Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Большой бизнес привел европейских чиновников в отчаяние, пишет Politico. Американский Закон о снижении инфляции ожидаемо вызвал гонку субсидий. Компании наживаются на страхе европейцев перед промышленным спадом и требуют от государства всё больше денег.
Большой бизнес наживается на европейских страхах перед промышленным спадом. Быть в это время лоббистом просто замечательно.
Брюссель – Ну когда же они насытятся?
Брюссельские чиновники в отчаянии от компаний, которые требуют все больше денег от государства и грозят перебраться из Европы в Америку, если не получат их.
"Требований становится все больше, – рассказал один возмущенный дипломат из ЕС. – Иногда мы неподдельно удивляемся: неужели это обоснованная обеспокоенность? А может, компании просто пользуются моментом и проверяют, насколько далеко они могут зайти?"
Первая проблема состоит в том, что американский президент Джо Байден в соответствии с законом "О снижении инфляции" использует обширный пакет государственных субсидий для переманивания из Европы в США крупных промышленных игроков, таких как компания Volkswagen и поставщик аккумуляторов Northvolt.
Вторая проблема заключается в том, как ЕС реагирует на первую.
На фоне страхов по поводу того, что европейской промышленности грозит губительный спад, Брюссель дает отпор реформам Байдена. В первую очередь он предоставляет дополнительную свободу действий странам ЕС, чтобы те вкладывали больше государственной помощи в свои экономики, а также стремится к большей самодостаточности. Но Китай уже занял господствующие позиции в системе поставок для зеленых технологий, и гонка субсидий обретает глобальный характер. А это мечта каждого лоббиста.
США хотят, чтобы Европа противостояла Китаю. Европа отвечает: не так быстроСША предложили Европе торговые льготы за присоединение к борьбе с Китаем, пишет Politico. Но она отнеслась к этому очень неоднозначно. ЕС не хочет терять выгодного партнера и наносить новый удар по своей экономике ради Америки — особенно после ухода от России.
10.03.202300
"Конечно, все эти угрозы – составная часть стратегии промышленного лобби", – заявил один лоббист, попросивший не называть его имя, так как он не уполномочен делать публичные заявления.
В случае провала брюссельского плана на кону окажется не только экономическая эффективность европейского промышленного производства, но и основополагающие принципы рыночной экономики, легшие в основу Евросоюза. Опасность для стран ЕС заключается в том, что, если их усилия не увенчаются успехом, компании начнут уходить или банкротиться, и в этом случае получится так, что огромные деньги налогоплательщиков будут потрачены напрасно.
Но ничего не делать Брюссель тоже не может.
На следующей неделе главы государств соберутся в бельгийской столице на саммит ЕС и будут обсуждать, как сделать европейскую экономику более конкурентоспособной. Прежде всего надо наращивать производственные мощности отраслей будущего, таких как электромобили, аккумуляторы и оборудование энергетики на возобновляемых источниках, такое как солнечные панели и ветроустановки.
Сейчас самое время для компаний требовать от ЕС новых законов, благоприятствующих бизнесу, и увеличения государственной денежной помощи. Транснациональные корпорации грозят переводом своих автомобильных и аккумуляторных заводов в другие страны или, по крайней мере, переносом на более поздний срок окончательных инвестиционных решений. Это лишает Евросоюз рабочих мест, налогов и глобального экономического влияния. Компании типа проектировщика микросхем Intel делают предупредительные выстрелы, а Tesla недавно объявила о смене стратегии с уходом из Европы в надежде воспользоваться американскими субсидиями.
Когда Илон Маск в конце 2010-х выбирал место для строительства европейского мегазавода Tesla, Германия, Нидерланды и Бельгия расстелили перед ним красную ковровую дорожку и пообещали крупные субсидии, убеждая его вложить в их страны многомиллиардные инвестиции.
"Будем изучать имеющиеся там возможности, – сказал по поводу американского пакета налоговых льгот вице-президент компании Volvo по партнерствам Никлас Вальберг (Niklas Wahlberg). – Но Европа очень важна для нас. Она должна попытаться возглавить этот зеленый переход в глобальных масштабах".
В кулуарах лоббисты автомобилестроения говорят, что охота за субсидиями – только часть игры. "Возникают вопросы по поводу управленческих способностей транснациональных компаний, если они не используют это как инструмент для торга", – сказал Хольгер Горг (Holger Görg) из Кильского института мировой экономики.
Более того, не только европейские и американские фирмы охотятся за государственными дотациями, выделяемыми на финансирование чистых технологий. Китайские фирмы, лидирующие в производстве аккумуляторов, тоже вступили в эту игру.
"Китайские компании вели кадровую охоту на каждого моего знакомого, работающего в автомобилестроении, – сказал один отраслевой лоббист. – Им нужны продажи, а вы нужны им как европеец, чтобы разговаривать с властями и выбивать хорошие условия для заводов и всего прочего".
