Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Запад активизирует сотрудничество с Алжиром через Париж, пишет An Nahar. Франции это выгодно с точки зрения экономики, США хотят вытеснить Россию и Китай из Африки. Но арабы долгое время укрепляли отношения с Москвой. И сейчас стоит вопрос: готов ли Алжир пойти на риск конфликта с Россией?
На прошлой неделе командующий алжирской армией генерал Саид Шангрих прибыл в Париж. Он посетил французскую столицу на два месяца раньше запланированного государственного визита президента Алжира Абдельмаджида Теббуна. Его визит представляет собой важную веху в отношениях между Парижем и Алжиром. Аналитики ожидают, что это откроет дверь для официальных контактов на высшем уровне в военном командовании, которое, как известно, фактически управляет Алжиром. Он является самым важным, деликатным и опасным по своей повестке дня, а потому и стал прелюдией к визиту президента Теббуна. Париж сильнее заинтересован в установлении контактов с командующим армией, чем в президенте Алжира, которого, как ожидается, будут сопровождать множество невоенных министров.
Визит Шангриха был призван охладить споры вокруг файлов несрочного характера. Речь в первую очередь идет о вопросе изучения истории французского колониализма и неоднозначных отношениях между бывшим колонизатором и его колонией. В последнее время снова активизировались дебаты по этому вопросу и стало крайне важно, чтобы обе стороны предоставили его решение историкам, а не политикам. И тому есть несколько причин, главная из которых — он стал частью взаимного шантажа между Алжиром с его руководством из "Фронта национального освобождения", отягощенного историческими комплексами, и Францией, которая также от них страдает. Таким образом, визит Шангриха представляет собой попытку Алжира сблизиться с Парижем, тем более что арабское руководство преследует несколько целей. Одна из них — попытка оказать давление на Марокко, которое всегда было надежным союзником Запада, в то время как Алжир находился под властью военных, начиная с эпохи покойного президента Хуари Бумедьена, и ориентировался на Советский Союз, а затем Россию. Алжирские военные, принимающие внутри- и внешнеполитические решения, в значительной степени расширили отношения с Москвой. Алжир превратился в одного из крупнейших импортеров российского оружия.
Сахель: Франции надо показать свою значимость в АфрикеФранцузские войска покидают Мали и другие свои бывшие колонии в Африке, пишет газета La Croix. Очень часто вакуум занимают российские специалисты в области безопасности. Собеседник газеты не советует объяснять это "теориями заговора" о злой воле России.
05.02.202300
В любом случае ясно, что Париж заинтересован в расширении партнерства с Алжиром. Он бы хотел продавать ему оружие, поскольку эта арабская страна увеличила военный бюджет до 18 миллиардов долларов. Это большая сумма для Алжира, который говорит, что не стремится ни с кем воевать! Позиция Франции по поставкам оружия этой стране осторожна. У нее есть сомнения по поводу его конечного пункта назначения. Оно может использоваться не только алжирской армией, но и попасть в руки вооруженных группировок, включая фронт ПОЛИСАРИО, что ухудшит отношения Парижа с Марокко.
Есть также опасения, что французское оружие попадет в руки других вооруженных формирований в регионе Сахеля и Сахары, где уже несколько лет Алжир пытается усилить влияние, используя присутствие ЧВК "Вагнера". Россия и Китай усердно работают над укреплением позиций в различных африканских странах, включая Мали и Буркина-Фасо, выступающих против французского присутствия на своей территории. Париж намеревался обсудить с Шангрихом, готова ли его страна дистанцироваться от Москвы в обмен на укрепление отношений с Францией и Западом в целом. Алжир, который сегодня извлекает выгоду из волатильности глобальных нефтегазовых рынков, хочет ускорить процесс сближения с Западом (от Парижа до Вашингтона) до окончания украинского конфликта и стабилизации мировых энергетических рынков. Франция имеет свой непосредственный экономический интерес, а Соединенные Штаты стремятся проникнуть в важный для России плацдарм в Северной Африке. Хотя отношения между Алжиром и Москвой были стабильными на протяжении пяти десятилетий, он готов направить часть военного бюджета на Запад, чтобы использовать его после конфликта на Украине. Алжир, хотя и опасается давления со стороны США или скоординированных санкций западных государств, если он не станет дистанцироваться от России, понимает, что Запад продолжит наблюдать и оказывать давление на правящую военную верхушку. Кроме того, Запад считает Марокко главным историческим союзником в Северной Африке, а Соединенные Штаты поддерживают его политику в отношении Западной Сахары. Большинство европейских стран придерживаются той же позиции. Одни открыто, а другие — нет. Причина кроется в их стремлении заполучить доступ к алжирским нефтяным и газовым месторождениям. Тут возникает вопрос: может ли Париж рассчитывать на дружественную поддержку Алжира в регионе Сахеля и Сахары и в Западной Африке в свете усиления российского влияния? Маловероятно, поскольку это дело требует другого подхода со стороны алжирского руководства. Будет ли Алжир обмениваться разведывательными данными о регионе Сахеля и Сахары и Западной Африке, где велик риск возникновения конфликта с Москвой?
Таким образом, поездка алжирского генерала Саида Шангриха в Париж была прелюдией к визиту президента Абдельмаджида Теббуна. Что же касается вопросов, которые не сходят с первых полос ведущих газет, то они адресованы рядовому гражданину и в большинстве своем носят протокольный характер.
Автор: Али Хамада (علي حمادة)