Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Если Сербия введет санкции против России, как того требует Брюссель, то она навредит себе намного больше, чем Москве, пишет Danas. "На бумаге" Белград потеряет немного, а в действительности останется без важного энергоносителя, то есть без газа.
Г. Влаович (G. Vlaović)
Если Сербия будет вынуждена ввести санкции против России, то есть привести свою политику в отношении Москвы в соответствие с политикой Евросоюза, как того требует Брюссель, "на бумаге" Белград потеряет не так уж много. Дело в том, что торговый оборот с этим государством составляет всего несколько процентов в общем объеме экспорта и импорта Сербии. Но в действительности Сербия может остаться без важного энергоносителя, то есть без газа.
Статистика говорит о том, что в общем объеме внешней торговли Сербии на Россию приходится всего 3,8% в экспорте и 5,4% в импорте.
С другой стороны, если Белград поддержит санкции ЕС против Москвы из-за вооруженного конфликта на Украине, то все-таки лишится торгового обмена со своим четвертым по величине внешнеполитическим партнером и столкнется с серьезными проблемами, поскольку Сербия полностью зависит от импорта российского природного газа.
За период с января по июль прошлого года торговый оборот между Сербией и Россией достиг 2,4 миллиардов долларов, а это означает, что рост составил 56,94% по сравнению с тем же периодом 2021 года.
В 2021 году торговый оборот между двумя странами достигал 2,8 миллиардов долларов, то есть рост тогда составлял 13% по сравнению с 2020 годом. В пересчете на деньги импорт Сербии в Россию достиг почти миллиарда долларов, а точнее 996,2 миллиона долларов, а объем экспорта из России в Сербию составлял 1,8 миллиардов долларов.
В 2020 — 2021 годах Сербия больше всего экспортировала в Россию яблоки, и два года назад объем этого экспорта составлял 94 миллиона долларов. Почти на 60 миллионов долларов тогда экспортировали пневматических шин, и на 44,5 миллионов долларов колготок. В Россию Сербия также экспортирует бумагу и картон, корма для кошек и собак и лекарственные препараты.
Более четверти от общего импорта из России в Сербию приходится на газ. В 2020 — 2021 годах мы импортировали газа почти на 462 миллиона долларов, а импорт нефти и минеральных масел составил 331 миллион долларов.
Кроме того, Сербия импортирует из России железо, табачные экстракты и сигареты, минеральные удобрения, карбамид, детали для самолетов и вертолетов.
Как известно, ЕС запретил импорт российской нефти, транспортируемой по морю, а также ее транзит через третьи страны, вроде Сербии. Учитывая это и то, что компания НИС получала "черное золото" из России по Адриатическому нефтепроводу, этот путь закрыт для нашей страны с первого января текущего года. Кроме того, с пятого февраля Сербия больше не может импортировать топливо, произведенное в России, так как ЕС из-за вооруженного конфликта на Украине ввел эмбарго и в этом сегменте.
Вообще тот факт, что Сербия больше не может рассчитывать на российскую нефть, привел к тому, что теперь ей приходится закупать ее у других поставщиков по более высокой стоимости. Альтернатива российской нефти для нашего рынка есть, и больше всего ее импортируется из Ирака.
После начала спецоперации на Украине Москва снизила стоимость своей нефти, и Сербия покупала ее по цене на 25% ниже, чем у российских конкурентов. После того, как российская нефть подешевела, Сербия закупает почти 45% "черного золота" из этой страны.
Если Сербия введет санкции против России, то этот шаг намного больше навредит Белграду, чем Москве. Ведь товары, которые наша страна экспортирует на российский рынок, — это лишь небольшая часть от всего того, что требуется России для удовлетворения ее спроса. Даже если речь идет о нашем главном экспортном товаре — яблоках.
Совершенно понятно, что наша страна, введи она санкции, столкнется с ответными мерами России. То есть Москва может пересмотреть свой подход к экспорту газа в Сербию. Тогда возникнет неразрешимая проблема со снабжением потребителей газа в нашей стране, поскольку конкуренты России в настоящий момент не способны обеспечить таким количеством газа, которое требуется Европе и, в том числе, Сербии.