Интеграция вынужденных переселенцев: европейский опыт и украинский контекст

ЕП: украинские переселенцы стали проблемой в принимающих странах

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Из-за начала боевых действий Украину покинули около семи миллионов граждан, которые стали вынужденными переселенцами, пишет "Европейська правда". Жители принимающих стран далеко не всегда довольны новыми соседями, конфликты возникают и внутри самих украинских общин.
Наталья Проскуренко
Шестьдесят миллионов людей в мире – фактически, в полтора раза больше, чем население Украины – по состоянию на 2021 год были внутренне перемещенными лицами (ВПО), о чем свидетельствуют данные исследовательского учреждения Internal Displacement Monitoring Centre. Девять человек из десяти были вынуждены покинуть свои дома из-за вооруженных конфликтов.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Только на Украине в результате конфликта ВПО стали около семи миллионов человек, констатируют данные Международной организации по миграции. Представители минсоцполитики Украины отмечают, что это не социальный статус, а временная жизненная ситуация.
Но пока внутренне перемещенные лица сталкиваются со значительным количеством жизненных проблем. Не последняя из них – интеграция в новую социальную среду, то есть общества, в котором люди, бежавшие от конфликта, нашли приют. Учитывая то, что около двух третей украинцев преимущественно не выезжали за пределы своей области, опыт переезда – тем более вынужденно – добавляет сложностей, ведь каждый регион и каждая местная община страны имеют свои особенности.
Впрочем, украинские переселенцы – не единственные в мире. История Европы знает примеры вооруженных конфликтов, в результате которых люди были вынуждены сменить место жительства. Этот опыт – разный, каждый из них имеет свой контекст, черты и особенности. Как европейский опыт может стать примером для Украины?

Не стоит молчать о проблемах

"Все обычно начинается в приподнятом настроении и с вдохновением, – говорит Татьяна Калениченко, исполнительный директор "Европейского центра стратегической аналитики" проекта "Диалог в действии", о начале интеграции ВПО в новых для них местах. – Но время и быт становятся лучшими индикаторами – с ними становится понятно, какие конфликты могут возникнуть, и какие эмоции будут бурлить".
И здесь, по ее словам, обнажается важная проблема украинского общества – недостаток практики совместного проговаривания и обсуждения проблем. К примеру, говорит Калениченко, люди не могли представить, что уедут на много месяцев в другой регион. "Соответственно, у ВПО не было ответов на вопрос, когда уместно начинать платить за аренду [принимающим семьям], куда и когда они отправятся дальше, смогут ли хозяева жилища сказать, что им в чем-то некомфортно и тому подобное", – объясняет исследователь сложности сложившейся ситуации.
Быт и впрямь становится плодородным полем для развития недовольства и потенциальных конфликтов. Масштабное исследование благотворительного фонда "Право на защиту" показало, что больше всего хозяева раздражаются, когда ВПО не убирают за собой, неосторожно относятся к вещам, или же обвиняют переселенцев в том, что что-то исчезает. Лишь десять процентов представителей принимающих общин отметили, что сталкивались с такими ситуациями время от времени или даже чаще. Зато четверть опрошенных говорят, что такое случается редко.
Второй по популярности триггер – денежный, говорится в отчете БФ "Право на защиту". Речь о ситуации, когда хозяева жилья стараются получить как плату за аренду от ВПО, так и компенсацию от государства. Каждый пятый респондент среди принимающих общин сталкивался с такими случаями.

Поможет международный опыт?

