Теперь гегемония доллара еще на шаг приблизилась к концу?

Синьхуа: победа юаня над долларом позволит Китаю заменить США на мировой арене

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Юань приобретает все больший вес, сообщает "Синьхуа". Китайская валюта становится важной силой, которая сбросит американский доллар с трона гегемона. Тогда Пекин перехватит у Вашингтона мировое лидерство — так же, как когда-то США "свергли" Британию.
В последнее время в финансовых кругах появляются интересные новости: китайская компания CNOOC и французская TotalEnergies совершили первую сделку по СПГ с использованием трансграничного расчета в юанях. Бразилия и другие государства расширяют расчеты в местной или китайской валюте. Малайзия предложила Поднебесной создать Азиатский валютный фонд. Ближневосточные союзники США проигнорировали требования Вашингтона и объявили о новом сокращении добычи нефти...
"Дедолларизация" снова стала трендом.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
На рынке никогда не утихала теория "краха долларовой гегемонии". С 1970-х и 1980-х годов время от времени делались предсказания о конце господства американской валюты, а волны дедолларизации то накатывали, то уходили обратно. Но прошло полвека, а с точки зрения расчетов, транзакций, валютных резервов и торгового финансирования доля доллара по-прежнему намного превышает долю евро, занимающего второе место.
Многие задаются вопросом, являются ли эти новости сигналом, означающим, что гегемония доллара на шаг приблизилась к своему концу? Сможет ли юань заменить денежную единицу США?

Две стороны долларовой гегемонии

Нынешнее превосходство доллара говорит нам о том, что его фундамент по-прежнему крепок. Большая часть мировых торговых и финансовых рынков номинирована и рассчитывается в долларах, на валюту США приходится почти 60% глобальных резервов центральных банков. Поэтому можно сказать, что денежная единица Америки все еще доминирует в международной валютной системе.
Но с другой стороны, очевиден рост настороженности по отношению к ней. Многолетнее самодурство Соединенных Штатов существенно растратило кредит доверия к доллару, а его "исключительные привилегии" вызывают все большее недовольство. Глобальная торговля, расчеты и ценообразование валют в той или иной степени демонстрируют признаки "дедолларизации".
Использование других валют ускоряется, дедолларизация неизбежнаСША приблизили упадок собственного господства. Сделав из доллара оружие и — хуже того — использовав его против России, они настроили мир против себя. Теперь вся планета стремится избавиться от гегемонии американской валюты, и этот процесс необратим, считает редакция GT.
Проиллюстрировать этот процесс может статистика: по состоянию на четвертый квартал 2022 года доля доллара в валютных резервах центральных банков упала до 58,4%, что является минимумом с момента начала сбора данных в 1995 году. Последний отчет о международных потоках капитала, опубликованный Министерством финансов США в марте, показал, что в январе этого года не менее 16 государств продали американские казначейские облигации. В их число входят даже некоторые близкие союзники Штатов, такие как Франция, Германия, Израиль и Саудовская Аравия, крупнейший в мире производитель нефти.
Для нефтедоллара продолжающееся сокращение Эр-Риядом своих облигаций США стало довольно знаковым событием. Если бы в 1970-х годах Соединенные Штаты и страны ОПЕК не заключили соглашение о привязке торговли нефтью к доллару, то американская валюта как торговое средство не могла бы протекать по всему миру вместе с нефтью, — которая и является двигателем роста реальной экономики, — и использовать этот импульс, чтобы стать мировой резервной денежной единицей. Стоит нефтедолларовой системе рухнуть, и это нанесет тяжелый удар по международному статусу самого доллара.
Все вышеперечисленное привело к тому, что даже Илон Маск забил тревогу. Он оставил комментарий под твитом американского финансового блогера: "Политика США слишком жесткая, и из-за этого многие страны стремятся отказаться от доллара".

