Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
С начала 1970-х годов начался закат Запада, пишет автор статьи в Global Times. А к 2008-2009 годам его экономика уже "лежала на боку". Сейчас Запад столкнулся с новым кризисом, который стал результатом его собственных попыток наказать Россию.
Роланд Бур (Roland Boer)
Аналитики уже давно отмечают очевидный упадок Запада — можно даже сказать "закат". Как трактовать этот спад? Для этого важно понимать его историческую перспективу.
Полная историческая перспектива простирается последние пять веков или даже более. За это время Западная Европа медленно поднялась из крайне отсталого состояния, колонизировала весь мир, поработила народы, превратив их в своих колонии, разграбила их ресурсы и разожгла множество империалистических войн. С ХХ века начался медленный упадок, длящийся и поныне. Ключом к нему стала антиколониальная борьба за национальную независимость от западных держав — она началась в Латинской Америке в конце XIX века, а ее пик пришелся на век ХХ, когда страны Африки, Восточной Азии и Тихого океана добились независимости. Уже в наши дни мы видим, что эти освобожденные страны все чаще определяют мировую повестку дня. Разумеется, клуб старых колониальных держав пытался удержаться. Вспомните ЕС, США и их безнадежные шаги и махинации. Но упадок очевиден для всех.
Однако я бы хотел остановиться на последних пятидесяти годах, с начала 1970-х. Почему? В этот период закат Запада проявился наиболее отчетливо. Поэтому далее я сосредоточусь на внутренней динамике и противоречиях внутри западных стран.
Мы должны отличать экономическую базу и политические, социальные и культурные факторы, которые на нее опираются. С точки зрения экономики последний относительный "бум" западных капиталистических стран пришелся на 1950-е и 1960-е. Этот "бум" диктовался целым рядом факторов — но в особенности послевоенным восстановлением и относительно высоким уровнем индустриализации. Экономический кризис начала 1970-х стал предвестником недавнего спада. Если в 1950-х и 1960-х темпы роста колебались в пределах 5-6%, то с начала 1970-х экономический рост резко упал.
В надежде решить свои проблемы Запад начал активно продвигать свой "неолиберальный" проект: государственные активы распродавались, предприятия закрывались, а некоторые обнаружили, что сомнительные финансовые операции сулят гораздо более быструю прибыль, чем производство — это называется "финансизация" или "фиктивная экономика". Однако этот "неолиберальный" проект так и не смог остановить спад, так что к началу экономического кризиса 2008–2009 годов западная экономика уже лежала на боку. К экономическому кризису, разразившемуся в 2022 году, Запад оказался вовсе не готов. Его попытки наказать Россию вернулись бумерангом и превратились в своего рода "самосанкции".
Этот полувековой экономический спад не мог не сказаться на политических и культурных реалиях западных стран. Однако эффект сработал с некоторым опозданием. Его "смазал" триумф 1990-х: распад Советского Союза и контрреволюции в восточноевропейских социалистических странах убедили Запад в его победе. Запад провозгласил, что наступил "конец истории", что его ценности — "всеобщие", а его экономические и политические системы — последняя и высшая форма человеческой цивилизации. Однако этот триумф лишь слегка прикрыл неопровержимые факты на местах. Экономика пришла в упадок, и в политической, общественной и культурной жизни Запада воцарился застой. Обновление иссякло, и начался раскол. Прежние политические и культурные убеждения рушатся, а социальные разногласия становятся все глубже.
Поэтому Запад сейчас и захлестнула волна протестов, социальных волнений, насилия и стремящегося к господству экстремизма. Трудно найти западную страну, которая бы не столкнулась с этими проблемами. Политическая нестабильность стала нормой. Социальная ткань треснула по швам. Индивидуалистическая культура западного либерализма зашла в тупик. Однако настоящее есть результат прошлого: к сегодняшнему дню должно стать ясно, что нестабильность, отсутствие безопасности и разлад в западных странах начались гораздо раньше.
Можно задаться вопросом: осознают ли жители в странах Запада, малочисленных на фоне остального мира, свой упадок? Можно привести массу примеров, но я хотел бы подчеркнуть нагнетание риторики о восстановлении утраченного "золотого века", желание вернуть былую имперскую славу и политические лозунги о "возвращении величия". Очевидно, что если вы хотите нечто восстановить, то инстинктивно понимаете, что оно уже утрачено.
Что же насчет будущего? С предсказаниями нужно быть осторожнее, но мне сдается, что уже в следующем десятилетии или около того Запад столкнется с проблемами гораздо масштабнее и глубже нынешних. Я, конечно, надеюсь на лучшее, но неясно, как их удастся избежать. "Закат" будет болезненным, особенно для простых людей, которые всегда страдают больше всех.
После заката солнце снова восходит. Иными словами, в итоге произойдет обновление Запада, но потребуются огромные усилия, чтобы изыскать для этого необходимые ресурсы. И когда это обновление, наконец, свершится, изменится не только мир, но и место Запада в нем.
Автор — ученый-марксист из Австралии, заслуженный профессор Китайского народного университета и член редакционной коллегии The Australian Marxist Review