Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Венгрия стала ключевым узлом по транзиту российского газа, несмотря на конфликт на Украине, а Виктор Орбан — "путинский человек" в Брюсселе, пишет TNI. По мнению автора статьи, это угрожает активному продолжению украинского конфликта и подрывает энергетическую безопасность США.
Ричард Кремер (Richard Kraemer)
Если Россия победит на Украине, Черное море снова станет русским озером, а прибрежные государства сдадутся на милость Москвы. Все попытки демократической Европы заменить поставки "Газпрома" газом из Азербайджана и от других поставщиков в регионе пойдут прахом.
Но что, если Россия не добьется на Украине полной победы?
Встречайте Венгрию, новую газозаправочную станцию Европы. Весь прошлый год ее премьер-министр Виктор Орбан крепил репутацию страны в регионе Черного и Каспийского морей, светясь на столь разных форумах как Организация тюркских государств и Евразийский банк развития. Орбан работает не покладая рук, чтобы превратить Венгрию в ключевой канал для газовых ресурсов из южной Европы. В конце октября 2022 года Венгрия подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с Грузией. В январе 2023 года — с Азербайджаном. А совсем недавно к согласию пришли министры иностранных дел Будапешта и Ташкента. Сербия по-прежнему заинтересована в транзите российских энергоресурсов в Венгрию, и трубопровод через границу разрабатывается. На юго-востоке венгерские политики в августе прошлого года встретились в Софии с промосковскими чиновниками временного правительства президента Румена Радева.
На юго-западе Венгрии ее гигантская группа MOL завозит все больше сжиженного природного газа с регазификационного терминала на хорватском острове Крк. Планируется соединительный трубопровод между Венгрией и Словенией, а также реверсивная смычка с Австрией. Газовые операторы Болгарии, Греции, Румынии и Венгрии с новым рвением подписали меморандум о взаимопонимании по двустороннему газовому коридору. В общем, все дороги ведут в Будапешт.
Орбан пытается воспользоваться коллективным отказом Европы от российских энергоносителей и превратить Венгрию в ключевой транзитный узел. Это его право премьера — поддерживать экономику страны за счет доходов от транзита, низких цен на энергоносители и разнообразного портфеля поставщиков. Но наращивая поставки газа из южной Европы, Орбан связывает Венгрию с Москвой долгосрочными клиентскими отношениями в сфере энергетики.
Показательный пример: сегодня почти 50% потребностей венгерских потребителей в энергии обеспечивает атомная электростанция "Пакш-2". Обслуживает ее исключительно российский энергетический гигант "Росатом". В силу этого в январе 2023 года Орбан твердо заявил, что Венгрия наложит вето на любые санкции ЕС против российской атомной энергетики. Еще один пример: Венгрия планирует избавиться от зависимости от российского газа, но не раньше 2050 года.
К энергии прилагаются путы. А точнее, железные цепи. Российский дипломатический корпус в Будапеште вдвое больше, чем в Братиславе, Праге и Варшаве вместе взятых. Орбан не только категорически отказывается поставлять оружие украинским военным, но всячески старается задержать пакеты помощи ЕС для Киева.
Все это говорит о том, что Орбан намерен сохранить российские источники энергии на ближайшие десятилетия — а в обмен снабдит Кремль базой для козней в Европе и постоянным правом вето.
Несмотря на все это, Брюссель, похоже, не способен даже серьезно ответить. Во всех государствах ЕС есть элиты, которые бессердечно желают, чтобы конфликт "как-нибудь прекратился". А по другую сторону Атлантики путинскую марионетку обожают республиканцы-трамписты. Такое чувство, что они не видят нестыковок между российско-украинским конфликтом, неприкрытой российской поддержкой Венгрии и энергетической безопасностью США, — и это не может не вызывать недоумения, ведь все мировые энергетические рынки взаимосвязаны. Американские консерваторы и поклонники Такера Карлсона с телеканала Fox News разделяют общественные взгляды Орбана, поддерживают его антииммиграционную позицию и одобрительно ухмыляются его риторическим попыткам насолить ЕС. Стоят ли сиюминутные культурные войны цены коллективной безопасности США и наших союзников?
Виктор Орбан — путинский человек в Брюсселе и за его пределами, несмотря на все угрозы в адрес НАТО. Он наводит газовые мосты с другими авторитарными попутчиками, а его многочисленные клятвы верности России должны вызвать тревогу в западных столицах. Но кто-нибудь вообще слушает?
Ричард Кремер — президент Североамериканского альянса Европы и старший научный сотрудник Центра политики безопасности "Европейские ценности" в Праге