Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Идея пассажирских самолетов на экологичном топливе — популярная тема для обсуждения в мировом сообществе. Но первопроходцем в этой области стало российское КБ имени Туполева, пишет Traffic News. Именно оно построило первый в мире авиалайнер с водородным двигателем еще в конце 1980-х годов.
На основе советской версии "Боинга-727"
В мировом авиационном сообществе рассматриваются различные меры, касающиеся декарбонизации. Одна из них — разработка пассажирских самолетов с двигателями, работающими на водороде для уменьшения выбросов CO2.
На самом деле идея воздушных лайнеров на водородном топливе была реализована около 35 лет назад. Это был испытательный самолет Ту-155, построенный советским конструкторским бюро имени Туполева.
Ту-155 был испытательной моделью на неавиационном топливе, разработанной на основе массового авиалайнера Ту-154, которых было построено более тысячи единиц.
Ту-154 отличается своей компоновкой: три двигателя установлены на хвосте, а горизонтальное хвостовое оперение расположено над вертикальным. Его длина составляет около 50 метров, а размах крыльев — около 40 метров. Это пассажирский самолет, который с уверенностью можно назвать советской версией "Боинга-727", использовавшегося авиакомпаниями JAL (Japan Airlines) и ANA (All Nippon Airways). Он эксплуатировался на японских маршрутах.
В прошлом в советской авиации предпринимались попытки использовать атомную энергию для питания двигателей, осуществлялись полеты с ядерными реакторами на борту, но с точки зрения безопасности перспектив у этого направления не было. В этих условиях под руководством Алексея Туполева началась работа над авиалайнером с водородным двигателем.
Все еще в строю! Причины популярности советского Ту-154 спустя более полувека с момента первого полета. Почему он идеально подходил для российских аэропортов? Авиалайнер Ту-154 стал самой успешной моделью пассажирского самолета в СССР, сообщает Traffic News. Благодаря продуманной конструкции и мощным двигателям он идеально подходил для перевозок в условиях сурового климата страны. Судно остается популярным даже в 2022 году.
09.10.202200
Что модифицировано в Ту-155 по сравнению с прототипом?
Испытательный самолет Ту-155 прошел модификационные работы в компании "Авиакор", которая построила Ту-154. Правый двигатель в хвостовой секции заменили на водородную газотурбинную установку НК-88 вместо штатного НК-8-2 ОКБ "Кузнецова". В задней половине фюзеляжа установили большой топливный бак с системой охлаждения. Отметим, что водородного топлива хватало примерно на два часа.
Ту-155 совершил первый полет 15 апреля 1988 года. Самолет взлетал с одним двигателем на водородном топливе и двумя на обычном. В 1989 году их заменили на установки, работающие на СПГ (сжиженном природном газе). Так самолет прошел около 100 летных испытаний, в ходе которых было установлено 14 мировых рекордов. Следует отметить, что вышеупомянутые испытания с водородным двигателем были проведены пять раз.
В этом проекте использовали водород, поскольку в то время он привлекал внимание как авиационное топливо следующего поколения из-за его низкого воздействия на окружающую среду.
При этом СПГ использовали, поскольку ожидалось, что он будет дешевле авиационного топлива, — его запасы намного богаче. Предполагалось, что сжиженный природный газ уменьшит выбросы токсичных веществ.
Кстати, в КБ "Туполева" также планировалось строительство самолета Ту-156 с двигателем на СПГ, но из-за распада СССР он так и не был построен.
Испытательный самолет Ту-155 до сих пор хранится на аэродроме "Раменское" в Жуковском, и его можно увидеть на российских авиасалонах.