Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Беспримерные усилия США по поддержке режима президента Зеленского и их экономическая война с Россией наконец начали приносить реальные плоды. Правда, не на российском рынке, а на американском. Во многом именно несоразмерным вниманием, которое Вашингтон уделяет Киеву, объясняется недавнее банкротство Silicon Valley Bank (SVB). И это отлично понимают даже сами американцы.
Крах одного из главных банков США (16 место в национальном рейтинге), поддерживавшего в основном высокотехнологические стартапы Силиконовой долины, мог бы остаться малозначительным событием. Но не остался. Почему? Потому что вслед за ним сразу 52 миллиарда долларов — причем всего за один день! — потеряли четыре крупнейших американских банка: JPMorgan, Bank of America, Wells Fargo и Citigroup.
Это вынудило правительство США предпринять беспрецедентные меры по финансовой поддержке американской банковской системы. Ведь катастрофа SVB и предшествовавшее ей банкротство Silvergate Bank положили начало панике на внутреннем рынке Америки. Она всерьез угрожает «эффектом домино», при котором банкротами могут стать и другие банки. А допустить этого сейчас, в условиях резкого увеличения военных расходов и продолжения трат на Украину, администарция Байдена не может.
Тем более, что именно ее действия, по сути, и привели SVB к катастрофе. Ведь причиной, вынудившей банк срочно продать казначейские и ипотечные облигации почти на 22 миллиарда долларов, стало резкое повышение ставки ФРС. Повышать ее пришлось, чтобы компенсировать небывало высокую инфляцию в США. Одна из главнейших ее причин — экономические санкции в отношении России, введенные по инициативе Вашингтона.
Краткое описание связанных с SVB событий последних дней выглядит так. Основанный в 1983 году банк сделал ставку на финансирование стартапов, прежде всего высокотехнологичных. Кроме того, он обслуживал венчурные фонды, вкладывавшиеся в предприятия Силиконовой долины. В условиях непрекращающегося технологического бума это казалось надежным и беспроблемным вложением средств.
Они и правда были очень эффективными. По данным журнала The Economist, за последние годы размеры депозитов, на которых клиенты SVB держали свои средства, резко выросли: с 44 миллиардов долларов на конец 2017 года до 189 миллиардов на конец 2021 года. Правда, кредитный портфель банка рос гораздо медленнее: за то же время он увеличился с 23 до 66 миллиардов долларов. Это связано с тем, что клиенты SVB — высокотехнологические компании — имели достаточно денег, чтобы развиваться, и не нуждались в заемных средствах.
Проблемы начались после краха биржи криптовалюты FTX. Он вынудил многих понесших потери из-за неудачного вложения клиентов срочно снимать средства с депозитов. Именно на этом потерпел катастрофу Silvergate Bank. Банки начало лихорадить, и хуже всего пришлось тем, у которых соотношение депозитов и кредитного портфеля было не в пользу последнего У SVB ситуацию усугубило то, что колоссальные средства — 128 миллиардов долларов — были вложены в основном в ипотечные и казначейские облигации. Их цена рухнула после роста ставки ФРС, и банк был вынужден для покрытия потерь продать эти бумаги с убытком в 1,8 миллиард долларов.
Этот шаг напугал и аналитиков, и клиентов SVB. Первые стали понижать рейтинг банка, вторые бросились снимать деньги с депозитов. Это встревожило остальных инвесторов, которые тоже попытались спасти свои деньги, и в итоге привело банк к банкротству.
Оно вызвало настоящую панику в банковском секторе США — и проблемы далеко за американскими границами. Скажем, в Великобритании крупнейшему банку HSBC пришлось выкупить британское подразделение SVB за… один фунт! Сделано это было для того, чтобы вслед за американским кредитным учреждением не рухнул весь высокотехногический сектор британской промышленности. И все равно многие работающие в Соединенном Королевстве компьютерщики и другие специалисты отрасли не смогли вовремя получить свои зарплаты. Кстати, то же самое случилось и со многими высокотехнологическими предприятиями в США, державшими деньги в SVB — и потерявшими возможность распоряжаться ими после банкротства банка.