Нестабильность и несправедливость

"Коронация" доллара началась в 1944 году в Бреттон-Вудсе, маленьком городке в штате Нью-Гэмпшир на северо-востоке США.
Однажды в июле 730 представителей 44 стран собрались, чтобы обсудить механизмы работы международной валютной системы после Второй мировой войны. В течение трех недель напряженных переговоров борьба между Соединенными Штатами и Великобританией по поводу глобального валютного порядка во многом определила формирование окончательного соглашения, известного как Бреттон-Вудская система. Ее ядром стал миропорядок, в котором доллар был привязан к золоту, а валюты других стран, соответственно, привязаны к нему. Из-за этого на выжженной после войны земле США взяли на себя роль лидера, став главным руководителем процесса экономического восстановления планеты.
Власть Вашингтона пойдет на убыль вместе с долларомВашингтон слишком злоупотреблял резервной ролью доллара и заигрался в санкции, пишет Пол Крейг Робертс. В результате другие страны начали искать способы использовать национальные валюты для международной торговли. Это обернется для США катастрофическими последствиями.
Несмотря на кризис доверия к конвертации доллара в золото в 1960-х годах, лишь в 1971 году Соединенные Штаты прекратили выполнение своих международных обязательств по привязке доллара к золоту, и тогда Бреттон-Вудская система рухнула. Но к тому времени США стали ведущей экономической силой в мире, создали высокоразвитую и открытую систему финансового рынка. Прибавим к этому мощный "сетевой эффект" доллара. По этим причинам после избавления от оков золота американская единица сохраняет доминирующие позиции и поддерживает однополярную гегемонию — в силу так называемого Постбреттон-Вудского порядка.
Однако международный валютный механизм, основанный на суверенной валюте страны, по своей природе нестабилен. Бреттон-Вудская система, созданная после войны, и Постбреттон-Вудская система, построенная на долларе после распада первой, по сути являются денежными схемами, основанными на валюте одной страны. Такая система сталкивается с "парадоксом Триффина", иными словами, суверенной валюте как международному резерву присущи внутренние противоречия: доллар должен снабжать мир за счет дефицита платежного баланса и поддерживать стабильную и сильную валютную стоимость за счет положительного сальдо торгового баланса, но эти два направления противоречивы по своей сути.
Эта нестабильность является эндогенной и интуитивно проявляется в периодических колебаниях глобальной экономики в зависимости от платежного баланса Соединенных Штатов. Обменный курс доллара также имеет большой цикл нестабильности, из-за чего он то повышается, то обесценивается, и именно это когда-то привело к глобальному дисбалансу.
Когда денежно-кредитная политика США находится в цикле расширения, большое количество капитала течет в мир, раздувая пузыри цен на акции и принося высокую прибыль. Когда же Федрезерв начинает цикл сокращения, капитал возвращается в Америку, что влечет резкое обесценивание валюты и обвал цен на активы других государств.
Несправедливость также является одним из основных недостатков существующей международной валютной системы. В ее рамках многие страны с формирующимся рынком, особенно с относительно хрупкими финансовыми механизмами, будут стараться удерживать как можно больше резервных активов, в которые входят и доллары. Это означает, что эти бедные государства вынуждены ссужать свои деньги Соединенным Штатам, покупая казначейские облигации. Однако богатым странам неразумно постоянно занимать средства у бедных. Что еще более нечестно, так это то, что Вашингтон может произвольно заморозить валютные активы других стран и беспричинно "перевернуть стол".
Конец эпохи господства доллара повлечет за собой закат гегемонии СШАСША ведут себя недальновидно, когда используют доллар как оружие, пишет SCMP. Это заставляет страны искать альтернативы американской валюте. Ситуация меняется медленно, но, когда мир перешагнет определенный порог, крах наступит очень быстрым.

