Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украина предпринимает наивные попытки добиться от Польши снятия ограничений на экспорт своей сельхозпродукции, пишет "Европейська правда". Однако единственная роль для Киева в сложившейся ситуации – быть шутом или мальчиком для битья.
Публикуем точки зрения на внутренние польские предпосылки зернового конфликта с Украиной.
1. О запрете ввоза и транзита украинской аграрной продукции объявил Ярослав Качиньский на предвыборной встрече руководящей партии "Право и справедливость", перед которой предстоят трудные парламентские выборы, запланированные на осень. От этих выборов зависит, будет ли партия и дальше править единолично. Или даже будет ли править вообще.
Показательный момент: Ярослав Качиньский никогда не озвучивает технические решения, но почти всегда – политические, и вопросы, касающиеся выборов.
2. Недовольству польских аграриев политикой "Права и справедливости", по меньшей мере, несколько лет. Почему так произошло? Польское фермерство, в отличие от огромных украинских латифундий, представляет собой малых и средних производителей, которых, во-первых, много, и которые, во-вторых, значительно больше страдают от колебаний рыночной инфраструктуры.
"Право и справедливость" принесли в экономическую и сельскохозяйственную политику волюнтаризм, коррупцию и тенденцию к монополизации. Все это усилили пандемия и конфликт на Украине.
3. Недовольство из-за украинского зерна в польском селе продолжается с лета прошлого года. Когда Польша лоббировала на европейском форуме транзит украинского зерна, она сама не подумала о складах, путях и своих возможностях. Это очень типично для "Права и справедливости": делать красивые заявления или вести романтическую борьбу, но не думать о логистике.
Такая политика рано или поздно приводит к появлению системных проблем. Так случилось и с зерном.
4. Когда украинское зерно год назад прибывало в Польшу, оно начало "растворяться" в приграничных регионах и очень быстро заполнило местные зернохранилища. Как следствие, у производителей зерна его просто прекратили покупать. Поэтому неудивительно, что производители очень быстро поняли, о чем идет речь.
Но вряд ли здесь была виновата Украина, ведь такими вещами стали заниматься мощные игроки на польском рынке. И эти игроки, как оказалось, были близки к "Праву и справедливости". Вероятно, именно поэтому партия власти просто игнорировала предыдущие протесты аграриев – свои на этом зарабатывали.
5. Попробуйте посмотреть глазами польского производителя. В прошлогодний сезон цены на удобрения выросли многократно, цена топлива также поднялась. А после уборки урожая оказалось, что цены на зерно, наоборот, снижаются. И у тебя его вообще никто не хочет покупать потому, что вокруг все занято зерном из Украины.
6. На протяжении зимы и ранней весной фермерские протесты и возмущение польского села разрослись настолько, что "Право и справедливость" уже не могла этого проигнорировать. "Право и справедливость" является единственной политической силой для польского села, другие "городские" партии здесь не имеют больших достижений, поэтому без села ей не выиграть.
Поэтому Качиньский выходит и объявляет полный бан украинской продукции. Уверяет, что государство будет покупать зерно, устанавливает минимальную цену закупок. Но это абсурд – потому что деньги (облигации) напечатать можно, но куда девать само зерно?
7. Все это – игра на публику, причем именно ту публику, которая должна избирать "Право и справедливость". Оказать влияние на рынок уже невозможно – в Польше слишком много украинского зерна. Более того, речь идет не только о локальном, но и о глобальном рынке, где зерно, как и нефтяные продукты, дешевеет. На это уже не повлияешь никаким количеством польских облигаций.
8. Украинская сторона, по всей вероятности, имеет какую-то искреннюю веру в переговоры с Варшавой. Это наивность. Идет агрессивная играна внутреннюю публику, в которой речь идет не о результате, а о процессе. Единственная роль для украинской стороны на данном этапе – быть шутом или мальчиком для битья. Но вряд ли в такое стоит играть. На Варшаву нужно давить через Брюссель.
9. Год назад Польша была первой, кто заявлял, что хочет быть хабом для украинской аграрной продукции. Однако теперь Варшава первой опускает перед ней шлагбаум. Из этой ситуации надо сделать несколько выводов.
Во-первых, в политике нельзя впадать в мифоманию "товарищей по оружию", "больших братьев" или "надежных партнеров".
Доверие – вещь прекрасная, но не надо быть заложниками мифов. А такое в отношениях между Киевом и Варшавой бывало часто.
Во-вторых, не игнорировать волюнтаризм Варшавы в ее декларациях.
Да, они могут нравиться (типа "пришлем F-16 украинцам"), но не является ли это такой же хайповой игрой на публику, как с зерном – с той разницей, что Украина в ней – на хорошей стороне? И что именно подразумевается об этой игре?
И наконец, в-третьих, антиукраинская фракция в Польше никуда не исчезла (также и в "Праве и справедливости"). После двадцать четвертого февраля 2022 года она ищет для себя идеи и сейчас как раз готовит соответствующие тезисы. Мол, польское общество, бесспорно, привыкло к конфликту, сочувствует военным в Артемовске: да, но это "там", далеко, они так или иначе будут драться, но нас больше беспокоит другое.
Антиукраинская фракция играет именно на то, чтобы отделить этот конфликт от поляков, а отделив, начать обвинять в ней и в совокупности других проблем украинцев.
Поэтому не стоит удивляться, если весенний польский политический сезон будет вращаться вокруг украинского зерна, а уже летом придет время вспомнить о восьмидесятой годовщине Волынского преступления.
Календарь уже прописан. Хотелось бы знать, готов ли у Украины ответ на него.
Автор: Игорь Исаев