Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Средняя Азия переживает "деколонизацию" и ментально отворачивается от русского мира, заявила в интервью Lidovky Камила Смагулова, аналитик из казахстанского исследовательского центра PaperLab. Она объяснила, что именно называет "деколонизацией".
В конце прошлого года мэрия Бишкека, столицы среднеазиатской Киргизии, объявила, что собирается переименовать городские районы, названия которых связанны с советским прошлым. В соседнем Казахстане в этом году планируют окончательно отказаться от кириллицы и постепенно вернуться к латинице. Узбекистан уже вернулся к латинице вскоре после распада Советского Союза в 90-х.
Средняя Азия, когда-то вотчина царской России и Советского Союза, переживает деколонизацию и ментально отворачивается от русского мира. Об этом в интервью порталу "Лидовки" говорит Камила Смагулова, аналитик из казахстанского Исследовательского центра PaperLab Public Policy Research Center из Астаны. Спецоперация России на Украине стала катализатором этого процесса, считает она.
— Lidovky.cz: Почему по прошествии более чем 30 лет после распада Советского Союза тема деколонизации стала столь актуальной для стран Средней Азии?
Камила Смагудова: Тема деколонизации в этом регионе актуальна уже давно. Теперь это стало популярным нарративом. В академической среде, в научных кругах тема деколонизации получила широкое распространение. Ее освещают средства массовой информации, обсуждает гражданское общество. Деколонизация проникла даже в поп-культуру.
После распада Советского Союза в государствах Центральной Азии строились национальные государств. Этот процесс протекал в каждом из пяти регионов — то есть в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане — по-своему. Он не был гомогенным. Но для всех стран характерно, что национализация режимов и построение национальных государств, которые заменили распавшуюся советскую систему, сыграли роль фактора, укрепившего новые среднеазиатские режимы.
Ключевые моменты истории среднеазиатских государств, а в случае Казахстана это события ХХ века, то есть массовые репрессии, голод, Вторая мировая война, стимулировали построение национальных государств, в том числе, из-за потерь, которые понес государствообразующий этнос. В Узбекистане это узбеки; в Казахстане казахи и так далее.
Министр иностранных дел Казахстана: "Санкции против России оказывают негативное влияние на экономику. Необходимо дипломатическое урегулирование"Министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди заявил телеканалу NHK, что его страна не присоединится к антироссийским санкциям из-за тесных связей с Москвой. Но в то же время Астана не позволит соседке использовать свою территорию для обхода ограничений — это будет идти вразрез с ее принципами.
26.12.202200
— Вы сказали, что деколонизация в Средней Азии проникла даже в поп-культуру. В чем это выражается?
— Я могу привести пример из Казахстана. Сначала были случаи, когда наша популярная культура черпала вдохновение в прошлом. Затем эта тенденция переплелась с деколонизацией. В нашей поп-культуре популярны интеллектуалы ХХ века, работавшие в Алаш-Орде. (В переводе "Казахская орда", политическое движение, возникшее в 1917 году, а затем объявившее Алашскую автономию на территории, которая приблизительно соответствует современному Казахстану. Это государственное образование существовало до 1920 года, а затем его вынудили присоединиться к большевистской России, и казахи утратили свою независимость — прим. авт.)
Например, это председатель алашского правительства Алихан Букейханов. Он и другие фигуры нашего национального движения очень популярны среди миллениалов (поколение людей, родившихся между 1980 и 1994 годом), а также у поколения Z (те, кто родились с 1995 по 2014 год).
Это говорит о том, что построение национального государства не является исключительно политикой, проводимой сверху вниз правительством. То есть как у граждан Казахстана, так и у населения других центральноазиатских государств есть запрос на собственную субъектность.
— Насколько конфликт на Украине, который продолжается уже более года, повлиял на деколонизацию Средней Азии?
— Российская спецоперация на Украине послужила катализатором и еще больше подогрела интерес к теме деколонизации, изменила ее восприятие. Такую роль она сыграла не только для стран Средней Азии, но и для каждого государства с советским прошлым, проходящим через его переоценку.
В частности, в Казахстане сам конфликт, а также события января прошлого года (недельные беспорядки в январе 2022 года начались как социальный протест, который перерос в столкновения с применением силы; беспорядки помогли укрепить власть президента Токаева и минимизировать влияние элит бывшего лидера Назарбаева — прим. авт.) способствовали рост гражданского активизма.
— Таким образом, государства Средней Азии, стремящиеся к деколонизации, в большей мере ориентируются на свою историю и культуру?
— Говорить о деколонизации на государственном уровне не приходится. В государствах Средней Азии по-прежнему не существует ясного консенсуса в отношении господства царской России и советского режима. Официально царское и советское господство к колониализму не приравниваются.
Однако протекают определенные процессы деколонизации, такие как, например, переоценка собственной истории, и я бы также хотела отметить процессы, связанные с возвращением собственной субъектности.
Очевидно стремление не оценивать историю и другие процессы через призму русского мира. Идут поиски собственной сущности и идентичности. Казахи хотят быть казахами, а узбеки хотят быть узбеками. Киргизы — киргизами и так далее.
— В чем именно это проявляется в Казахстане?
— Ясно, что тенденции есть разные. Например, языковые активисты работают у нас в таких проектах, как Qazaq Grammar и Qazaq Lab, которые созданы для популяризации казахского языка в сообществе, не говорящем на казахском. Также убираются русские суффиксы из фамилий, такие как -ов и -ова, и мы возвращаемся к традиционным фамилиям без этих добавлений.
Казахстан отдаляется от России: путинской мечте о евразийском господстве пришел конец?Казахстан выходит из-под влияния России, так как считает ее политику имперской, утверждает автор Нandelsblatt. Не хватает одного — фактов, доказывающих эти выводы. Остановка после аварии трубопровода КТК или непризнание Казахстаном ДНР/ЛНР такими фактами не являются.
22.07.202200
— Тем не менее встает вопрос, не является ли деколонизация лишь модой, то есть тем, что со временем пройдет? Ведь государства Средней Азии в определенной мере останутся зависимы от Москвы и Пекина.
— Вы правы, что в определенной мере это мода. Тема деколонизации проникает в мэйнстрим и даже коммерциализируется. Можно, например, купить майку с надписью "Деколонизуй свой майндсет" (с англ. "мышление").
Что касается зависимости от Москвы и Пекина, то с ней деколонизация особо не связана. Это скорее вопрос экономических, политических и геополитических отношений. Деколонизация в первую очередь касается гражданского общества. Эту тему освещают независимые СМИ, организации и независимые объединения людей искусства. Одно другому не мешает.