У Евросоюза складывается ощущение, что он уже удовлетворяет спрос бизнеса многочисленными изменениями в своей политике, отказываясь от либерального экономического подхода, которого придерживался на протяжении десятилетий.
В четверг Еврокомиссия предложила закон "О чистом нуле в промышленности" в рамках своего Промышленного Зеленого пакта. На прошлой неделе Брюссель представил планы по дальнейшей либерализации правил предоставления кризисной государственной помощи, включая новые правила субсидирования целого ряда стратегически важных технологий.
Очень важно то, что данное предложение дает возможность странам ЕС предлагать компаниям такие же объемы помощи, какие они могут получить за границей. Это составная часть положения о "соразмерности помощи", благодаря которому Евросоюз будет идти вровень с США.
"Закон „О снижении инфляции” спровоцировал именно то, чего все боялись и что критиковали: гонку субсидий, – сказал эксперт по торговле из аналитического центра „Брейгель” Дэвид Клейманн (David Kleimann). – Крупные транснациональные корпорации могут теперь манипулировать Евросоюзом, демонстрируя ему предложения США".
Клейманн называет это психологической игрой по накручиванию цен. Он указывает на то, как немецкая компания Volkswagen пригрозила дождаться ответа ЕС на закон "О снижении инфляции", а уже потом решать, где строить новый аккумуляторный завод.
Отвечающий в компании за производство аккумуляторов Томас Шмалль (Thomas Schmall) в этом месяце изложил серию требований, включая ограничение цен на энергоносители. По его словам, эти требования должны быть выполнены, если власти хотят, чтобы Volkswagen сдержала свое слово и вложила заявленные инвестиции в строительство заводов в немецком Зальцгиттере и испанской Валенсии.
"Условия закона „О снижении инфляции” настолько привлекательны, что Европа рискует проиграть в гонке за миллиардные инвестиции, судьба которых будет решаться в ближайшие месяцы и годы", – написал Шмалль. Спустя несколько дней он объявил, что Volkswagen вложит многомиллиардные инвестиции в Канаде, где производственные предприятия имеют право на получение субсидий по закону "О снижении инфляции".
Оппозиция
На фоне этих требований и предупреждений формируется противодействие. Перед тем, как на прошлой неделе ЕС решил проявить щедрость и открыть закрома государственной помощи, группа взбунтовавшихся членов ЕС предупредила комиссию, что, если она откроет кошелек с субсидиями, это негативно отразится на слаженности внутреннего рынка.
Депутат Европарламента и член фракции "Европейские консерваторы и реформисты" Герт Буржуа (Geert Bourgeois) выступил с предупреждением, что снятие лимитов по субсидиям положит начало новой денежной гонке внутри самого ЕС, который уже вступил в сражение с США из-за закона "О снижении инфляции". "Это неэффективное использование государственных средств, которое отрицательно скажется на занятости и потребителях в небольших странах-членах", – заявил он.
Не исключено, что Джо Байден только что разрушил банковскую систему СШАСпасая вкладчиков без разбору — даже тех, у кого на счетах больше застрахованных 250 000 долларов, — федеральное правительство по сути национализировало банковский сектор, считает автор статьи 19FortyFive. Грядет централизация банковских сил и их окончательное слияние с политической властью.
16.03.202300
"Европа не может открывать шлюзовые ворота субсидий", – сказала Джулия Полисканова (Julia Poliscanova) из организации за чистый транспорт Transport & Environment. Одни только деньги – это не ответ, добавила она. "Дело в том, что деньги – это единственная климатическая политика США", – считает эксперт.
Отстаивающая интересы бизнеса Европейская народная партия недавно попыталась заблокировать или внести поправки в целый ряд экологических норм и правил ЕС из-за обеспокоенности тем, что они подорвут конкуренцию.
Горг из Кильского института мировой экономики заявил, что, если разбрасываться субсидиями, это не изменит долгосрочные инвестиционные решения. Он указал и на другие факторы, такие как размер и потенциал рынка, местонахождение поставщиков, а также экономическая и политическая стабильность в регионе.
"Фирмы, решившие в любом случае перебраться в США, конечно же, рады получить такие же субсидии, которые раздают в США", – сказал Горг.
Между тем, европейские транснациональные компании своими заявлениями о возможном переезде оказывают давление на ЕС и правительства стран-членов. "По сути дела, Брюссель дает дополнительные деньги фирмам, которые и так преуспевают. Если говорить о государственных целях и приоритетах, то, наверное, так со своими деньгами поступать нельзя", – подчеркивает Горг.
Авторы статьи: Барбара Моэнс (Barbara Moens), Джошуа Посанер (Joshya Posaner), Сэмюэл Столтон (Samuel Stolton), Карл Матисен (Karl Mathiesen)