Два Зеленских

Spiked: превращение Зеленского в интернет-мем связано с глобализацией культурной войны

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В интернете существует только два варианта восприятия Зеленского: в нем видят либо символ добра, либо воплощение зла, пишет Spiked. При этом и его сторонники, и его противники эксплуатируют украинский конфликт в собственных целях.
Зеленский не святой и не грешник, а лидер, который делает все от него зависящее.
Выберите, какой Зеленский вам по нраву. Святой или грешник. Доблестный защитник пошатнувшегося либерального миропорядка или покорный ставленник Всемирного экономического форума. Единоличный заступник либеральной демократии или марионетка гнусных глобалистов. Есть только два Зеленских, третьего не надо. Он — либо ожившая передовица The Guardian, либо придворный шут Давоса. Выбирайте.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
За последний год вокруг Владимира Зеленского развернулись невиданные события. Во-первых, разумеется, его страна стала жертвой варварского имперского наступления, а сам Зеленский превратился из неправдоподобного президента в еще более невероятного командующего национально-освободительной борьбой. А потом он и вовсе стал мемом. В интернете Зеленский по сути превратился в символ добра или зла. Это глобальное обожествление либо демонизация человека во время боевых действий дает мрачную, но захватывающую картину нашего века технологий.
Поначалу мемы с Зеленским были лестными и забавными. Большинство из них касалось его гениталий — фигурально, разумеется. "Вещи, которые видно из космоса: река Амазонка, Большой каньон, „бубенцы” Владимира Зеленского". Даже сатирическое издание The Babylon Bee, которое впоследствии переметнулось в стан скептиков, и то прошлось по русским за счет придатков Зеленского. "Таинственные большие круги на российских радарах оказались гигантскими яйцами президента Зеленского", — гласил их заголовок в феврале прошлого года.
Сильные и слабые стороны Владимира ЗеленскогоЗеленский сталкивался с проблемами на посту президента до начала конфликта, пишет Politico. Благодаря навыкам актера он смог стать эффективным кризисным лидером, но в нормальной ситуации он непоследователен и управлять Украиной после конфликта вряд ли сможет.
Однако вскоре началось расхождение. Виртуальный мир раскололся на трепетных фанатов Зеленского и тех, кто от одного его имени покрывается красными пятнами. Появились бурные дифирамбы медийных звезд типа Кейтлин Моран (Caitlin Moran), которая назвала Зеленского новым "смазливым святошей" (смотри сериал "Дрянь", хотя лучше не стоит), и необъяснимая злоба сетевых правых, которые проклинают украинского президента как этакого всемирного побирушку, клянчащего деньги из западной казны на свое показное противостояние. Едва ли можно подобрать более красочный пример столь поверхностного раскола мнений на Западе в XXI веке.
Обе стороны судят по себе. Возьмите стан поклонников Зеленского. Своими либеральными заискиваниями перед харизматичным президентом они не выражают никакой солидарности с борьбой украинцев за национальную свободу. Да и с чего вдруг, если у большинства из них аллергия на идеал национального суверенитета? Достаточно вспомнить хотя бы их семилетнюю истерику из-за Брексита. Нет, для них борьба Зеленского за восстановление национальной целостности Украины находится далеко на втором месте, для них главное — что он озвучивает их собственные взгляды и воплощает их убеждения.
Они настолько тщеславны, что искренне думают, что этот конфликт из-за них. По выражению авторов Financial Times, Зеленский стал "знаменосцем либеральной демократии". Он борется не только с Россией, но с "диктатурой" XXI века как таковой. Расскажите об этом отважным молодым украинцам на передовой: оказывается, они отдают жизни не столько за свое право на самоопределение, сколько за помпезные "либеральные" притязания Запада. Под началом Зеленского Украина внушила многим из нас "утраченное было чувство единства и цели", заметил один обозреватель. У этого печального конфликта есть и положительный момент, намекает нам The New York Times: он доказал, что "у либерализма еще есть порох в пороховницах". А один публицист INews и вовсе бессовестно призвал украинцев к бою против… вы верно угадали: Брексита. Если Брексит стал сигналом, что ЕС выдохся и что будущее за популизмом, то борьба Зеленского напомнила нам о "непреложном моральном императиве" современной Европы, сказал журналист. Именно мечта о европейском единстве "движет украинцами, которые бросаются под российские танки", заключил он.
