Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Европе уверены, что логистические компании хорошо подготовились к эмбарго на импорт российских нефтепродуктов, и цены на заправках не вырастут, пишет iDNES. Однако изменения будут, хотя и не сейчас, когда европейские хранилища до краев заполнены российским топливом.
Сара Мазухова (Sára Mazúchová)
В воскресенье Европа перерезала очередную пуповину, связывающую ее с Россией. В силу вступило эмбарго на импорт российских нефтепродуктов, к которому поставщики, НПЗ и другие участники рынка готовились на протяжении восьми месяцев. Удалось ли им это, покажет время. Но, по словам специалистов, повышение цен на бензин и дизельное топливо Европе не грозит.
Эмбарго на импорт российских нефтепродуктов вступает в силу через два месяца после введения подобного запрета на импорт российской нефти. Главная причина этой "отсрочки" — логистика. "Нефть — это смесь твердых, жидких и газообразных частиц. Это идеальное сочетание для транспортировки. Когда вы переправляете нефтепродукты, то объемы резко увеличиваются", — объясняет уполномоченный правительства Чешской Республики по вопросам энергетической безопасности Вацлав Бартушка.
"Мощностей для переправки нефтепродуктов намного меньше, чем для транспортировки нефти. В частности, нужно найти необходимые суда", — добавляет Вацлав Бартушка, который участвовал в обсуждении шестого пакета санкций против России. Именно в нем предусмотрено эмбарго.
По словам Вацлава Бартушки, на переговорах с представителями Европейского Союза нефтяные и логистические компании единодушно настаивали на том, что для изменения логистических цепочек для поставки солярки и других нефтепродуктов требуется немало времени.
Когда два месяца назад в силу вступило эмбарго на российскую нефть, все прошло без проблем. На следующий день после введения запрета дизельное топливо и бензин на чешских заправочных станциях даже немного подешевели по сравнению с периодом начала вооруженного конфликта на Украине.
Цены не выросли, и на европейском рынке не возникло дефицита сырья. А вот по России эмбарго нанесло ощутимый удар, снизив ее доходы от продажи ископаемых видов топлива, за счет которых она финансирует специальную военную операцию. Получится ли и в этот раз обойтись без проблем, станет понятно позже. "Посмотрим на следующей неделе, но я уверен, что логистические компании уже хорошо подготовились", — говорит Вацлав Бартушка.
Потолок цен на российские нефтепродукты нарушит глобальную торговлюЗапрет ЕС на импорт российских нефтепродуктов приведет к сложностям в мировой логистике, пишет Dir.bg. Москва тоже столкнется с рядом проблем, так как вынуждена будет найти замену европейским потребителям. Европу данный шаг приведет к очередному повышению цен.
07.02.202300
"Я бы не ждал подорожания. Но, вероятно, резко вырастут маржи индийских НПЗ. Дизельное топливо, которое с воскресенья будет доставляться по морю в Роттердам, в основном будет родом из Персидского залива или из Индии, и, без сомнений, частично это будут продукты из все той же российской нефти. Китай и Индия покупают около 80% российской нефти и могут добиться для себя чрезвычайно больших скидок — более 30 долларов за баррель", — рассказывает уполномоченный правительства по энергетической безопасности Вацлав Бартушка. Часть этой нефти, купленной задешево, индусы и китайцы перерабатывают и, рассчитывая на большую прибыль, могут отправлять в Европу.
Значительного повышения цен на топливо не ожидает и Михал Маценауэр, глава стратегического департамента компании "ЭГУ Брно". "Если цены и повысятся, то временно и незначительно. Российская Федерация постепенно теряет Европу в качестве рынка сбыта для своих энергоносителей. В газовой отрасли этот процесс почти завершен, и теперь очередь за нефтью", — считает Михал Маценауэр.
Напротив, по словам Ивана Индрачека, председателя Союза независимых нефтехимиков, рано или поздно топливо на АЗС подорожает. "Изменения не произойдут резко, потому что мощности главных европейских импортеров и операторов хранилищ до краев полны российским топливом", — утверждает Иван Индрачек.
На карте мира меняются трассы
Компании запасались в основном российским дизельным топливом, заменить которое в ближайшие месяцы будет проблематично. В предыдущие годы на российский импорт приходилось 35% в общем объеме европейского импорта дизельного топлива.
Еще два потолка
Помимо эмбарго, также вступают в силу два потолка на транспортировку и страхование российских нефтяных продуктов. Для дизельного топлива и других товаров, которые дороже самой нефти, установлен ценовой потолок в размере ста долларов, а для более дешевых товаров определено ограничение в размере 45 долларов. Западные транспортные компании и страховщики не имеют права оказывать услуги тем, кто работает с российскими нефтепродуктами, если их стоимость превышает установленные ограничения.
"В связи с необходимостью компенсировать российское дизельное топливо в Европу будут поставляться продукты, произведенные из более дорогой нефти и переработанные с бóльшими расходами. Доставка также обойдется дороже, ведь суда пойдут не через Балтийское море, а с Аравийского полуострова, или будут пересекать Атлантический океан на пути из США, или будут огибать земной шаг, двигаясь из Китая, — объясняет Иван Индрачек. — Большое влияние на стоимость оказывают также ценовые спекуляции дилеров, которые в закупках больше руководствуются ощущениями и опасениями, чем реальной ситуацией", — полагает председателя Союза независимых нефтехимиков Чешской Республики.
Кстати, спекуляции и паника на рынке явились причиной резкого роста цен на топливо в Европе после начала вооруженного конфликта на Украине. Цены стремительно взлетели совсем не из-за прекращения поставок, а из-за опасений, что поставки могут прекратиться.
О бензине забыли
Сейчас, что парадоксально, растет преимущественно стоимость бензина, и за последнюю неделю он вырос в цене почти на 80 геллеров. Европа полностью сосредоточилась на поставках дизельного топлива, а о бензине все как-то забыли.
В процессе переработки нефть разделяется на бензин и дизель. Причем соотношение можно менять на несколько процентов. В последнее время производилось больше дизельного топлива, чем бензина. Кроме того, для импорта дизельного топлива в Европейский Союз выделялось больше танкеров, чем для бензина. Поэтому импорт бензина был ниже", — объясняет аналитик компании "Финлорд" Борис Томчиак.
Резкое подорожание, скажем до 50 крон за литр, по его словам, не грозит, если не случится какого-нибудь непредвиденного сбоя. Напротив, в конце февраля, как полагает Борис Томчиак, топливо может подешеветь благодаря снижению цен на нефть и сильной кроне.