Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Большинство западных компаний, заявивших о намерении уйти из России, свое обещание не выполнили, пишет WP. Оставшиеся фирмы сильно зависят от местного бизнеса и не хотят сворачивать деятельность в стране из-за страха финансовых потерь.
Рига, Латвия – Лишь малая часть из сотен фирм, обещавших покинуть Россию с началом военной операции на Украине, сдержала свое слово, о чем сообщают организации, которые следят за этим процессом. Тем компаниям, что замешкались, уходить в итоге стало дороже и сложнее.
Оставшиеся западные фирмы зачастую очень сильно зависят от российского бизнеса. Потери от ухода у них могут перевесить возможный ущерб, который их брендам неизбежно нанесет решение остаться в России. Некоторые компании даже увеличили свою долю на рынке, когда ушли их конкуренты.
Многие фирмы объявили, что сделают паузу или сократят объемы коммерческой деятельности, но полностью ее прекращать не станут. Другие заявили о продаже своих российских активов, но пока не нашли покупателей или пытаются сократить издержки от сворачивания деятельности.
Новость об уходе иностранных фирм создала угрозу усилиям Кремля, направленным на то, чтобы ослабить последствия вооруженного конфликта для россиян. Но поскольку многие компании остались, это подорвало попытки западных стран во главе с США сокрушить экономику России. Они продолжают платить налоги, и эти деньги помогают Москве поддерживать свою военную машину, а россиянам – сохранять прежний комфорт и качество жизни.
"Российские потребители хотят покупать бренды, к которым привыкли, – западные бренды. Большинство не проявляет никакого потребительского патриотизма, – сказал Иван Федяков из консалтинговой фирмы по изучению рынка INFOLine. – Люди знают, что ничто не заменит им BMW, Mercedes и Apple".
Эти две немецкие автомобилестроительные фирмы и американский гигант информационных технологий объявили о прекращении или приостановке продаж и деятельности в России, однако их продукция и товары других западных элитных брендов вполне доступны. В некоторых случаях они проникают в страну в качестве "серого" импорта.
Украинское Национальное агентство по предотвращению коррупции назвало 19 работающих в России иностранных фирм "спонсорами" военного конфликта. Среди них французская сеть супермаркетов "Ашан", американская транснациональная корпорация Procter & Gamble, немецкая фирма оптовой торговли Metro и французская компания косметики Yves Rocher.
Другие больше обещают, чем делают. Одним из примеров является компания Coca-Cola, которая в своей телевизионной рекламе как-то выразила пожелание "научить мир петь в унисон". Coca-Cola заявила о прекращении деятельности в России, однако частично принадлежащая ей швейцарская компания Coca-Cola HBC продолжает продавать в стране "Кока-Колу" и прочие напитки, но под другими названиями.
Конкурент Coca-Cola PepsiCo заявила, что будет производить в России только жизненно важную продукцию, однако включила в этот список картофельные чипсы. А Unilever, выступив с аналогичным заявлением, продает в России мороженое Magnum.
Шведский мебельный гигант компания ИКЕА уходит, но принадлежащие ему торговые центры "Мега" продолжают работать.
Пытаясь устранить последствия, президент Владимир Путин сделал все возможное, чтобы помешать их уходу. Иностранные фирмы должны получать от государства разрешение на продажу активов, а само оно налагает на эти активы арест и запрещает зарубежным банкам и энергетическим фирмам продавать доли без одобрения президента. В декабре Министерство финансов объявило о мерах, в отношении инвесторов из "недружественных стран", которые распродают активы. Среди прочего, оно ввело 50-процентную скидку на цену продажи и 10-процентный налог.
Киевская школа экономики следит за 3141 иностранной компанией в рамках своего проекта Leave Russia ("Уйти из России"). По подсчетам экспертов, страну покинули всего 211 компаний, то есть, менее 7%, хотя о соответствующих планах объявили 468 организацией.
Но 1228 фирм остаются в России, а 1200, несмотря на заявления о приостановке и свертывании деятельности, продолжают заниматься бизнесом в стране или рассматривают различные варианты действий, о чем рассказал директор проекта Leave Russia Андрей Оноприенко. По его словам, открытые акционерные общества, за которыми следит его группа, в 2020 году заплатили в России налогов на 24 миллиарда долларов и получили более 300 миллиардов долларов доходов. Вместе с тем, как признал эксперт, что у многих фирм "нет возможности уйти нормально".
"Есть много компаний, которые ничего не сделали или продолжают выжидать, – сказал Оноприенко. – Военные действия длятся год, и многие фирмы лишились возможности продать свой бизнес. Они будут и дальше нести убытки, потому что в конечном итоге их активы могут быть национализированы или куплены по очень низкой цене".
Швейцарский Университет Санкт-Галлена провел исследование и выяснил, что к ноябрю Россию покинуло менее 9% компаний из ЕС и стран "Большой семерки", которые имеют в этой стране дочерние фирмы.
Йельская школа менеджмента провела свои подсчеты. Из 1600 иностранных компаний и организаций, работающих в России, 1022 покинули ее либо приостановили свою деятельность. 234 продолжают работать, а остальные выжидают или сократили масштабы деятельности. Исследователи при проведении подсчетов использовали различные методики. Киевская школа экономики и Университет Санкт-Галлена сосредоточили внимание на тех компаниях, которые ушли полностью.
