Украина-лидер и Украина-двоечница: как Брюссель оценивает готовность Киева к вступлению в ЕС

ЕП: Украина не понимает масштаба задач для вступления в ЕС

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Киевская власть не понимает всей сложности проблем, масштаба вызовов и задач, которые она должна решить для вступления Украины в ЕС, пишет "Европейська правда". Ее бравурные заявления о "высокой готовности" не имеют оснований.
Сергей Сидоренко
На прошлой неделе в Киев прибыл впечатляющий "десант" из Брюсселя, во главе с высшими должностными лицами ЕС, который привез украинским властям два сигнала, дополняющих друг друга. Первый из них – положительный, и он не остался незамеченным.
Это – анонсированное и подтвержденное послание от руководства ЕС о том, что Украина однажды станет членом Евросоюза. У ЕС теперь имеется политическая готовность к этому, и даже такие скептики по вопросам расширения, как Нидерланды, не выступают против, ведь это послание было согласовано со всеми странами-членами.
Но есть и второй сигнал – реалистичный. И его тоже нельзя упускать из виду.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Это сигнал о том, что предыдущие успехи не должны ослеплять Киев. Потому что излишне оптимистичные заявления представителей украинской власти, включая премьер-министра, убедили Брюссель в том, что украинская власть склонна к упрощениям и не понимает масштаба вызовов и задач, которые должна решить Украина перед вступлением в ЕС.
Повлиять на это призван документ, который Урсула фон дер Ляйен в четверг лично передала президенту Зеленскому – оценка соответствия праву ЕС, которую Еврокомиссия осуществила одновременно для Украины, Молдавии и Грузии. "Европейская правда" изучила данные этой тройки, а также других государств-кандидатов, и их динамику.
Главные выводы таковы.
  • Бравурные заявления Украины о нашей высокой готовности к вступлению не имеют оснований. Средний балл Украины – двойка по пятибалльной системе.
  • В нашем государстве было распространено мнение, что Украина за последние годы настолько "евроинтегрировалась", что опережает государства Балкан. Анализ Еврокомиссии это опровергает: показатели Украины по 2022 году хуже даже тех, что были у балканских государств в 2015 году!
  • Однако Украина действительно имеет хороший потенциал для роста и может вырваться вперед. Здесь критически важно, чтобы Киев понял, что существует несколько реформ, которые являются определяющими для восприятия наших успехов Брюсселем и другими европейскими столицами.
  • Важно также, что Украина со своей "двойкой" стала лидером среди государств "Восточного партнерства", а худшие показатели получила Молдавия. И это является отдельным вызовом для нас, учитывая настроенность ЕС к сочетанию европейских перспектив Киева и Кишинева.
Также мы подготовили динамику, позволяющую сравнить показатели Украины и других государств-кандидатов и потенциальных кандидатов.

Что за документ передали Украине?

Второго февраля, перед началом совместного заседания правительства и Еврокомиссии в Киеве, Урсула фон дер Ляйен приехала на Банковую. Здесь, на встрече с Владимиром Зеленским, она передала украинскому коллеге папочку с длинным и сложным названием "Аналитический отчет, что дополняет выводы Еврокомиссии относительно заявки Украины на вступление в Евросоюз".
Этот документ, по сути, является аудитом приближения Украины к праву ЕС и очерчивает план будущих переговоров о вступлении. Стоит подчеркнуть отдельно, в чем заключаются "вступительные переговоры" государства-кандидата в Евросоюз. Несмотря на название, процесс не имеет аналогии с обычными межгосударственными переговорами.
Речь идет о том, что сначала Украина должна перенести все без исключения законодательные акты и стандарты ЕС в украинское нормативное поле, после чего на этих "переговорах" украинскому правительству надо доказать европейским коллегам, что сформулированная так или иначе норма украинского законодательства соответствует праву ЕС.
Так, шаг за шагом, формируется проект соглашения о вступлении, где подтверждается, что Украина успешно адаптировала европейское право по тридцати трем блоками, так называемым "переговорным главам" (тем, кто заинтересуется деталями, советуем инфографику Еврокомиссии об этих главы).
Но вернемся к документу, полученному Украиной.
В нем Еврокомиссия на шестидесяти семи страницах анализирует приближенность Украины к праву ЕС, отдельно по каждой из упомянутых переговорных глав; аналогичные документы были опубликованы в отношении Молдавии и Грузии.
В целом такая оценка со стороны ЕС предоставляется государствам-кандидатам один раз в год, и Украина получит ее в октябре. Нынешний отчет по Украине, Молдавии и Грузии – внеочередной и поэтому предоставлен в сокращенном варианте; в нем отсутствуют оценки по ключевой для ЕС главе "правосудие и фундаментальные права", его оценивание в Брюсселе сознательно отложили на осень. На этом мы остановимся отдельно.
Для начала – выясним, какие же оценки Еврокомиссия поставила Киеву по остальным тридцати двум разделам.

