Сильные и слабые стороны Владимира Зеленского

Politico: Зеленский не сможет управлять Украиной после окончания конфликта

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Зеленский сталкивался с проблемами на посту президента до начала конфликта, пишет Politico. Благодаря навыкам актера он смог стать эффективным кризисным лидером, но в нормальной ситуации он непоследователен и управлять Украиной после конфликта вряд ли сможет.
Конфликт так и не смог смягчить нетерпимое отношение Зеленского к сложностям управления государством.
За несколько недель до начала российской специальной военной операции ведущие представители украинской оппозиции и бывшие министры были крайне раздосадованы. Они умоляли президента Владимира Зеленского встретиться с ними – чего он ни разу не сделал с момента своей оглушительной победы на президентских выборах около двух лет назад.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Кроме того, они месяцами призывали его увеличить финансирование вооруженных сил страны, настаивая на необходимости призвать резервистов на службу, поскольку Америка все настойчивее предупреждала о готовящемся наступлении России – наступлении, которое Зеленский в тот момент считал крайне маловероятным. Они говорили о необходимости активно разрабатывать планы ведения вооруженных действий, в том числе составлять и публиковать материалы по гражданской обороне, чтобы люди знали, что делать, когда загремят орудия.
"Украина оказалась в ловушке с национальным лидером, который не мыслит стратегически", – сказала украинский депутат и член либеральной, проевропейской партии "Голос" Леся Василенко за пять дней до начала вооруженного конфликта.
"Думаю, впоследствии именно за это его и будут винить. Речь не о том, что нужно знать все. Речь об отказе иметь в своем окружении экспертов, которые знают, какие вопросы задавать, которые могут возразить и бросить вам вызов. Возможно, именно за это нам и придется заплатить", – волновалась она.
Истинные хозяева на Украине – это США и ЕСУ Киева отняли право принимать решения в конфликте, пишет Алекс Ло в статье для SCMP. На самом деле, все шаги ему диктуют Вашингтон и Брюссель. Негативная реакция США на мирный план, предложенный Китаем, это доказала.
Разумеется, с тех пор ошибки Зеленского – какими их видели Василенко и многие другие депутаты от оппозиционных партий – были прощены. Однако они не были забыты. И именно эти ошибки лежат в основе тревог о том, какое будущее ждет послевоенную Украину. Эти политики уже сейчас видят закономерность, которая может обернуться удручающими последствиями, когда орудия замолчат. Они считают, что те сильные стороны президента, которые делают его эффективным военным лидером, плохо скажутся на управлении страной в мирное время.
Конфликт не сумел смягчить нетерпимое отношение Зеленского к сложностям управления государством, а также к институтам, которые попросту не могут работать и следовать его указаниям так быстро, как ему хотелось бы. Зеленский предпочитает рассматривать общую картину, он склонен игнорировать детали и привык опираться на узкий круг проверенных друзей.
Хотя Запад сейчас активно прославляет Зеленского – бывшего комедийного актера, сумевшего стать президентом, – прославляет его как настоящего героя за его вдохновляющие выступления, за завораживающее красноречие и умение завоевать сердца аудиторий от Вашингтона до Лондона, от Брюсселя до Варшавы, он испытывал серьезные затруднения на посту президента Украины до начала российской спецоперации. В тот момент мало кто считал, что ему удастся переизбраться на второй срок в 2024 году, а его рейтинг одобрения стремительно падал: к концу 2021 года он составлял всего 31%.
Он наобещал очень много всего – даже слишком много, – но почти ничего не добился.
"У Украины есть две основные проблемы: конфликт в Донбассе и боязнь людей инвестировать средства в страну", – сказал Зеленский вскоре после победы на выборах. Но его усилия по борьбе с коррупцией забуксовали, а обещание решить проблему Донбасса ни к чему не привело. Что касается его первоначального стремления заключить мир с президентом России Владимиром Путиным, который отказался проводить с ним переговоры, многие тогда раскритиковали Зеленского за то, что он излишне понадеялся на свой талант убеждения и харизму.
"Он думал, что установить мир будет легко, поскольку все, что для этого нужно, – это просто посмотреть Путину в глаза и откровенно с ним поговорить", – сказал украинский журналист Николай Княжицкий.
"Он стал президентом, не имея опыта ни в политике, ни в управлении государственными структурами. Он думал, что управлять государством на самом деле довольно просто. Ты принимаешь решения, и их необходимо исполнить", – продолжил Княжицкий. А когда что-то шло не так, реакция Зеленского всякий раз сводилась к тому, что "это все вина предшественников, которых нужно отправить за решетку".
Тем не менее, превращение Зеленского из разочаровывающего лидера мирного времени – как выразился французский философ и журналист Бернар-Анри Леви (Bernard-Henri Lévy) – в "нового, молодого и блистательного отца-основателя" свободного мира, оказалось по-настоящему поразительным.
