым большим испытанием для Эрдогана за последние 20 лет. Он был избран премьер-министром в далеком 2003-м, а в 2014 году – президентом. На сей раз переизбрание Эрдогана не является настолько явным, как это было во время предыдущих голосований. Поэтому в оттягивании времени нет никакого смысла.
“Многие ищут некий символизм в вопросе переноса даты выборов. Но боюсь вас расстроить, никакой сакральности в дате 14 мая попросту нет. Скорее, тут дело в банальных расчетах. Эрдоган поставил на кон все, он кинул огромные денежные ресурсы, готовясь к выборам. Он и его команда попробовали поднять уровень поддержки населения до максимальной точки, а удерживать такую картину еще один лишний месяц – задача непростая”, – говорит Игорь Семиволос, директор Центра ближневосточных исследований.
Поиски конкурента
Парламентские и президентские выборы пройдут в Турции в один день. Эрдоган будет баллотироваться со своей Партией справедливости и развития в избирательном союзе с ультраправой Партией националистического движения. В то же время часть оппозиции сформировала шестипартийный блок, включающий крупнейшую оппозиционную Республиканскую народную партию и национально-консервативную партию Айи. Другой альянс образован прокурдской оппозиционной Демократической партией народов с более мелкими политическими силами.
Кстати, оппозиционные силы пока не представили единого кандидата. Ожидается, что сделают это уже ближе к выборам. Хотя уже сегодня можно выделить минимум три персоны, которые в силах доставить немало хлопот Эрдогану на предстоящем голосовании. Еще совсем недавно безапелляционное предпочтение отдавалось мэру Стамбула Экрему Имамоглу, в декабре 2022-го получившему приговор в два года за решеткой за оскорбление избиркома. В 2019 году чиновник назвал глупостью решение представителей совета отменить результаты муниципальных выборов, по итогам которых он одержал победу. Сам политик планирует подать апелляцию. Учитывая судебные разбирательства, логично, что для оппозиции фамилия Имамоглу стала слишком рискованной. Хотя, по мнению Игоря Семиволоса, если юристам стамбульского мэра удастся дожать турецкое правосудие, у него будут неплохие шансы побороться за президентский пост.
“У этого политика боевой характер, он достаточно опытный в разного рода делах. Если суды начнут вилять хвостом, то Эрдогану не повезет, у Имамоглу достаточно неплохие шансы выиграть эти выборы”, – отметил Семиволос.
Другим популярным кандидатом от оппозиции является мэр Анкары Мансур Яваш – представитель консервативной "Хорошей партии". Но и с ним не все так гладко. Главной проблемой Яваша может оказаться то, что раньше он был членом националистической партии МНР, что, вероятно, станет преградой между ним и избирателями курдской национальности.
“Мэр Анкары – молодой политик, левоцентрист, который пользуется большой поддержкой своей политической силы и популярностью у простых людей. Немаловажно, что ему достаточно ловко удалось выиграть местные выборы. Ничего не мешает ему повторить успех и на президентских. Эрдогану кровь из носу нужна победа в первом туре, если он его провалит, Яваш может выстрелить”, – поделился своим мнением Игорь Семиволос.
Учитывая достаточную проблематичность двух вышеупомянутых политиков, главным оппонентом для действующего президента Турции остается лидер крупнейшей оппозиционной Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу. Кстати, он уже не единожды проигрывал Эрдогану выборы. Однако в случае его выдвижения в 2023-м, говорят эксперты, за этого кандидата будет голосовать не только оппозиция, но и курды, а это еще плюс 11–12% голосов, которые могут стать решающими.
Ставка на экономику
Согласно результатам последних опросов общественного мнения, Эрдогану несколько удалось поднять свой рейтинг, сильно пошатнувшийся после пандемии COVID-19. Основной упор в предвыборной кампании партии власти был сделан на социальную поддержку. В последние несколько недель президентом было принято решение о поднятии минимальной зарплаты на 55%, до 8500 лир (около 455 долларов). Кроме того, Эрдоган пообещал отменить возрастной порог для двух миллионов турок, которые таким образом смогут раньше выйти на пенсию.
Несмотря на доминирующую поддержку Эрдогана в обществе, методы, выбранные им для достижения целей, весьма сомнительные. В стране главенствует авторитаризм, большая часть СМИ находится под контролем правительства – оппонентам Эрдогана будет трудно заявить о себе. Турция отходит от принципов светского государства, провозглашенных Ататюрком, начались массовые притеснения оппозиции. Кроме того, как рассказывает политолог-международник Владимир Воля, все чаще президент прибегает к раскачиванию вокруг себя “культа личности”. “К примеру, недавно было заявлено об открытии огромного музея имени Эрдогана. И это при живом-то главе государства”, – отмечает Воля.
Среди тем, которые обсуждаются во внутренней политике, – возвращение религиозного образования, притеснение прав женщин и, конечно же, как часть социально-экономической проблематики, – тема беженцев. Последний вопрос активно разыгрывается между командой президента и его оппонентами с так называемого правого фланга. Сирийские беженцы, по мнению правых политических сил, отбирают доходы и работу у турок и неоправданно долго проживают на территории страны. В ответ Эрдоган пытается вывести эту проблематику в позитивное для себя русло. Он обращается с разного рода поощрительными программами к турецкому бизнесу, говорит о массовых инвестициях в промышленность, в частности в оборонно-военный комплекс, и активизирует тему создания новых рабочих мест.
“По этим двум направлениям – экономика и военный блок – Эрдогану важно усиление партнерства с Россией. В первую очередь Москва, как рынок для турецкой аграрной продукции. Ну и, конечно же, попытка заработать на массовом потоке российских туристов. Важной темой для Эрдогана является и энергетический сектор как основа для укрепления своей экономики, в частности он просит у Путина отсрочки по платежам за газ”, – пояснил Воля.
Украинский вопрос
Конфликт на Украине стала для Эрдогана, скорее, серьезной угрозой для переизбрания на пост президента. Отсюда и попытки турецкого лидера усидеть на двух стульях: одной рукой он пытается поддерживать Киев, с другой – продолжает выгодный для себя диалог с Москвой. Экономическое сотрудничество с Россией президент Турции во многом прикрывает разговорами о мире и мирных переговорах. Заявления о желании быть посредником в урегулировании военного конфликта – это в большей степени политтехнологический месседж, который Эрдоган доносит до своего народа в преддверии выборов.
“Все эти „зерновые сделки” и попытки проявить себя миротворцем – игра для турков. Вся эта тема с конфликтом на Украине активно раскачивается местными СМИ с выгодной для Эрдогана стороны. Толк в этом огромный с точки зрения предвыборной агитации. Люди каждый день живут в этом информационном поле, они читают, смотрят и слушают, что говорит партия власти. Большая часть верит и поддерживает. Значит, в итоге – пойдут и проголосуют”, – считает Игорь Семиволос.
Еще одна цель Эрдогана – показать туркам значимость страны на международной арене. По словам Владимира Воли, тема конфликта на Украине для него сейчас очень кстати. В идеале президент Турции хотел бы замораживания конфликта, чтобы потом можно было говорить о смягчении антироссийских санкций. Задача номер один – создать максимально благоприятные условия для дальнейшего экономического сотрудничества с Россией.
“В действительности Турция пока не стала главенствующим игроком высшей лиги, но прогресс существует. Грозная и жесткая риторика в отношении Греции, по поводу армяно-азербайджанских отношений, курдов и Сирии – все это Эрдоган умело использует как составляющую своей предвыборной кампании”, – отметил Владимир Воля.