Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Визит главы МИД Ирана Хосейна Амира Абдоллахияна в Москву лишний раз засвидетельствовал укрепляющийся антиамериканский — а точнее, антизападный — союз двух стран. Цель нового содружества очевидна: переформатирование нынешней системы международных отношений, пока еще почти полностью подчиненной Вашингтону. Не случайно в Америке тройка главных врагов Pax Americana сегодня выглядит так: Россия-Китай-Иран. Почти наверняка в этот список вскоре включат и ЮАР, и Бразилию, и другие страны, стремящиеся укрепить отношения с нами.
Визит главы иранского МИД — предпоследний штрих в долгой подготовке нового межгосударственного соглашения. "Мы находимся на финальной стадии переговоров по поводу проекта долгосрочного стратегического договора между нашими странами, — констатировал Хосейн Амир Абдоллахиан по итогам переговоров с Сергеем Лавровым. — Надеюсь, что в ближайшем будущем смогу принять моего коллегу в Тегеране и мы сможем там этот финализированный документ подписать".
Новое соглашение придет на смену действующему с 2001 года российско-иранскому договору об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества. О необходимости углубления и укрепления связей между Москвой и Тегераном в Иране заговорили еще три года назад. И вот теперь процесс вышел на финальную стадию.
Сомневаться в перспективах переговоров не приходится. Последнее время иранское правительство последовательно поддерживает именно Россию. В том числе и поставками оружия. Уже потом оно сыграло особую роль в спецоперации на Украине. Действовал Иран весьма демонстративно, явно адресуясь администрации президента США Джо Байдена. Страна, в которой когда-то именно при активном участии американских спецслужб сменился режим, сегодня — один из главных и последовательных противников Америки.
На Западе Иран по привычке все еще называют государством-изгоем. Но это уже давно не соответствует истине. Особенно в последнее время.
Москва приступила к активному расширению сотрудничества с Ираном еще в начале 2010-х, когда плюнула на американские санкции и начала поставки военной техники. Рынок сбыта оказался огромным: международные ограничения лишили иранскую армию доступа ко многим высокотехнологичным видам оружия, в том числе боевым самолетам и системам ПВО. Кроме того, активно расширялось и сотрудничество в атомной сфере, прежде всего строительство АЭС в Бушере. На все эти шаги Иран ответил вполне ожидаемо, поддержав Россию в сложной ситуации вокруг конфликта на Украине. Демонстрируя полную солидарность с Москвой по всем основным международным проблемам, Иран подчеркивает: это делает не государство-изгой, а страна, обладающая развитой промышленностью. И, возможно, собственным ядерным оружием.
Возможное участие Ирана в "ядерном клубе" — далеко не единственный фактор, превращающий его сегодня в крупного и важного российского союзника. Тегеран сумел переиграть США на поле, которое американцы традиционно считали своим. Иранские политики смогли наладить отношения с Саудовской Аравией, то есть прекратили конфликт, разожженный Америкой в 2011 году. Говорить о дружеских отношениях между этими двумя странами еще рано, но сам факт восстановления дипломатических отношений говорит о многом.
В этом процессе особую роль сыграл Китай, выступивший посредником на ирано-саудовских переговорах. И это — еще один очень тревожный сигнал для Америки. Пекин сегодня претендует на роль одного из главных геополитических игроков на Ближнем Востоке, наряду с Россией и Ираном. Тем самым регион, который в Вашингтоне привыкли считать чуть ли не своим "задним двором", все быстрее выходит из сферы американского влияния.
БРИКС расширяется, а США остались в сторонеНа группу БРИКС приходится свыше четверти мирового ВВП и около 40% населения. Интерес к членству в организации проявляют все больше стран, пишет Newsweek. США, наоборот, испытывают трудности с продвижением своей повестки за пределы традиционных союзников.
09.11.202200
Теперь США рассматривают тройственный российско-китайско-иранский союз как серьезнейшую угрозу. Об этом свидетельствует, например, статья в журнале Foreign Affairs под говорящим заголовком "Как защитить американскую демократию". В ней, в частности, говорится: "Можно с уверенностью сказать, что такие противники, как Китай, Иран и Россия, будут продолжать попытки вмешиваться в выборы в США".
Вот нет у наших стран другой заботы, кроме как влиять на волеизъявление американских избирателей! Они, кстати давно уже не верят в честность избирательного процесса. "Опубликованный в сентябре 2022 года опрос показал, — констатирует Foreign Affairs, — что до трети взрослого населения США по-прежнему не доверяют результатам выборов 2020 года". Ну и кто тут влияет на чьи выборы?
Американским властям не впервой валить с больной головы на здоровую. Но так откровенно они начали делать это только в последнее время. Трактовать подобную политику можно только так: Вашингтон видит крах выстроенной в последние десятилетия системы управления миром. Пожалуй, впервые после ничем не спровоцированной агрессии против Ливии в Белом доме столкнулись с мощным международным противодействием. Прежде всего — со стороны стран, которые в Америке долгое время не рассматривали в качестве реальных противников. От этого, надо думать, американским элитам еще больнее и обиднее.
А обидчики останавливаться не собираются. Сначала Россия приостанавливает участие в договоре СНВ-III, а в продолжение этого заявляет о размещении своего тактического ядерного оружия на территории Союзного государства, в Белоруссии. Двадцатого марта председатель КНР Си Цзиньпин отправился в Москву на переговоры с Владимиром Путиным, которые закончились ставшей уже знаменитой фразой про "грядущие перемены, которых не было 100 лет". А спустя две недели на Западе принимаются кричать о якобы готовности Китая объявить войну Тайваню. В частности, об этом пишет все тот же Foreign Affairs: "Си Цзиньпин затронул тему готовности к войне в четырех отдельных выступлениях, в одном из которых он призвал своих генералов "осмелиться сражаться"… Сейчас он усиливает десятилетнюю кампанию по разрыву ключевых экономических и технологических зависимостей от возглавляемого США демократического мира".
И этого новому союзу мало! Американский журнал Politico констатирует, что Москва безоговорочно переигрывает коллективный Запад в борьбе за влияние в Африке. "Сверхдержавы желают, чтобы народы Африки и Азии выбрали чью-либо сторону, — пишет обозреватель Джереми Лиссуба. — Однако, в отличие от прошлого века, на сей раз эти страны непросто заставить сделать свой выбор, да это и вряд ли нужно делать. Россия это понимает. А Запад — нет". В итоге Африка все чаще и чаще демонстрирует свое желание выйти из сферы влияния коллективного Запада и перейти к выстраиванию (а во многих случаях — восстановлению!) отношений с Россией. И не только с нею: все более заметное влияние на континенте приобретает Китай.
То же касается и Южной Америки, которая совсем уж не рассматривалась США в качестве проблемной зоны. Теперь, видимо, Вашингтону придется пересмотреть это отношение. Бразилия — уже участник союза БРИКС, Аргентина стремится вступить в этот союз, о том же говорит Мексика. "Мягкое подбрюшье" Америки внезапно проявило удивительную твердость — и это тоже нанесло удар по однополярному миру.
Оппозиция Америке как государству-полицейскому сформировалась и расширяется. Вопрос лишь в том, насколько новый союз будет крепок. Это зависит от того, сумеют ли лидеры нового военно-экономического содружества — Россия, Китай и Иран — в полной мере доказать способность противостоять коллективному Западу. Для нашей страны все решается на Украине. Для Китая "точкой невозврата" станет Тайвань. Для Ирана — смена парадигмы отношений с ближневосточными странами. Если три задачи будут успешно решены, геополитическая монополия США неизбежно рухнет.