Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Доллар близок к краху: сейчас на его долю приходится менее половины мировых валютных резервов, пишет FT. Процесс ускорился после того, как США решили продемонстрировать власть над мировой финансовой системой, основанной на долларе, и использовать ее против России.
На долю доллара сейчас приходится менее половины мировых резервов
Мы обычно скептически относимся к разговорам о кончине доллара, поскольку американская валюта оказывает мощнейший сетевой эффект. Но Стивен Джен (Stephen Jen) в своей последней записке поднимает несколько интересных вопросов.
Джен — хорошо известный валютный аналитик. Работая в Morgan Stanley, он разработал знаменитую теорию "улыбки доллара", согласно которой американская валюта чувствует себя хорошо, когда экономика либо очень сильна, либо слаба. Сейчас он управляет деньгами в компании Eurizon SLJ и время от времени публикует замечательные аналитические статьи об иностранной валюте и валютных рынках.
В своей очередной записке он утверждает, что американский доллар потерпел сокрушительный крах в качестве резервной валюты, и этот процесс ускорился после того, как Вашингтон решил продемонстрировать свою власть над основанной на долларе мировой финансовой системой и использовать ее против России.
Джен посчитал, что, если сделать поправку на ценовые изменения, доля доллара среди официальных мировых резервных валют уменьшилась с 73% в 2001 году до 55% в 2021.
А в прошлом году она опустилась до 47%.
Вот что он пишет:
Американский доллар теряет свою долю рынка в качестве резервной валюты гораздо быстрее, чем принято считать. После устойчивого уменьшения его доли на мировом рынке за последние два десятилетия в 2022 году эта доля сокращалась в 10 раз быстрее. Аналитики не сумели обнаружить эту серьезную перемену, потому что они рассчитывают номинальную стоимость долларовой наличности центробанков без учета изменений в цене доллара. Если же сделать поправку на эти ценовые изменения, то доллар, согласно нашим расчетам, с 2016 года потерял 11% своей доли рынка, а с 2008 года в два раза больше.
Но прежде чем писать в Твиттере о том, что США необходимо переходить на биткойн, чтобы не утратить свою значимость, следует рассмотреть несколько важных нюансов.
Во-первых, разговоры о превращении доллара в оружие опровергаются тем обстоятельством, что наибольшую выгоду получают иена и евро. Их доля на рынке резервных валют с поправкой на цены в 2022 году выросла на 5%. Эти страны с готовностью присоединились к антироссийским санкциям.
Пожалуй, евро выигрывает от существующей в Европе неопределенности в том, всегда ли континент будет следовать за Америкой в этих вопросах (он не пошел за ней, когда при Трампе ввели санкции против Ирана). В конце концов, самые большие резервы в мире у Китая, и недавний непродуманный дипломатический гамбит Макрона дал Пекину возможность почувствовать себя увереннее с евро.
Еще две страны подняли флаг против доллара!Еще в 2017 году президент Турции выступил с призывом осуществлять торговлю в нацвалютах и, как видно, подал пример для всего мира, пишет Haber7. Главы Бразилии и Франции в последнее время тоже выражают необходимость дедолларизации, что говорит о глобальном отказе от американских банкнот.
20.04.202300
Но для обладающих большими резервами центробанков других стран это слабое утешение. Более того, будет ли вам намного комфортнее, скажем, с юанем? Даже если бы юань был полностью конвертируемым и ликвидным, неужели у вас возникла бы непоколебимая уверенность, что Пекин будет действовать более законно, чем Вашингтон? Доллар по-прежнему наименее грязная рубашка из шкафа.
Как подчеркивает Джен, есть две причины могущества доллара: это то, что он является предпочтительной резервной валютой, и что его чаще всего используют в мировых финансах и торговле. "Инвесторы не должны приходить в замешательство из-за этих двух очень разных причин", — говорит он.
Глобальный Юг уже не хочет держать долларовые активы, но у него нет возможности отказаться от доллара как от международной валюты, особенно когда надо проводить финансовые операции. У нас есть подозрение, что будет очень трудно преодолеть мощный сетевой эффект, лежащий в основе статуса доллара как международной валюты.
Чтобы свергнуть доллар с пьедестала, нужно развитие и стабильность на различных финансовых рынках. Если финансовые рынки за пределами США могут преуспевать (увеличиваясь в размерах, становясь более энергичными, но сохраняя свою устойчивость) и если в США произойдет нечто прямо противоположное, то доллару вполне может прийти конец. Но такая опасность, на наш взгляд, минимальна, хотя тенденция идет в этом направлении.
Вот несколько фактов в подтверждение. Банк международных расчетов в своем последнем валютном анализе, проводимом раз в три года, указывает, что доля американского доллара в общем объеме оборота валюты увеличилась с 85% в 2010 году до 88% в прошлом. В мировых финансах он точно так же занимает господствующее положение.
Конечно, можно возразить, что это в большей степени отражение того, что американская валюта полностью доминирует в мировой торговле реальными товарами и ценными бумагами. Вполне логично хранить заначку на черный день в той валюте, в какой вы берете кредиты и делаете покупки.
Однако Джен утверждает, что США не следует себя обманывать, так как ситуация может измениться, причем быстрее, чем может себе представить Вашингтон.
Преобладающее мнение о том, что в неизменности положения доллара как доминирующей резервной валюты не следует сомневаться, — это проявление благодушия и самоуспокоенности. Но при этом доллар по-прежнему обладает существенными сетевыми преимуществами как международная валюта, в основном благодаря своим огромным, ликвидным и неплохо функционирующим финансовым рынкам. Но эти условия могут претерпеть изменения, потому что они существуют не по предопределению. Если США будут допускать больше ошибок и откажутся от культуры самоанализа, вполне может наступить время, когда остальной мир станет всячески избегать доллара. И, наконец, инвесторы должны понять и должным образом оценить следующее. Да, Глобальный Юг не в состоянии полностью отказаться от использования доллара, но значительная его часть уже не хочет им пользоваться.