Диверсификация становится тенденцией

В настоящее время баланс сил меняется. Конфликт между Россией и Украиной ускорил трансформацию геополитического устройства, а мировые наука и техника непрерывно развиваются... Все эти факторы в совокупности, вероятно, посодействуют преобразованию международной валютной системы.
Бен Бернанке, бывший председатель Федеральной резервной системы, сказал, что стоимость печати стодолларовой купюры составляет всего четыре цента, и обеспечение американской денежной единицы основано на национальном кредите США. Но унилатерализм доллара подорвал доверие к международной валютной системе, и Соединенные Штаты сами роют себе могилу.
Более того, агрессивное повышение процентных ставок ФРС вызвало обесценивание валюты и повысило риски ликвидности в большинстве стран мира, нарушив нормальный глобальный экономический и торговый порядок. В сочетании с продолжающимся и существенным увеличением размера долга Америки во время глобальной эпидемии нового коронавируса доверие международного сообщества к доллару сильно ослабло.
Одержимость Соединенных Штатов "вепонизацией" доллара побудила некоторые государства задуматься о безопасности своих валютных резервов в долларах и обратиться к поиску альтернативы.
Эволюция технологических инноваций и подъем цифровых валют также могут оказать серьезное влияние на существующую систему. С развитием технологии блокчейна криптовалюты (цифровые валюты) и зашифрованные активы стали предметом все большего внимания органов денежно-кредитного регулирования и крупных предприятий в различных странах. Децентрализованные финансы, основанные на блокчейне, постоянно совершенствуются и эволюционируют. Хотя неопределенность сохраняется, можно предвидеть, что эти переменные обещают оказать глубокое, даже революционное влияние на традиционные финансовые и денежные механизмы.
В течение последних нескольких десятилетий ученые бились над вопросом усовершенствования международной валютной системы. Проходили ожесточенные дискуссии, но реальных результатов не было. Эксперты в целом выделяют пять путей развития: первый — вернуться к международному золотому стандарту, второй — создать единую мировую валюту, третий — ввести сверхсуверенную валюту на основе СДР (специальные права заимствования), четвертый — внедрить улучшенный долларовый стандарт, и пятый — применить систему с несколькими резервными валютами.
Рено Жирар: "Освобождение мира от доллара"Американский "долларовый король" обречен, пишет обозреватель Le Figaro Рено Жирар. И виной тому — сами США. Успешно сделав из своей валюты мирового лидера, они совершили непоправимую ошибку, которая уничтожит гегемонию доллара.
История говорит нам о том, что возврат к золотому стандарту маловероятен. С одной стороны, это связано с тем, что обеспечение золотом не может удовлетворить реальные потребности. С другой стороны, причиной является то, что в системе золотого стандарта центробанки не смогут играть регулирующую роль в случае, аналогичном Великой депрессии, или при крупном кризисе. Единая мировая валюта и схема сверхсуверенной валюты на основе СДР являются идеалистическими схемами. Хотя они могут полностью устранить присущую нынешней системе нестабильность, вызванную парадоксом Триффина, процесс их внедрения сопряжен с трудностями. Например, как сделать так, чтобы крупные экономики продемонстрировали готовность к политическому сотрудничеству? Ведь создание мировой валюты требует от стран отказа от их собственного денежного суверенитета. Также существует множество технических ограничений. До сих пор СДР можно было использовать только в рамках Международного валютного фонда, и они не распространялись и не использовались в частном секторе. Более того, США имеют право вето в МВФ.
В качестве пятого варианта все большее признание получает тенденция к диверсификации международной валютной системы. Баланс экономик постепенно меняет послевоенную глобальную экономическую модель, в которой продолжала доминировать Америка. В последние десятилетия доля стран с формирующимся рынком в глобальной экономике постепенно увеличивается, и они становятся важным полюсом. Все это создает возможность диверсификации международной валютной системы и уход от одной резервной валюты.
Статистика МВФ показывает, что в последние годы по сравнению с долларом растет доля других валют в резервах, — и это не традиционные резервные валюты, такие как евро, японская иена и британский фунт, а 11 нетрадиционных: юань, австралийский доллар, канадский доллар и швейцарский франк. Вес доллара в мировых валютных резервах снизился: четверть занял юань, три четверти распределились между нетрадиционными валютами, такими как австралийский доллар, канадский доллар, швейцарский франк, южнокорейская вона, шведская крона и сингапурский доллар. Если соединить эти валютные резервы вместе, то за последние два десятилетия их доля в мировых активах постепенно выросла до более чем 10%.
Барри Эйхенгрин, профессор экономики и политологии Калифорнийского университета в Беркли, и его коллеги опубликовали статью, в которой говорят о том, что доминирование доллара может поколебать не одна определенная валюта, а пакет нетрадиционных резервных валют. Сокращение активов в долларах различными странами не означает, что они полностью перейдут на юани, а, скорее, говорит о диверсификации их резервов и их распределении между корейской воной, сингапурским долларом, шведской кроной, норвежской кроной и так далее.
Гегемония доллара не будет длиться вечно. Единые валюты прокладывают путь к многополярному валютному мируДоллар продолжает оставаться главной мировой валютой, однако страны недовольны его "навязыванием" и активно ищут способы снизить зависимость от него, пишет Al-Eqtisadiya. Начинается постепенный переход к многополярной валютной системе.

