Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Всего три дня грузинские власти смогли противостоять объединенному давлению оппозиции и их западных кураторов по законопроекту об иноагентах, пишет "Европейской правды". Однако это лишь тактический ход, и "Грузинская мечта" вернется к этому вопросу позже.
Юрий Панченко
Третий день протестов в Тбилиси оказался победоносным. Еще днем ранее грузинские власти убеждали, что не откажутся от законопроекта об иностранных агентах, который и вызвал протесты. А уже вечером протестный митинг был снова атакован спецназом с водометом и слезоточивым газом. Но утром следующего дня стало известно, что партия власти готова отозвать скандальный законопроект!
Характерно, что сначала такие заявления восприняли как попытку ввести общество в заблуждение – грузинское законодательство не предусматривает возможности отзыва законопроекта, прошедшего первое чтение. Однако уже вскоре в руководящей партии "Грузинская мечта" уточнили, что законопроект будет "убит" единственно возможным способом – его вынесут на второе чтение, где он не наберет необходимого количества голосов.
Вечером девятого марта стало известно, что власти выполнили второе принципиальное требование – выпустили почти всех участников протестных акций, задержанных седьмого и восьмого марта. Достаточно ли этих уступок для того, чтобы успокоить протест? Что заставило грузинские власти вдруг согласиться на требования протестующих? Будет ли возможно, что впоследствии власти попытаются со второй попытки протянуть эти изменения? И в конце концов, как протесты изменят Грузию и ее шансы на европейское будущее? Ниже попробуем найти ответы на все эти вопросы.
Зачем грузинским властям понадобился закон об иностранных агентах?
Причиной протестов стало принятие в первом чтении законопроекта об иностранных агентах, за основу которого был взят аналогичный российский закон. Этот проект создавал инструменты влияния на очень мощные в Грузии некоммерческие общественные организации и медиа. Обычно такие инструменты необходимы с приближением выборов, чтобы монополизировать информационное пространство.
Однако ближайшие плановые выборы в Грузии пройдут лишь через полтора года – более того, сейчас оппозиция выглядит деморализованной и не представляет угрозы для власти.
Можно предположить, что более актуальной угрозой для "Грузинской мечты" является обнародование Еврокомиссией отчета о выполнении Грузией условий, необходимых для получения статуса кандидата в члены ЕС. Предыдущая политика грузинских властей не оставляла сомнений: эти требования не будут выполнены. Хотя бы потому, что это подорвет монополию правящей партии на власть.
В такой ситуации в "Грузинской мечте" могли использовать свой привычный прием – обвинять евроинституции в предвзятом отношении. А в подкрепление своих слов цитировать заявления единичных дружественных к себе европейских политиков (в частности, ранее венгерский премьер Виктор Орбан утверждал, что ЕС действовал предвзято, когда не дал Грузии кандидатский статус, и что она подготовлена к нему гораздо больше, чем Украина).
Впрочем, такая стратегия требует монополизации внутреннего информационного пространства. И именно поэтому властям было бы очень уместно заранее получить инструмент влияния на независимые аналитические центры.
Есть ли в этой истории российский след?
Доподлинно неизвестно. По крайней мере, можно утверждать, что сворачивание европейского курса Грузии было бы очень желательным для России. И конечно, еще один пример удачного давления общества на власть оказался очень болезненным для РФ
Ожидали ли грузинские власти такого мощного сопротивления?
Похоже, что нет. Несмотря на то, что в партии решили подстраховаться и неожиданно перенесли рассмотрение законопроекта в первом чтении на два дня раньше, все выглядит так, что там ожидали сопротивления только со стороны оппозиции и представителей общественных организаций. Вместо этого протестовать вышла молодежь, которая восприняла этот закон как атаку на евроинтеграционный курс страны, а соответственно, и на свое будущее.
К такому развитию событий власть оказалась не готовой. Неслучайно, в первые часы митинга седьмого марта спецназовцы ничего не могли поделать с протестующими и начали действовать лишь впоследствии, когда к ним подвезли водомет.
Неслучайно, что уже в первый день протестов, увидев, что ситуация выходит из-под контроля, в "Грузинской мечте" попытались "сбить" протестную волну, объявив, что отправят законопроекты на рассмотрение Венецианской комиссии, без решения которой второе чтение проводиться не будет.