Украинская ситуация – с ее региональными особенностями, длительной политизацией языковых и культурных вопросов, конфликтом, заставившим людей массово выезжать с востока и юга – во многом уникальная. Конечно, в мире есть немало примеров вынужденной миграции внутри и за пределы страны, причем, каждый из них обладал своей исторической и социальной окраской.
К примеру, опыт Балкан вряд ли может быть пригодным к адаптации на Украине, говорит Андрей Кришталь, эксперт в сфере развития мира: "Балканские конфликты сопровождались многочисленными этническими чистками. Из-за этого большая часть людей сознательно и навсегда уезжали на постоянное жительство в другие страны, такие как Швеция, Австрия и Германия, понимая, что им вряд ли удастся вернуться домой".
В то же время, добавляет он, во времена конфликтов Хорватия служила своеобразным хабом для беженцев из Боснии, которые временно там находились до получения документов для дальнейшего переезда в какую-то страну ЕС. Эксперт говорит, что внутренние перемещения на Балканах имеют ощутимый оттенок этнических чисток. В частности, из-за продвижения фронтов и смены официальной власти представители одной этнической группы покидали дома и заселялись там, откуда бежали представители другой национальности от противоположной стороны конфликта. "Это привело к своеобразным „обменам населением”, что является довольно диким в двадцать первом веке", – подчеркивает Кришталь.
Впрочем, замечает он, существуют примеры и успешной интеграции внутренних переселенцев, хотя само движение населения проходило вынуждено и приводило к изменению этнического состава общин. Например, после завершения бомбардировки Югославии силами НАТО в 1999 году большинство сербов, проживавших в Приштине (столице Косово) переселились либо в соседний муниципалитет Грачаница (анклав с преимущественно сербским населением), либо на территорию Сербии, либо же в третьи страны. Хорваты, жившие в деревне Яньево недалеко от Приштины, также в основном переселились из Косово в Хорватию, в основном в те регионы Хорватии, откуда бежало сербское население.
"Многие истории интеграции, о которых я слышал, происходили по принципу „приехал к родственникам”, а не по каким-то правительственным программам. Поэтому, я считаю, если чему мы можем научиться, то не делать подобных ошибок", – объясняет специалист. Сейчас же, рассказывает Кришталь, албанцы в Косово очень поддерживают Украину и украинцев. Он неоднократно наблюдал жесты поддержки и поздравления, когда люди на улицах видели, что на его машине украинские номера.
В Хорватии же, по его словам, ситуация несколько иная, поскольку это часть ЕС и здесь действует программа временной защиты. Здесь имеется где-то тридцать – сорок тысяч переселенцев из Украины. Они имеют репутацию хороших работников, а также "своих славянских людей", из-за чего к ним относятся значительно лучше, чем к другим мигрантам. Опыт конфликта в Хорватии позволяет местным понять, через что проходят люди, которые к ним приезжают. "Учитывая количество, их почти не заметно на улицах. Местное население здесь, как и в Косово, относится к украинцам благосклонно. Прежде всего, из-за собственного опыта конфликта в своей стране. Как и во времена конфликта за независимость, так и во время войны в Боснии, Загреб был местом, куда регулярно приезжали беженцы. Люди здесь сострадательные, понимающие, всегда готовы помочь", – говорит Кришталь.
Тем не менее, случаются и конфликты: например, из-за украинского флага накануне двадцать четвертого августа. Местные молодые люди заявили, что не хотят видеть флаги чужой страны у себя дома, поскольку у них не принято вывешивать флаг иного государства без хорватского. По наблюдениям Андрея, отношение к украинцам в других странах и, как результат, интеграция переселенцев опираются на коллективную репутацию, а не на индивидуальный опыт, который чаще всего является положительным. Особенно, добавляет он, это заметно в Польше.
Он советует украинским общинам вырабатывать собственные механизмы урегулирования конфликтов – как между собой, так и тех, которые возникают с принимающей общиной. "К сожалению, неадекватное поведение одного человека может повлиять на отношение ко всей группе в определенном сообществе. Поэтому группе было бы уместно брать на себя ответственность за разрешение таких конфликтов. Вот на этом можно сфокусировать усилия и третьим сторонам", – рекомендует эксперт.

Путь к пониманию – через диалог

Накопление негативных эмоций подпитывает конфликты. Опять же, из-за отсутствия привычки прямо говорить о проблемах и искать общие решения это приобретает "политическую" окраску, говорит Калениченко: "Люди начинают использовать простые объяснения: например, „вы с востока”, „вы с запада”, „вы не совсем хорошие украинцы” и тому подобное". Исследование БФ "Право на защиту" подтверждает эту ситуацию. В частности, опрошенные ВПО указывают на недоразумения и конфликты на языковой почве: использование русского языка, суржика или русизмов.
В принимающих общинах тоже говорят, что их беспокоит распространенность русского языка, нежелание единичных ВПО учить и использовать украинский язык, хотя бы на уровне базовых слов. Впрочем, респонденты говорят не только о негативе. К примеру, ВПО предоставили много положительных отзывов о религиозных и народных традициях жителей западных регионов Украины, о человеческих качествах местных, а также отметили их предприимчивость и развитие малого и среднего бизнеса.
Представители же принимающих общин оценили благодарность ВПО и их стойкость в преодолении жизненных трудностей. Среди положительных моментов, опрошенные называли открытость к местным жителям, а также стремление немалого количества вынужденных переселенцев разговаривать на украинском языке. "Мы, прежде всего все люди" – именно это звучало от респондентов чаще всего, когда речь заходила об отличительных чертах между ВПО и принимающими общинами. Опрошенные отмечали, что все – люди, а украинцы, имеют аналогичный опыт, боль, чувства, цели, права. Звучало и то, что "это нормально, когда у людей есть различия", и понимание того, что не все из ВПО или местных жителей – правильные и идеальные.
Поэтому как же минимизировать конфликты и способствовать взаимопониманию между ВПО и принимающими общинами?" Если стороны имеют возможность все спокойно проговорить, если они к этому готовы, большинства конфликтов можно избежать", – убеждена Калениченко. В этом, в частности, могут способствовать волонтеры, украинские и международные общественные организации. Впрочем, отмечает она, третьим сторонам следует детально понимать контекст: локальные особенности и практики, жизненную ситуацию хозяев и ВПО, чему могут способствовать местные волонтеры и благотворители. Если те, кто поддерживает диалог, видят реалистичную картину, они могут сделать минимальные вмешательства для максимального эффекта, добавляет Калениченко.
"Шленск" помогает Украине, а болельщики стоят на своем. Скандал на матче с "Лехом"В Польше разгорелся скандал. Болельщики футбольного клуба "Шленск" вывесили антиукраинские баннеры на матче чемпионата страны, сообщает GW. Это уже не первый подобный случай. Но читатели газеты не спешат вставать на сторону украинцев. Многие из них помнят о Волынской резне.

