Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США ведут себя недальновидно, когда используют доллар как оружие, пишет SCMP. Это заставляет страны искать альтернативы американской валюте. Ситуация меняется медленно, но, когда мир перешагнет определенный порог, крах наступит очень быстрым.
Финансовое будущее мира определяется не тем, что юань, скорее всего, станет доминирующей глобальной валютой, а тем, что Соединенные Штаты изо всех сил стараются обесценить и низвергнуть всемогущий доллар.
Для начала я обрисую содержание нескольких статей о китайской валюте, которые я прочел за последние пару недель.
Юань опередил евро и занял вторую позицию в валютных резервах Бразилии – крупнейшей стране Южной Америки. Будучи десятым по величине торговым партнером Китая и ключевым поставщиком железной руды и соевых бобов, Бразилия все чаще использует юань для расчетов в сферах торговли и инвестиций.
По итогам встречи с председателем КНР Си Цзиньпином, которая прошла в Москве, президент России Владимир Путин заявил: "Мы за использование китайских юаней в расчетах между Россией и странами Азии, Африки и Латинской Америки".
На прошлой неделе французская корпорация TotalEnergies и государственная China National Offshore Oil Corporation (CNOOC) провели свою первую сделку по продаже 65 тысяч тонн сжиженного природного газа из Объединенных Арабских Эмиратов в юанях. Представители французской нефтяной компания сообщили, что это было сделано по просьбе CNOOC, а китайская сторона заявила, что это создаст прецедент для будущих сделок. Между тем, Саудовская Аравия обдумывает возможность продавать китайцам больше нефти за юани.
Некоторые обозреватели, особенно патриотически настроенные китайцы, любят заявлять о том, что грядет эпоха всемогущего юаня или "нефтеюаня". Но сообщения о закате всемогущего доллара или нефтедоллара сильно преувеличены. Частные лица, компании и экономики по вполне понятным причинам предпочитают торговать в валютах, которые свободно конвертируются и обладают высокой ликвидностью. Юаню не свойственно ни то, ни другое, что во многом объясняется особенностями внутренней политики и экономическими ограничениями. Таковы законы экономики: всех хотят, чтобы затраты на транзакции были максимально низкими.
Тем не менее, сейчас все больше стран хотят отойти от доллара не потому, что это экономически выгодно, а чтобы вырваться из тисков гангстерской внешней политики Соединенных Штатов, которые последние два десятилетия с остервенением использовали глобальное господство доллара в качестве оружия.
Забудьте о международном праве и торговых правилах. Сегодня Соединенные Штаты вводят санкции против отдельных лиц, компаний и стран по своему усмотрению и в мгновение ока изгоняют их из мировой финансовой системы. Но это еще не все. Теперь Соединенные Штаты считают себя вправе указывать странам и компаниям, с кем те могут или не могут торговать. Это существенный выход за рамки односторонних санкций и эмбарго в традиционном понимании этих терминов. Как бы иронично это ни звучало, Вашингтон сегодня все чаще пренебрегает принципами международного права и правилами торговли, при этом неустанно проповедуя идею о необходимости "защищать основанную на нормах международную систему".
И, как уже успели убедиться на собственном опыте Россия, Афганистан и Венесуэла, Соединенные Штаты могут попросту конфисковать их активы или заставить своих союзников, таких как Великобритания, сделать это. Хотя Куба узнала об этом еще в 60-х годах.
Таким образом, хотя юаню предстоит пройти еще очень долгий путь, чтобы стать доминирующей торговой и резервной валютой, его использование в качестве альтернативы доллару правительствами и организациями, которые попали в немилость к Дядюшке Сэму, может быть вполне практичным и эффективным решением.
Конечно, благодаря уникальному статусу доллара Вашингтон может еще долго злоупотреблять своим финансовым положением на международной арене, накапливая государственные долги таких масштабов, которые другие страны даже вообразить себе не могут, и не сталкиваясь с безудержной инфляцией. Он может финансировать свой военно-промышленный комплекс и превращать доллар в инструмент внешней политики – в заменитель военного вмешательства в дела любого региона.
Шаг за шагом отказываясь от американского доллараСтремление стран БРИКС отказаться от доллара в торговле с дружественными странами угрожает американским интересам, пишет American Thinker. Упадок США только ускорится, когда они лишатся возможности оказывать экономическое давление через санкции.
04.04.202300
Однако Соединенные Штаты страдают недальновидностью. Мир любил доллар после окончания Второй мировой войны, потому что США были готовы предлагать общественные блага (для большей части мира, за пределами влияния Советского Союза) и при этом получали собственную прибыль. Но, когда последнее перевешивает первое, все больше стран, главным образом на Глобальном Юге, начинают искать альтернативы.
В начале текущего столетия примерно 70% мировых валютных резервов были в американских долларах. Сегодня, несмотря на все разговоры о дедолларизации, этот показатель все еще составляет немногим менее 60%. На долю юаня приходятся скудные 3%. Так что, вероятно, Соединенные Штаты пока могут вести себя самодовольно и высокомерно в этом вопросе.
Однако ситуация меняется постепенно и на протяжении длительного времени, и, когда мир перешагивает некий порог – а это обычно происходит неожиданно, – крах наступает очень быстро. Ленин однажды сказал: "Есть десятилетия, когда ничего не происходит, и недели, за которые происходят десятилетия".
Это высказывание в одинаковой степени относится и к революциям, и к крахам финансовых режимов. И они практически всегда наступают без предупреждения.