Юань бросает вызов доллару?

Для Китая снижение статуса доллара и неопределенность в направлении развития международной валютной системы являются как вызовами, так и возможностями.
С момента пилотного проекта трансграничных расчетов в юанях в 2009 году процесс интернационализации юаня длится уже более десяти лет. В настоящее время индекс, измеряющий степень интернационализации китайской валюты, неуклонно растет, но до настоящего статуса международной ей еще далеко.
Согласно статистике Сообщества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT), в феврале 2023 года юань занимал пятое место в валютных расчетах в SWIFT, на его долю приходилось 2,19%, — и это после доллара (41,1%), евро (36,43%), британского фунта стерлингов (6,58%) и японской иены (2,98%). По данным Банка международных расчетов, на международные облигации, номинированные в юане, в четвертом квартале 2022 года приходилось 0,63%, что все еще составляет большой разрыв по сравнению с долларом (47,83%) и евро (36,29%). Согласно отчетам МВФ, к четвертому кварталу 2022 года доля юаня составляла 2,69% мировых резервов, доллара — 58,36%, евро — 20,47%, иены — 5,51%, британского фунта — 4,95%, так что разница по-прежнему существенная.
В Отчете за 2022 год Народный банк Китая использовал "Комплексный индекс степени интернационализации" для количественного описания международного статуса валют различных стран. В первом квартале 2022 года индекс юаня составил 2,86, в то время как индекс доллара — 58,13, евро — 21,56, британского фунта стерлингов — 8,87, японской иены — 4,96. Среди пяти основных "валют корзины" МВФ юань имеет самый низкий индекс интернационализации, с разрывом в 20,3 раза по отношению к доллару.
Хотя все эти колебания — преходящие, с экономическим подъемом Китая и ростом его международного влияния ожидается, что юань станет более важной силой в глобальной валютной системе.
Что касается преобразования системы, основанной на долларе, в многополярный механизм, то в книге "Как работают мировые валюты" Эйхенгрин и другие описывают подобный сценарий. Они утверждают, что если несколько крупных международных валют смогут существовать одновременно и обеспечивать мировую ликвидность по нескольким каналам, то глобальная экономическая структура и механизм международной валютно-финансовой системы смогут лучше соответствовать друг другу. Планета не должна полностью полагаться на решения одного центрального банка и одного правительства.
В книге также упоминается, что огромная численность населения гарантирует, что Поднебесная превзойдет Соединенные Штаты и станет крупнейшей экономикой мира, точно так же, как Америка перехватила инициативу у Великобритании в конце XIX века. В будущем юань победит доллар и станет доминирующей международной валютой, точно так же, как когда-то доллар заменил британский фунт. Те, кто придерживается вышеуказанной точки зрения, предсказывают, что XXI век будет эпохой Китая, так же как XX век был эпохой Америки.
Обсудить
Рекомендуем