Двойка с плюсом Украине, двойка с минусом Молдавии

Оценка государств – кандидатов ЕС проводится из года в год, поэтому методология уже отработана и остается неизменной, начиная с 2015 года. Специалисты ЕК исследуют законодательство и реальную ситуацию в государстве-кандидате по каждой из глав и делают вывод, насколько они приближены к европейскому праву и практике.
Оценка выставляется по пятиуровневой системе: 1 – начальный уровень, 2 – некоторое соответствие праву ЕС, 3 – умеренное соответствие, 4 – хорошее соответствие, 5 – продвинутый уровень; также иногда комиссия ставит "промежуточный балл". Именно по такой шкале, переведя уровни в баллы, мы "оцифровали" выводы ЕС.
По опыту других государств-кандидатов ЕС соглашается признать полное или достаточное соответствие общему праву и дает согласие на закрытие переговоров на четвертом или пятом уровне; это зависит от конкретной главы и от многих сопутствующих обстоятельств. Вступление в ЕС становится возможным после того, как члены ЕС согласятся закрыть переговоры по всем главам.
Каковы успехи нашего государства? Главный вывод: уровень "евроинтеграции" Украины является хаотичным, несистемным. По оценке ЕС, в украинском праве и практике есть как те сферы, где мы действительно близки к ЕС, так и те, в которых приближение только должно начаться. Так, по четырем из тридцати двух глав Украина получила действительно высокий балл – четверку, то есть подтверждение "хорошего соответствия". Это блок "Таможенный союз" (что особенно важно для Киева, стремящегося к большей торговой либерализации), а также энергетика, внешняя политика, политика безопасности. Еще по пяти сферам мы получили "тройку", что является в целом неплохим результатом для начинающего кандидата ("умеренное соответствие праву ЕС").
И в то же время есть восемь сфер, по которым Украине поставили самый низкий балл (то есть те, где Украина почти не адаптировала право ЕС), и пятнадцать тех, где мы получили "двойку", то есть продемонстрировали лишь незначительное введение европейских норм. Суммарно по тридцати двум главам Украина собрала шестьдесят девять баллов, то есть средний балл – 2,16.

Это много или мало?

Требования к "переговорным главам" каждого кандидата одинаковы; это позволяет сравнивать успешность евро интеграции разных государств, что мы и сделали. И выяснилось, что на фоне других государств региона мы имеем замечательные показатели. Украина остается лидером так называемого "ассоциированного трио", то есть имеет более высокий уровень евро интеграции, чем Грузия и Молдавия.
Грузия по той же методологии получила шестьдесят семь баллов, то есть не слишком и отстала. Несмотря на то, что в последнее время грузинско-европейские отношения переживают не лучшие времена, старые секторальные реформы, проведенные еще в прошлом десятилетии или даже раньше, до сих пор имеют эффект.
Молдавия – лишь пятьдесят пять баллов, то есть средняя оценка переговорных глав – 1,72 балла. Поэтому в молдавском случае можно говорить о катастрофически низком уровне "евроинтеграции". Для того чтобы достичь показателей, подобных украинским, Молдавия должна показать настоящий турборежим в проведении реформ, особенно в случае, если одновременно также будет улучшать свои показатели.
Кстати, успех молдавских соседей также, крайне, необходим Украине. Ибо пока не похоже, что ЕС в обозримом будущем захочет разделить нашу "кандидатскую пару" и согласиться на вступление Украины, оставив Молдавию серой зоной в окружении государств – членов ЕС.
Еще одно отличие между государствами из этого трио – это то, что именно на Украине наиболее заметна "хаотичность евроинтеграции". И Грузия, и Молдавия имеют значительно больше "средних" оценок, в то время как у нас по значительному количеству направлений есть либо провал, либо серьезный прогресс.