Да будет вам. Неужели вы и правда думаете, будто мы поверим, что смелые девятнадцатилетние украинцы рискуют жизнями в борьбе с Россией за мечту пожить под началом Урсулы фон дер Ляйен с бесконечными нормативами в отношении всего на свете вплоть до продажи капусты? Для якобы сторонников Зеленского украинцы — своего рода потешная армия и военный форпост собственных предубеждений против популизма и Брексита и априорной веры в некое "международное сообщество". "Смесь человеческих и политических добродетелей Зеленского укрепила пошатнувшуюся было уверенность в себе либеральных демократий", — заметил один публицист. Вот вам и пожалуйста. Нарциссизм просто зашкаливает. Украину чествуют не столько за уникальную борьбу за государственность, сколько за смутные эмоции, которые она будит у затюканных западных либералов, и импульс, который она придает читателям The New European, до сих пор не оправившихся от Брексита, Трампа и всего остального. Никакая это не солидарность: они цинично доят чужой конфликт ради собственных чувств.
У мемификации, так сказать, Зеленского есть и другая сторона — его злопыхатели. Ух, как они его ненавидят! И эта виртуальная враждебность к Зеленскому меня очень беспокоит. Ярче всего она проявляется среди тех, кого можно было бы назвать "постковидными правыми". Речь идет о том уголке всемирной паутины, в котором понятный гнев из-за карантина со временем вылился в настоящий заговор антипрививочников, нездоровую одержимость Всемирным экономическим форумом, тотальное недоверие и подозрительность и железную убежденность в том, что Владимир Зеленский — марионетка глобалистских элит, замысливших втянуть нас всех в третью мировую.
Это полная противоположность раболепству либеральной элиты: те считают, что Зеленский приведет к "возрождению либерального миропорядка", а эти циники — что он и есть либеральный миропорядок и рупор глобализма. "Зеленский заодно с глобалистами и против интересов собственного народа", — считает Кэндис Оуэнс (Candace Owens). Он — "марионетка глобалистов Сороса и Клинтонов", заявила сенатор от Аризоны Венди Роджерс (Wendy Rogers). И уж точно он заодно с теми "банкирами-глобалистами", которые "пичкают нас безбожием и толкают к вырождению". Дональд Трамп-младший назвал Зеленского "королевой мировых попрошаек". Можно и не одобрять того, что Запад отправляет Украине все больше оружия, но нельзя не понять, какой это инфантилизм – называть мольбы осажденной страны "попрошайничеством". Мы наблюдаем глобализацию культурной войны.
Такер Карлсон: Зеленский — инструмент тотального уничтоженияВладимир Зеленский — это "темная сила", заявил ведущий Fox News Такер Карлсон, комментируя визит Байдена в Киев. Этого "разрушителя" не волнует гибель миллионов людей из-за его политических целей. Возможно, именно поэтому американского президента "тянет" к украинскому лидеру, рассуждает Карлсон.
"Антизеленский" цинизм — верный признак конспирологического мышления. Разумеется, критиковать Зеленского и осуждать Запад за поддержку Украины совершенно законно. Но мрачный и путаный образ украинского президента как этакого клоуна-глобалиста — нечто иное. Это воплощение подозрительности, столь типичной для выросшего в Сети поколения. Они ни во что не верят, но убеждены, что все, в том числе этот гадкий Зеленский, инсценируют зверства, лишь бы доллары текли рекой. Нахальный скепсис ко всему, что связано с Киевом, прозрачно читается и в жуткой фразе "модная фишка". Для них поддержка Украины — это последний писк, нечто "в тренде". Так они унижают всех тех, кто искренне хочет проявить солидарность со страной, борющейся за выживание. Они утверждают, что поставить на аватары украинские флажки их убедил некий тайный алгоритм.
Предстоит важнейшая дискуссия о России, Украине, Западе и вооруженной борьбе в современную эпоху. Но за последний год мы видели лишь дешевую эксплуатацию серьезного конфликта в расчете набрать побольше очков в мелких войнах дома. С одной стороны находятся диванные Черчилли, с другой — кухонные Чемберлены. И все они действительно говорят лишь о себе, а не об Украине. Так давайте же сменим пластинку. Пожалуй, Зеленский не святой и не грешник. Ни спаситель мира, ни его разрушитель. Быть может, он — просто человек, который делает то, что считает нужным, в самых жутких и острых обстоятельствах. Назовите меня безмозглой жертвой давосской пропаганды, но именно так я и считаю.
Брендан О’Нил — главный политический обозреватель Spiked и ведущий подкаста The Brendan O’Neill Show
Обсудить
Рекомендуем