Фундамент для сплочения

Хорватская исследовательница в сфере миростроительства Валентина Отмачич в одной из своих работ называет ряд факторов, влияющих на сохранение мира в обществе на фоне конфликта. Среди них: продвижение позитивных воспоминаний о прошлых взаимодействиях между различными группами, а также развитие сети ориентированных на понимание людей с ключевыми должностями в общине (например, лидеров мнений, представителей полиции, армии и местной власти, СМИ). Все это может способствовать предотвращению конфликтов и развитию согласия.
Опрошенные фондом "Право на защиту" ВПО и принимающие общины соглашаются: в случае конфликтов люди должны решать их между собой. Чаще всего респонденты называли "толерантное и терпимое отношение к различиям между людьми" как способ разрешения и предотвращения конфликтов. Поэтому именно инвестиции в развитие такого поведения, считают эксперты, способны стать эффективным способом улаживания противоречий.
Тем не менее, добавляют они, толерантность требует устойчивого психологического состояния, что сложно в условиях конфликтов и эмоциональной подоплеке. Соответственно, профилактикой этого и фундаментом для дальнейшего развития диалога становится системная работа с психологом, как групповая, так и индивидуальная.
Что в опросе назвали среди рекомендаций для разрешения и предотвращения конфликтов "на эмоциях"?
  • работать с психологами над травматическим опытом;
  • вести просветительскую работу относительно действий и работе с травмой;
  • спокойно обсуждать опыт, пережитый разными людьми, учиться вести такой диалог, слушать друг друга;
  • просветительская работа, помогающая людям постичь, что их мысли и опыт не является единственно правильными;
  • социальная реклама, направленная на профилактику конфликтов – месседж о единстве украинцев, несмотря на разный опыт и язык;
  • лидеры общественного мнения, представители власти должны говорить о проблемах и конфликтах, указывать на способы их решения;
  • в части случаев время унимает эмоции и общение восстанавливается;
  • в части случаев должны быть установлены разумные правила, нормы (ВПО в приютах, действия должностных лиц и тому подобное).
Важно предотвращать и риски сегрегации, добавляет Калениченко. В частности, третьим сторонам стоит сфокусировать свои усилия на противодействии появлению искусственных гетто, таких как отдельные модульные городки для переселенцев за пределами города. Исследовательница приводит пример Канады, где программа миграции достаточно развита. Приезжих там сознательно расселяют равномерно, чтобы не допустить образования "городков в городах" по религиозному, этническому или языковому признаку, и помогают переселенцам стать частями локальных сообществ.
Бесспорно, изучать опыт других стран и прислушиваться к советам международного сообщества важно, добавляет Энрике Торелла, региональный директор благотворительной организации HIAS, которая помогает беженцам и вынужденным переселенцам в Африке и Евразии." Да, Украине это будет даваться нелегко, впрочем, надеюсь, что украинцы справятся с этим вызовом, как справлялись и до сих пор", – говорит он. Эксперт отмечает, что решение о том, как нужно развивать украинское общество и решать проблемы с возможными конфликтами в общинах по тому или иному поводу, должно оставаться за украинцами.
В БФ "Право на защиту" добавляют, что фундамент для объединения и сплочения украинцев из разных регионов есть. Чаще всего люди называют такие характеристики, как патриотизм, доверие друг к другу и трудолюбие. "Заметим, что доверие друг к другу – одна из самых объединяющих характеристик, в то время как большое количество опрошенных испытывает потерю доверия. Очевидно, это и есть тот разрыв, заполнение которого может наиболее положительно повлиять как на сплоченность, так и на эмоциональное состояние украинцев", – резюмирует отчет.
Обсудить
Рекомендуем