Митрополит Киево-Печерской Лавры заявил, что апокалипсис начинается с УкраиныТребование киевских властей к представителям Украинской православной церкви покинуть Киево-Печерскую лавру приведет к апокалипсису, заявил наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел. По его словам, которые цитирует "Страна", сегодня на Украине происходит осквернение православных святынь.
13.03.202300
Почему грузинские власти пошли на уступки?
Опыт предыдущих протестных акций в Грузии (в первую очередь так называемой "ночи Гаврилова" 2019 года) показал, что единственным способом заставить руководящую партию идти на уступки является совместное давление и улицы, и Запада. На этот раз давление с обеих сторон было беспрецедентно сильным.
Впервые более чем за десять лет многотысячные политические митинги в Тбилиси продолжаются несколько дней и не планируют останавливаться. Одновременно оценки действий властей со стороны и ЕС, и США оказались крайне жесткими и однозначными. А главное, Соединенные Штаты напрямую заявили о возможном введении санкций против организаторов нападения на мирные митинги.
При этом особенность организации власти в Грузии заключается в том, что все ключевые решения принимает один человек – миллиардер и основатель партии "Грузинская мечта" Бидзина Иванишвили. Очевидно, именно это и объясняет такой резкий разворот грузинских властей. Можно предположить, что в ночь с восьмого на девятое марта Иванишвили получил свой персональный ультиматум от мероприятия. И, похоже, что эти аргументы оказались достаточно мощными, чтобы заставить власть отказаться от своих планов.
Но при этом не стоит думать, что роль общественных протестов была лишь вспомогательной. Вряд ли без такой мощной (и несколько неожиданной) реакции общества Запад стал бы действовать столь жестко и решительно. Но в то же время, если бы грузинские власти не оказались умнее Виктора Януковича и выбрали путь продолжения конфронтации, успех протеста зависел бы от того, удалось бы привлечь к нему все общество, а не только креативную молодежь столицы. Вопрос, удастся ли протестующим это сделать, остается открытым.
Достаточно ли этих уступок для возвращения Грузии на путь евроинтеграции?
Нет, ведь препятствием на евроинтеграционном пути Грузии является не только законопроект об иностранных агентах. Грузии необходимо провести ряд реформ, чтобы выполнить двенадцать условий ЕС для предоставления ей статуса кандидата в члены. Эти реформы уничтожают абсолютную монополию на власть "Грузинской мечты" (а точнее – лично Бидзины Иванишвили), а потому до сих пор их скорое исполнение выглядело маловероятным.
Именно поэтому важно то, что протестующие четко декларируют: их требования не ограничиваются отзывом закона об иноагентах, а касаются возвращения страны к евроинтеграционному курсу.
Показательно, что требование отставки правительства и проведение досрочных выборов были озвучены лишь на третий день протестов, когда власть пошла на уступки относительно предыдущих требований. Но, что немаловажно, эти требования были озвучены оппозиционными политиками, и неизвестно, поддержат ли их рядовые протестующие.
Поэтому не исключено, что после провала во втором чтении закона об иноагентах митинг постепенно разойдется. Впрочем, катализатором новой волны протестов может стать негативная оценка евроинтеграционных успехов Грузии. И в таком случае у общества вполне могут появиться требования о смене власти – если действующая не выполнит прямое требование Конституции и не сделает все возможное для приближения членства Грузии в ЕС.
Могут ли власти впоследствии попытаться "отыграть назад" свои уступки?
Совсем не исключено. В конце концов, даже объявив об отзыве скандального законопроекта, представители "Грузинской мечты" не признали ошибочность этой инициативы.
Напротив, они продолжали утверждать, что их неправильно поняли, что позже они докажут полезность этого закона для государства. И что на уступки они идут только ради "грузинских детей", которые оппозиция толкает на столкновение с полицией.
Не стоит забывать, "Грузинская мечта" и раньше не выполняла своих обещаний. Для успокоения протестов 2019 года в партии власти пообещали переход исключительно на пропорциональную избирательную систему. Но впоследствии оказалось, что голосов за отмену мажоритарки найти не удалось.
Важно то, что нынешние протесты прошли без координации с оппозицией. В значительной степени это обеспечило их массовость и финальный успех. Однако без политического представительства следить за выполнением властями своего евроинтеграционного "домашнего задания" будет непросто.
Возможно, эту роль возьмет на себя президент Саломе Зурабишвили, с первого дня поддержавшая требования протестующих. А возможно, протесты дадут толчок появлению новых лидеров, и к парламентским выборам 2024 года Грузия подойдет с мощной прозападной оппозицией.