Даже критики Зеленского внутри страны снимают перед ним шляпы, признавая его сильные стороны как великолепного оратора: его ежедневные обращения к украинцам позволили им обрести равновесие, обрести вектор движения и подняли моральных дух в таких условиях, когда настроения по понятным причинам были хуже некуда. И критики признают, что Зеленский, скорее всего, спас страну, отклонив предложение госсекретаря США Энтони Блинкена вывезти его из Киева.
Внутри военного бункера Зеленского на Украине: ни света, ни сна и секретные паролиПолитический редактор The Times Уилер побывала в "военном бункере" Зеленского и посмотрела, как функционирует государство, на территории которого уже год идут военные действия. "Ни сна, ни света", — докладывает журналистка.
"Он стал влиятельным лидером", – сказал Адриан Каратницкий, старший научный сотрудник Атлантического совета и автор книги "Поле битвы Украина: от независимости до конфликта с Россией" ("Battleground Ukraine: From Independence to the Russian War"). По словам Каратницкого, сильные стороны Зеленского как оратора полностью соответствуют времени. "Он умеет направлять общественное мнение, но сейчас он более успешен, потому что страна стала гораздо более сплоченной и более уверенной в своей идентичности, интересах и целях. Он все тот же парень, каким был – актер и шоумен, – но это делает его идеальным лидером военного времени, потому что он способен воплощать настроения общественности", – добавил он.
Когда же наступают времена нормальной политики, и когда общественность не сплочена, Зеленский оказывается непоследовательным лидером, который вынужден менять сценарий и переписывать историю, чтобы следовать прихотям и капризам общественного мнения. "Когда общественная цель ясна, у него появляется огромная сила. В условиях военного времени за ним стоит абсолютная власть государства. Но когда карета вновь превратится в тыкву, ему придется иметь дело с совершенно иным миром", – заключил Каратницкий.
И ведь этот мир никуда не делся.
Волна внутриполитической критики продолжает нарастать, хотя международные СМИ ее не замечают, все еще находясь под воздействием харизматичной привлекательности Зеленского и новой итерации древней истории о Давиде и Голиафе.
Между тем недовольство в Верховной Раде продолжает нарастать: депутаты жалуются, что их требования полностью игнорируются правительством, которое нетерпимо относилось к надзору еще до начала боевых действий, а теперь и вовсе его не допускает. С начала российской специальной военной операции Зеленский встретился с лидерами украинской оппозиции всего один раз, и это случилось почти год назад.
"Практика выступлений министров в Верховной Раде уже исчезла", – сказала оппозиционный депутат Иванна Климпуш-Цинцадзе, член партии "Европейская солидарность", которая занимала должность вице-премьера в правительстве бывшего президента Петра Порошенко.
"Военное время действительно требует быстро принимать важные решения. Оно требует упрощения множества процедур. То есть все это вполне понятно, – объяснила она. – Но сейчас мы видим, что процесс принятия решений становится все более централизованным, он концентрируется в руках все меньшего числа людей, а это оказывает воздействие на баланс политической силы. И это губительно для системы правления, которую мы пытается создать, и для укрепления наших демократических институтов в соответствии с теми критериями, которые были изложены Евросоюзом".
Климпуш-Цинцадзе встревожена тем, что недавняя волна арестов по обвинениям в коррупции была скорее попыткой пустить пыль в глаза в преддверии февральского саммита Евросоюз-Украина – а также предлогом для того, чтобы добиться еще большей централизации власти. "Если кто-то полагает, что ответом на наши проблемы может стать централизация власти, этот кто-то ошибается, – добавила она. – Я считаю, что сейчас очень важно внимательно следить за тем, как расследуются дела о коррупции, насколько прозрачны проводимые расследования, и соблюдается ли в них принцип верховенства закона".
Как конфликт на Украине скрывает неудобную правдуДо начала СВО Зеленский не спешил бороться с коррупцией, однако сейчас у него нет другого выхода, пишет автор статьи для CNN. Американцы настроены уже не так благосклонно к выделению помощи Киеву, недовольны ситуацией и сами украинцы.
По словам Княжицкого, нам не стоит забывать о том, что Зеленский – политик-популист, и что он обладает всеми теми недостатками, которые присущи другим политикам этой "породы". Однако журналиста радует то, как расцвело украинское гражданское общество за время конфликта, как укрепилось местное самоуправление благодаря волонтерству и взаимопомощи, а также то, как сработали некоторые государственные органы, – в первую очередь, железные дороги и энергетический сектор.
По словам Княжицкого, именно это – наряду с сильным чувством национальной принадлежности, укрепившимся за время конфликта, – станет основой для крепкой послевоенной Украины.
Автор статьи: Джейми Деттмер (Jamie Dettmer)
Обсудить
Рекомендуем