Снизить инфляцию будет труднее, чем считают рыночные аналитики

Economist: инвесторов ждет разочарование из-за рецессии или хаотичных изменений в политике

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Финансовые рынки преисполнены оптимизма, но это большое заблуждение, пишет The Economist. Несмотря на временное снижение инфляции, борьба с ней далека от завершения. Инвесторов ждут такие риски, как высокие ставки центробанков, рецессия и хаотичные изменения в политике.
Инвесторы делают ставку на хорошие времена. Но экономическая неустойчивость более вероятна.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Поскольку в прошлом году показатели у портфелей акций и облигаций были удручающие, вы могли не заметить, что сейчас финансовые рынки переполнены оптимизмом. Это лучшая характеристика сегодняшних инвесторов, которые с осени все чаще делают ставку на то, что инфляция, ставшая самой большой проблемой для мировой экономики, исчезнет без особой суеты. Поэтому многие думают, что результатом станет снижение процентных ставок к концу 2023 года, а это поможет крупнейшим экономикам мира, прежде всего американской, избежать рецессии. Инвесторы надеются на благоприятные экономические перспективы, когда прибыли компаний будут показывать здоровый рост, а стоимость капитала снизится.
В ожидании такого благоприятного поворота события индекс американских акций S&P 500 с начала года вырос почти на 8%. Акции компании оцениваются в 18 раз дороже их будущей прибыли, что мало по меркам допандемийной эпохи, но близко к максимуму в период с 2002 по 2019 год. А в 2024 году эти прибыли, согласно прогнозам, должны вырасти почти на 10%.
Поднялись не только американские рынки. Европейские акции подорожали еще больше благодаря отчасти теплой зиме, которая сдержала цены на энергоресурсы. Полились деньги в развивающиеся экономики, которые получили двойную выгоду, поскольку Китай отказался от политики нулевого COVID, а доллар подешевел, что стало результатом ожидаемого послабления денежно-кредитной политики в Америке.
Это оптимистическая картина. К сожалению, как мы уже объясняли на этой неделе, она также наверняка ошибочна. Борьба мира с инфляцией далека от завершения. А это значит, что рынки могут столкнуться с неприятной корректировкой.
Чтобы понять причины надежд инвесторов на лучшее, посмотрим на последние цифры потребительских цен в Америке, опубликованные 14 февраля. Они показывают, что в последние три месяца прошлого года инфляция была самой низкой с начала 2021 года. Исчезли многие факторы, которые вызвали ее усиление. Глобальные цепочки поставок уже не испытывают перенапряжения от резкого роста спроса на товары, да и пандемия им сегодня не мешает. Спрос на садовую мебель и игровые приставки снизился, цены на товары падают, а на рынках избыток микрочипов. Цены на нефть сегодня ниже, чем до начала российской военной операции на Украине год назад. Снижение инфляции наблюдается по всему миру: верхняя ставка падает в 25 из 36 богатых стран ОЭСР.
Но колебания показателей общей инфляции часто скрывают основные тенденции. Если разобраться в деталях, станет ясно, что проблема инфляции не решена. Базовые цены в Америке, куда не входят волатильные цены на продовольствие и энергию, за последние три месяца увеличились в годовом исчислении на 4,6%, а потом начали медленный ускоренный рост. Главный источник инфляции сегодня – сфера услуг, которая больше зависит от стоимости рабочей силы. В Америке, Британии, Канаде и Новой Зеландии зарплаты по-прежнему растут, и их рост не соответствует двухпроцентным целевым инфляционным показателям соответствующих центробанков. Рост зарплат в еврозоне ниже, но они увеличиваются в таких важных экономиках как испанская.
Валютная реформа уже идет, а обесценивание денег обеспечивается инфляцией, которую усиливает государство. Грядет запланированная отмена наличностиЕвропа все глубже погружается в кризис: экономический, финансовый, энергетический и экологический, заявила в интервью Radio Universum экономист Маркета Шихтаржова. Она рассказала, чего следует ожидать, и можно ли еще как-то "подстелить себе соломки".
Это не должно вызывать удивления, если учесть благоприятную ситуацию на рынке труда. В шести странах "Большой семерки" уровень безработицы едва ли не самый низкий в этом столетии. В Америке он самый низкий с 1969 года. Непонятно, как может ослабнуть базовая инфляция, когда спрос на рынке труда так высок. Из-за этого во многих странах инфляция вряд ли опустится ниже 3-5%. Но это не так страшно, как ситуация двух прошедших лет. Однако для центробанков это серьезная проблема, так как судят о них по их целевым показателям. А еще это пробьет дыру в оптимизме инвесторов.
Что бы ни произошло дальше, турбулентность на рынке весьма вероятна. В последние недели владельцы облигаций начали делать прогнозы, что центробанки не будут сокращать процентные ставки, а оставят их высокими. Возможно, что ставки останутся высокими, но при этом экономика серьезно не пострадает, а инфляция будет и дальше снижаться. Если такое произойдет, уверенный экономический рост поддержит рынки. Но устойчивое повышение ставок принесет убытки инвесторам в облигации, а если повышенная безрисковая доходность сохранится, будет сложнее обосновать продажу акций гораздо дороже их доходности.
Однако намного вероятнее, что высокие ставки навредят экономике. В современную эпоху центробанкам плохо удается "мягкая посадка", когда цикл увеличения процентных ставок завершается без рецессии. В истории полно примеров, когда инвесторы ошибочно рассчитывали на сильный рост в конце периода ужесточения денежно-кредитной политики, а их вместо этого ожидал спад. Такое случалось даже тогда, когда инфляция была ниже сегодняшней. Если бы Америка была единственной страной, вступившей в рецессию, она все равно утащила бы за собой многие страны мира, особенно если бы ее стремление к безопасности укрепило доллар.
Существует также возможность, что в условиях упорной инфляции центробанкам не хватит мужества терпимо относиться к рецессии. Они могут позволить инфляции подняться чуть выше их целевых показателей. В ближайшей перспективе это вызовет погоню за легкой прибылью. А еще это может принести выгоды в более долгосрочной перспективе. Со временем процентные ставки стабилизируются на более высоком уровне за счет повышенной инфляции. Они будут на безопасном удалении от нуля, и центробанки во время следующего экономического спада получат больше пространства для маневра. По этой причине многие экономисты считают, что идеальный целевой показатель по инфляции выше 2%.
Но совершить такую смену режима и не спровоцировать при этом хаос – невероятно трудная задача для центробанков. Весь прошлый год они подчеркивали свою приверженность действующим целевым показателям, которые зачастую устанавливали законодатели. Отказаться от одного режима и перейти на другой – это вызов, случающийся раз за целое поколение. Здесь важнее всего решительность. В 1970-х годах отсутствие ясности относительно целей кредитно-денежной политики привело к диким колебания в экономике, что нанесло вред и населению, и инвесторам.

С небес на землю

Пока центробанки в богатом мире не демонстрируют никаких признаков смены курса. Но даже если инфляция снизится или они откажутся от борьбы с ней, политики вряд ли совершат безупречный поворот. Инвесторов ждет разочарование – либо потому, что ставки останутся высокими, либо из-за рецессии, либо по причине хаотичных изменений в политике.
Обсудить
Рекомендуем