Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Накануне президентских выборов в Черногории стало ясно, что страна не намерена возвращаться на "евроатлантические рельсы", пишет "Европейська правда". Более того, дрейф Подгорицы к антизападному и антиукраинскому лагерю может продолжиться и ускориться.
Наталья Ищенко
Был теплый майский вечер 2014 года. Фестиваль старого кино, проходивший в Подгорице, собрал изрядное количество желающих посмотреть классику мирового кинематографа. Фильмом-открытием стала "Касабланка", вышедшая на экраны в 1942 году.
Не ошибусь, если скажу, что абсолютное большинство киноманов решили посмотреть картину из-за ее культового статуса. "Касабланку" считают одним из лучших фильмов всех времен; образы главных героев стали иконой стиля; операторские приемы считают эталонными; диалоги разобраны на "лучшие цитаты из фильмов"…
Но меня тогда поразил совершенно другой месседж, который, сознательно или случайно, протранслировали черногорские организаторы фестиваля. Это ощущение дуновения большой войны, которая идет в Европе, и позиционирование Черногории как новой Касабланки – страны на европейской окраине, где враги могут встретиться прямо в кафе, и не убить друг друга – по крайней мере, сразу.
С 2014 года я много раз бывала на Балканах, а точнее, на Западных Балканах. В разных странах. Но атмосферы "новой Касабланки" больше нигде встретить не удалось. Долгое время с 2014 года Черногория одновременно демонстрировала приязнь к украинцам, но и "понимание россиян".
В ту пору я не встречала ни одного черногорца, который не сочувствовал бы Украине, но и ни одного, кто тем или иным способом не дал бы понять, что не очень поддерживает нежелание украинцев смириться с влиянием России.
Памятники Пушкину и Высоцкому, "Московский" мост и Московская улица в Подгорице, русская речь на каждом шагу в Будве, портреты Путина в сувенирных лавках Петроваца...
Даже вступление в НАТО не сильно повлияло на этот общий настрой. Черногорцы по-прежнему старались придерживаться политики многовекторности хотя бы там, где это было возможно. Радушно принимая и комиссаров из ЕС, и инвесторов из Китая, и туристов из РФ, и американских грантодателей...
В 2020 году этот мнимый баланс, который устраивал и черногорцев, и их внешнеполитических партнеров, дал сбой.
Когда-то о событиях, которые привели к власти в Черногории пророссийские силы, напишут целые научные исследования и художественные романы. Если же комментировать очень кратко, то можно отметить, что неосведомленность в местной специфике и недальновидность США, Европейского союза и НАТО, фетишизация западными правительствами темы антикоррупции и абстрактных гражданских свобод, при полном игнорировании геополитического и безопасного контекста, привели к тому, что в черногорских властных коридорах впервые появились не просто просербские и пророссийские политики, а и российские агенты.
С тех пор было многое сделано для того, чтобы исправить это странное – как для страны НАТО – положение вещей. В конце концов, черногорский премьер в прошлом году приезжал поддержать Украину, а министерство обороны страны отправило на Украину значительную военную помощь (в меру своих сил, конечно).
Но что-то все-таки безнадежно сломалось в "балканской Касабланке". И особенно это стало заметно в последние несколько дней. Митинг в Подгорице с российскими триколорами и буквой Z, который охраняют полицейские, а прокуратура не видит в этих символах ничего противозаконного. Концерты "Ляписа", позиционирующего себя как украинская группа и собирающего деньги на ВСУ сорваны в Будве и Которе...
И на этом фоне исполняющий обязанности премьер-министра Дритан Абазович, который летом 2022 года побывал в Ирпене и Бородянке, теперь, в феврале 2023 года, радуется запуску в Черногории водочного завода крупнейшей алкогольной компании России.
"Водка", очевидно, необходима Черногории, потому что "хорошие русские", которые массово бросились в балканскую страну после начала спецоперации России на Украине, хотят пить привычные напитки, а не какую-то непонятную ракию.
"Но как же так? – спросите вы. – Мы слышали, что в течение 2022 года черногорская власть выслала восемьдесят пять процентов работников российского посольства в Подгорице (очевидно, что за шпионаж)". Это действительно так. Но, как утверждает посол РФ в Черногории Владислав Масленников, действия официальной Подгорицы резко контрастируют с отношением черногорского общества, народа Черногории к России и гражданам РФ.
Проверить это утверждение россиянина можно будет уже довольно скоро. В марте Черногорию ждут президентские выборы. Возможно, вскоре и досрочные парламентские. Итоги голосования покажут, какой геополитический курс выбирает страна.
Впрочем, читая местных политических обозревателей, понимаешь, что кардинальных изменений нынешнего курса и ментального возвращения Черногории на евроатлантические рельсы от выборов ждать не приходится. Более того, может стать еще хуже. Дрейф Черногории к антизападному и антиукраинскому лагерю может продолжиться и ускориться.
Выступление экс-конгрессмена Денниса Кусинича на митинге "Ярость против военной машины"Правительство США должно ответить за подрыв "Северных потоков", заявил бывший конгрессмен-демократ Деннис Кусинич на митинге "Ярость против военной машины" в Вашингтоне. По его словам, Белый дом поставил под угрозу стабильность в мире. Видео выступления политика опубликовано на YouTube-канале News2Share.
21.02.202300
Что будут делать в этой ситуации ЕС и НАТО, непонятно. Но ведь им точно что-то придется делать. Потому что пикеты и отмена концерта "Ляписа" – это неприятно, но не катастрофично. А вот акции протеста возле военных баз и попытка заблокировать учения НАТО, чем занимались недавно на севере Черногории "активисты" спортивной внешности – это уже совсем другая ситуация.
Было бы конечно хорошо, если бы черногорцы опомнились, и в Брюсселе и Вашингтоне обратили бы внимание на опасность черногорских геополитических метаморфоз.
Потому что как-то очень не хочется, чтобы в какой-то момент вместо ответственного члена Североатлантического альянса и кандидата №1 на вступление в Европейский союз мы увидели на Адриатическом побережье даже не романтическую, хотя и противоречивую "балканскую Касабланку", а нового сателлита России.