"Люди думают, что многие компании ушли, поскольку они объявили об этом решении", – сказал Марк Диксон (Mark Dixon), глава лондонской консалтинговой фирмы по слияниям и поглощениям the1, а также учредитель неправительственной организации, следящей за ведущими компаниями, которые продолжают заниматься бизнесом в России. Он отмечает, что многие организации не выполнили свои обещания об уходе.
Вскоре после начала вооруженного конфликта компания Coca-Cola со штаб-квартирой в Атланте заявила о прекращении бизнеса в России. Швейцарская Coca-Cola HBC (23,2% ее акций принадлежат Coca-Cola) прекратила производство "Кока-Колы" в стране, а в августе переименовала свою российскую "дочку" Coca-Cola HBC Eurasia в Multon Partners.
Эта российская фирма продолжает производство на десяти предприятиях, которые выпускают напитки под маркой "Добрый Cola", а также под другими прибыльными брендами типа Rich и "Моя семья". "Наша основная цель – защитить свои активы и своих людей", – сказал генеральный директор Coca-Cola HBC Зоран Богданович (Zoran Bogdanovic), выступая в этом году на телеконференции, посвященной финансовым итогам деятельности компании.
"Они скрывают реальную ситуацию, – сказал Оноприенко. – Мы видим, что значительную часть доходов они получают в России".
Надо сказать, что самыми популярными брендами колы в российских магазинах в январе и феврале стали "Добрый Cola" (33%) и Coca-Cola (14%), импортируемая из соседних стран. К такому выводу пришла фирма "Продажи.РФ", ее данные приводит российская газета "РБК".
Multon Partners и Coca-Cola Company никак ситуацию не прокомментировали. Coca-Cola HBC сделала краткое заявление, отметив, что ее фирма Multon Partners продолжает работу с целью защиты активов и сотрудников и "выполняет свои юридические обязательства" в сегодняшней "невероятно сложной ситуации".
В московском гипермаркете стоит чешское пиво. Дайте людям пожить, говорит производительНесмотря на то, что чешские пивовары обещали прекратить экспорт в Россию, их пиво продолжает там продаваться, пишет Seznam Zpravy. Пока одни предприниматели не понимают, как их товар попал в "закрытую" страну, другие предпочитают хранить молчание.
19.03.202300
Максимально затруднив компаниям процесс ухода, Путин похвастался, что их решение оставить страну стало настоящим подарком для российского бизнеса.
"Мы видим, как связанные с Кремлем олигархи воспользовались возможностью и по низкой цене скупают самые интересные активы", – сказал Оноприенко.
Диксон признал, что уйти из России "невероятно трудно", особенно тем компаниям, у которых есть предприятия. "Недостаточно просто опубликовать пресс-релиз. Приходится реально продавать. Нельзя просто уйти или разобрать все на кирпичи. Приходится искать заинтересованного покупателя, – сказал он. – Однако некоторые компании намеренно тормозят процесс".
ИКЕА, пользовавшаяся популярностью у российского среднего класса, принадлежит шведской компании Ingka Group. Вскоре после начала российской военной операции она остановила производство и продажи. Но у Ingka в России есть другая компания – Mega, и 14 принадлежащих ей торговых центров продолжают работать. Фирма в своем заявлении отметила, что делает это, дабы "люди могли покупать необходимые им вещи".
ИКЕА лишь недавно получила у российского правительства разрешение на продажу местным компаниям четырех своих мебельных фабрик – процесс его оформления оказался очень долгим. "Эта медлительность с активами превратилась в самосбывающееся пророчество, – сказал Диксон. – ИКЕА медлила с продажей своих фабрик и дождалась, что российские правила и нормативы продажи чрезвычайно усложнились".
Уйти сложно. На четвертый день после начала конфликта на Украине об уходе из России объявила компания Shell. Позже она оставила свою почти 27,5-процентную долю в предприятии СПГ "Сахалин-2" на Дальнем Востоке, потеряв 1,6 миллиарда долларов. Однако в этом месяце одна российская газета опубликовала неподтвержденное сообщение, что Путин вдруг дал компании разрешение репатриировать за рубеж 1,2 миллиарда долларов от продажи доли в российской фирме "Новатэк". Shell комментировать это событие не стала.
Компания PepsiCo приостановила производство напитков "Пепси-Кола", "Миринда" и "Севен-Ап", но продолжает выпуск "жизненно важных" товаров, таких как молочная продукция, исходя из "гуманитарных соображений". "Компания не упомянула, что два ее предприятия в России продолжают выпускать картофельные чипсы, – сказал Диксон. – Если чипсы — это жизненно важный товар, то какие продукты таковыми не являются?"
Компания Unilever, заявившая, что остается в России только ради производства жизненно важных продуктов питания и гигиены, в 2022 году получила в России 2% от общего объема своей чистой прибыли. Среди прочего, она продолжает продавать в стране мороженое. В феврале компания сообщила, что в случае ухода государство конфискует ее активы.
"Но даже если они продадут свои активы, вывести деньги из страны им не удастся, – сказал Федяков из INFOLine. – Российское правительство по сути дела взяло их в заложники".
Свой материал для статьи предоставили Франческа Эбель (Francesca Ebel) и Наталья Аббакумова (Natalia Abbakumova)