Позади Сербии и даже Албании

Впрочем, Украине не стоит равняться на низкий показатель Молдавии. Иметь среднюю оценку от Еврокомиссии на уровне двух баллов по пятибалльной системе – крайне мало для государства, премьер-министр которого обещает за два года завершить переговорный процесс о вступлении в ЕС. Ибо в Брюсселе для всех очевидно, что в этот срок уложиться невозможно.
В целом привычка украинской власти декларировать заранее нереальные планы создает в Евросоюзе впечатление, что Киев не понимает объемов работы, которая предшествует вступлению в ЕС.
Поэтому оценка, которую Урсула фон дер Ляйен передала лично Зеленскому, наверное, призвана иметь "охлаждающий" эффект. Анализ, проведенный в Брюсселе, свидетельствует, что Украина прошла лишь первые ступеньки евро интеграции и до момента вступления должна выполнить огромный объем законодательной работы. Ни одно государство Европы не выполняло такой объем задач за такой короткий период. Хотя пути к быстрым реформам остаются; об этом немного позже.
А сначала – о данных, которые менее утешительны для Киева, чем сравнение с Молдавией. ЕС оценивает по этой же методологии не только новых кандидатов, но и те, что уже имеют опыт – государства Западных Балкан и Турцию. Последнюю, впрочем, считают аутсайдером в процессе расширения ЕС. Переговоры с турками официально остановлены, страна, по меньшей мере, последние семь лет движется прочь от демократии, а ее показатели в оценке Еврокомиссии регулярно ухудшаются.
Несмотря на это, даже сейчас у Турции – девяносто четыре балла (если считать те же тридцать две главы, по которым доступна оценка для Украины). Лидер рейтинга, Черногория, имеет по этой методологии девяносто девять с половиной балла. На втором месте – Сербия с девяносто восемью баллами. Среди государств на этапе переговоров о членстве худший показатель имеет Албания – восемьдесят четыре с половиной балла, а она формально открыла переговоры только в прошлом году. Но даже это – гораздо больше, чем на Украине!
Более того, даже в отчете 2015 года, когда ЕК ввела нынешнюю шкалу оценивания, все тогдашние государства-кандидаты, включительно с Албанией, которая только что получила кандидатский статус и была очень далека от начала переговоров, имели лучшие показатели сближения с ЕС, чем у Украины 2022 года.
Это сравнение свидетельствует, что состояние воплощения права ЕС в Украине находится на зачаточном этапе. По сути, Киев лишь начал путь к вступлению. И не существует никаких рецептов, которые позволили бы завершить его до того, как Украина примет все необходимое законодательство, как того требуют правила общего европейского рынка.
Украина расходует боеприпасы быстрее, чем Запад их производитУкраина расходует боеприпасы намного быстрее, чем Запад их производит, заявил генсек НАТО Столтенберг. Читатели Breitbart с такой точкой зрения на ситуацию не согласны. Киев боеприпасы не расходует, а "перепродает со скидкой", считают они.

Как не повторить судьбу Турции?

Интересная деталь: несмотря на трезвую реалистичность оценок ЕС, пока не похоже, что они уменьшили амбиции Киева. "Мы даже думали, что показатель будет хуже", – признался "Европравде" украинский чиновник, причастный к формированию европейской политики. Украинские власти убеждены, что смогут поразить Брюссель скоростью реформ, и для этого уже сейчас планируют запустить детальный скрининг законодательства, который обычно делают лишь после официального старта переговоров.
Этот оптимизм в определенной степени имеет почву. Напомним, что показатели "европейскости" законодательства являются неравномерными: есть те сферы, где Украина весьма продвинута, и есть сферы-аутсайдеры; и, если сконцентрировать усилия на последних, можно достичь значительного прогресса. Также вопрос заключается в том, что уже упомянутые государства Балкан примерно с 2016 года – исходя из отчетов ЕК – остановили продвижение по дороге реформ, а Турция с тех пор лишь ухудшает свои показатели. И если Киев (а вместе с ним и Кишинев) продемонстрирует другую динамику, то это будет играть в нашу пользу.
Но для того, чтобы ЕС поверил в готовность Украины реально (а не только на бумаге) двигаться к членству, не нужен всесторонний прогресс. Потому что существуют сферы, прогресс в которых будет иметь для европейских политиков ключевое значение: это вопрос прав человека и стандартов правосудия. Читатели могли обратить внимание, что среди формальных лидеров рейтинговой оценки ЕС находятся Сербия и Турция. Получается, что эти государства действительно демонстрируют высокую техническую готовность к вступлению, введя больше всего европейских правил и регуляций.
Но из-за проблем с соответствием фундаментальным ценностям ЕС они политически являются аутсайдерами! Переговоры ЕС с турецкими властями заморожены, а европейские политики не под запись признают: Турция вообще не имеет шансов стать членом ЕС, потому что движется в противоположном направлении. Аналогичная история – с пророссийской Сербией, которая выполняет технические требования Брюсселя, но из-за политически чувствительных вопросов ее вступление в ЕС де-факто заморожено.
Киев должен все это осознать и сделать выводы. Время для этого еще есть: не зря Брюссель решил не ставить Украине оценку по главе о фундаментальных правах и правосудии. Если Украина исправится до середины года, то в этом году получит хорошую оценку и, вероятно, сможет начать переговоры о вступлении. Для успеха нашего движения в ЕС нужно не забывать о двух составляющих.
Во-первых, Украина должна двигаться к выполнению технических критериев. Придется изменить огромное количество законодательных актов, и без этого не обойтись.
Во-вторых, нам нужно доказать Брюсселю и другим европейским столицам, что в судебной системе и в вопросе прав человека ситуация на Украине меняется к лучшему. Без выполнения двух этих задач одновременно о быстром движении Украины в ЕС можно просто забыть.
Обсудить
Рекомендуем