Европа не должна стать экономической колонией СШАСША неоднократно убеждали Европу в необходимости разорвать связи с Россией и Китаем ради ее "безопасности", пишет "Хуаньцю шибао". Однако самая большая угроза для ЕС — это именно Вашингтон. Если регион поддастся на уговоры Америки, то навсегда останется ее колонией, считает автор.
13.03.202300
И это далеко не все. В Швеции, например, в очень трудном положении оказался пенсионный фонд Alecta — он был четвертым по величине (около 600 миллионов долларов) акционером SVB. Кстати, подобные трудности испытывают и американские негосударственные пенсионные фонды, инвестировавшие в хай-тек с помощью того же банка. А в Израиле под угрозой разорения оказались почти полтысячи высокотехнологических компаний. Жалобы на потери в связи с банкротством SVB доносятся также из Японии, Германии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Гонконга, Австралии и даже Индии.
Только Россия практически ничего не потеряла. Потому что уже год как существенно изолирована от международной финансовой системы, в том числе и банковской. И в итоге сейчас оказалась в гораздо более защищенном положении. Да, есть некоторые частные компании, которые тоже понесли убытки из-за катастрофы SVB. Но никакой паники в банковском секторе, не говоря уже о связанных с событиями в США банкротствах или крахах, нет. И не будет.
В очередной раз приходится констатировать: взяв на себя роль мирового жандарма, США раз за разом, как говориться, стреляют себе в ногу. Мировая экономика держится на долларе? Давайте допечатаем три триллиона (как это было сделано во время пандемии) — и спровоцируем резкий рост инфляции! А потом введем санкции против России — и заставим ее формировать бездолларовую экономику и переходить на национальные валюты в расчетах с партнерами. Которых, кстати, оказалось куда больше, чем казалось Вашингтону. Итог очевиден: дедолларизация мировой экономики идет полным ходом.
Что еще? Финансовая и военная поддержка Украины? Это второй по важности фактор, который привел к росту ставки ФРС, спровоцировавшей нынешний банковский кризис. И не факт, кстати, что его удастся быстро остановить. По мнению аналитиков The Wall Street Journal, принимаемые министерством финансов США и Федеральной резервной системой экстренные меры — это «де-факто спасение банковской системы, несмотря на то, что регулирующие органы и чиновники Байдена говорили нам, что экономика великолепна и беспокоиться не о чем». «Неприятная правда, которую Вашингтон никогда не признает, заключается в том, что провал SVB — это счет за годы монетарных и регуляторных ошибок, который нам теперь придется оплачивать», — резюмирует WSJ.
И — вишенка на торте. Как отмечает обозреватель Fox News Такер Карлсон, многие высшие менеджеры SVB даже на грани кризиса занимались не банковскими проблемами, а пытались соответствовать гендерной и «зеленой» повесткам. Управляющий директор SVB Мариса Фан, например, за три недели до краха принимала на горнолыжном курорте группу «угнетенных женщин-банкиров». А на сайте банка есть отдельная страница, которая, как едко заметил Такер Карлсон, доказывает клиентам: больше всего им нужен банк, который намерен активно «контролировать и сокращать наши собственные выбросы углерода».
Объясняя всему миру, как должны выглядеть демократия, порядок и стабильная экономика, США все больше и больше блестяще доказывают обратное. Знаменитое оруэлловское «Мир — это война, свобода — это рабство, незнание — сила» стали, похоже, главным лозунгом действующей администрации Байдена. Причем в последнее время все чаще доказывается именно тезис о незнании. За что, в конечном счете, придется расплачиваться всему американскому обществу. Правда, есть опасение, что сначала оно постарается перевесить этот счет на прогнувшуюся перед США Западную Европу.