Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
"Ордер на арест" Путина от Международного уголовного суда (МУС) в Гааге пока не вызвал никакой активности в мире, кроме одной страны – ЮАР, пишет Le Point. Там запланирован на август саммит БРИКС, на который приглашен российский президент. Но в свое время Южная Африка подписала Римский статут МУС.
"Нация радуги", как называет себя ЮАР из-за своего расового разнообразия, должна провести саммит БРИКС в августе 2023 года. В этой ситуации будучи подписантом статуса Международного уголовного суда (МУС), она должна будет арестовать президента Владимира Путина.
Трудность в том, что ЮАР не хотела бы никоим образом выражать неуважение к России. Это то, что власти страны повторяют с тех пор, как 17 марта 2023 года Международный уголовный суд (МУС) выдал ордер на арест Владимира Путина. "Некоторые силы не хотят, чтобы у нас были хорошие отношения со старым историческим другом [Россией]", — заявила в четверг министр иностранных дел Наледи Пандор во время встречи с министром природопользования и экологии России Александром Козловым. "Но мы ясно дали понять: Россия — друг [...], мы не можем вдруг стать врагами по требованию других стран".
Тем не менее международный ордер на арест появился в неудачный для ЮАР момент: он впервые выдан в отношении лидера ядерной державы и страны, которая является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Выдан в тот момент, когда Южная Африка планирует принять у себя этого лидера в августе 2023 года на саммите БРИКС, где соберутся руководители Китая, России, Бразилии и Индии. У ЮАР прекрасные отношения с Россией, но получается, что, согласно Римскому статуту МУС, Владимир Путин должен быть арестован, если он прибудет на территорию ЮАР.
"Одно можно сказать наверняка: Южная Африка не собирается арестовывать Владимира Путина", — говорит Питер Фабрициус, южноафриканский внешнеполитический аналитик. Близкая к России, в том числе из-за своих исторических связей с СССР, Южная Африка, бывший член движения неприсоединения, предпочла не принимать чью-либо сторону в конфликте на Украине. Вместе с несколькими другими странами-друзьями России ЮАР воздержалась при голосовании Генеральной Ассамблеи ООН по украинскому вопросу.
И вот, в течение нескольких недель правительство ЮАР консультируется с юрисконсультами, чтобы найти законный способ обойти свои обязательства перед МУС. Но по мнению Анжелы Мудукути, юриста по международному уголовному праву, "законной альтернативы нет". Она даже цитирует некий закон, по которому "Южно-Африканская Республика обязана арестовывать лиц, разыскиваемых МУС". Внесение поправок в закон или выход из МУС — слишком долгие процедуры и завершить их до августа не удастся.
По словам Питера Фабрициуса, наиболее вероятным сценарием остается то, что Южная Африка попросит Владимира Путина не приезжать. "Проходят обсуждения по поводу проведения саммита в онлайн-формате или его переноса в другую страну. Владимир Путин также мог бы прислать своего представителя вместо себя". Но это решение не нравится пророссийски настроенным членам правительства. "Они рассматривают этот ордер на арест как вмешательство Запада. Они не хотят просить Путина не приезжать и опасаются, что просьба к нему не приезжать отрицательно скажется на отношениях с Россией и другими членами БРИКС".
Прецедент 2015 года: суданский лидер Омар аль-Башир избежал ареста
Но у Запада остается одно сомнение: а что, если ЮАР повторит свое неповиновение 2015 года? Тогда она принимала президента Судана Омара аль-Башира по случаю саммита Африканского союза, несмотря на ордер МУС на его арест.
"Это имело серьезные последствия", — вспоминает Анжела Мудукути, занимавшаяся этим делом. На самом деле, тогда правительство нарушило не только свои международные обязательства, но и собственное законодательство, содержащее положения Римского статута". Далее женщина-юрист продолжает: "Отметив, что Омар аль-Башир не был арестован сразу по прибытии, суд ЮАР вынес решение о его аресте. Но правительство ЮАР тогда позволило Омару аль-Баширу беспрепятственно покинуть страну. Выходит, правительство проигнорировало не только закон, но и постановление суда своей собственной страны об аресте президента Судана. Был нанесен серьезный удар по правовому государству".
Затем правительство ЮАР передало дело в Кассационный суд на том основании, что оно не могло арестовать президента аль-Башира из-за неприкосновенности главы государства. Аргумент был отклонен: решение правительства было незаконным. "Правительство получило строгий выговор от южноафриканского суда, и для правящей партии было большим позором нарушать закон своей страны, — говорит Питер Фабрициус. — После того, что произошло в 2015 году, правительство больше не может делать вид, что оно чего-то не знает".
Торговое соглашение с США под угрозой
Если руководство ЮАР все же решится на вторую такую громкую пощечину МУС, это может навредить отношениям с западными странами, основными торговыми партнерами ЮАР. По данным EU Trade, в 2022 году на Европейский союз, США и Великобританию приходилось 35,5% экспорта страны по сравнению с 0,23% экспорта, предназначенного для России. Западные инвестиции в ЮАР также несравнимы с российскими. Нерешительность южноафриканских властей рискует подорвать прежде всего торговое сотрудничество с США. В то время как нейтралитет Южной Африки и ее особая дружба с Россией уже заставляют страну дяди Сэма скрежетать зубами. Она может отказаться от выгодного торгового соглашения Agoa (Закон о росте и возможностях Африки), если ЮАР продолжит занимать все более пророссийскую позицию. Эта программа, которая позволяет Радужной нации беспошлинно экспортировать товаров на миллиарды долларов ежегодно, может быть отменена Конгрессом США во главе с республиканцами, недоброжелательно настроенных к друзьям России.
В довершение всего саммит лидеров США и Африки, запланированный в ЮАР сразу после саммита БРИКС, теперь под вопросом. Зная о недовольстве американцев, южноафриканское руководство направило делегацию в США, чтобы объяснить свою позицию и ослабить напряженность.
Легитимность МУС снова под вопросом
Ордер на арест возобновил в ЮАР дебаты о возможном выходе из Международного уголовного суда, но выход из соглашения с МУС все же маловероятен. Мало того, что это невозможно сделать до начала саммита БРИКС, но, прежде всего, правительство только что подтвердило свою связь с судом. Хотя законопроект о выходе из МУС обсуждается со времен визита Омара аль Башира, правящая партия "Африканский национальный конгресс решила окончательно только на национальной конференции в декабре 2022 года. Законопроект был отозван 10 марта, всего за семь дней до выдачи ордера на арест Путина.
Однако это не мешает критике в адрес МУС, регулярно обвиняемого в избирательности, за то, что он не ставит под сомнение действия западных стран. "В мире было много конфликтов, и в них часто были вовлечены самые могущественные страны. (Имеются в виду США, Британия, Франция.) Но их лидеров не обвиняют, не критикуют. А когда по ответственности этих лидеров возникают вопросы, ответ готов — мол, страна не являются членом МУС и не подписала Римский статут, так что отстаньте от нас", — сообщила министр иностранных дел ЮАР Наледи Пандор в интервью южноафриканской газете Sunday Times. А потом добавила: "Кстати, эти же [западные] силы вдруг активизировались, когда речь зашла о Путине. Вот если бы МУС выдал ордер на арест ответственности в их стране, они бы этого не допустили".
123 страны мира являются участниками Римского статута МУС. ЮАР была первой африканской страной, подписавшей его в 1998 году (ратифицировала в 2000 году). Ни США, ни Россия, ни Индия, ни Китай его не ратифицировали.
Автор: Жозефин Клекнер (Joséphine Kloeckner)