Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Мир за пределами Запада не считает конфликт на Украине ни игрой с высокими ставками, ни борьбой между добром и злом, пишет Newsweek. Он заинтересован в его прекращении с помощью дипломатии. Но Киев и "Семерка" посчитали такой вариант развития событий неуместным.
США и их союзники по "Семерке" завершили встречу министров иностранных дел в японском городе Каруизава нотой силы и единства. Глава японского МИДа и один из организаторов встречи Ёсимаса Хаяси похвастался на заключительной пресс-конференции ее успехом, подчеркнув, что "сила солидарности между министрами иностранных дел "Семерки" достигла невиданного прежде уровня".
Совместное коммюнике группы охватило множество тем, вызывающих мировую озабоченность — от ближневосточного мирного процесса и Тайваня до перемены климата и экономической безопасности. Но первой в этом списке все же значилась Украина. Решительно осудив Россию за нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины, "Семерка" вновь подтвердила свою решимость поддерживать Киев "сколь угодно долго, а также оказывать незыблемую помощь в сфере безопасности, экономике и политике, чтобы помочь Украине защитить себя, обеспечить свободное и демократическое будущее и сдержать дальнейшую российскую агрессию".
Фраза "столько, сколько потребуется" оказалась не случайной фигурой речи. С начала конфликта 14 месяцев назад администрация Байдена уже употребила ее бессчетное количество раз — отчасти, чтобы убедить Россию, что затягивание конфликта не в ее интересах. Помимо того, что США помогают украинской армии вернуть как можно бóльше территорий, Джо Байден еще прошлым летом заявил, что одна из целей Вашингтона — превратить путинские боевые действия в "стратегический провал" России. США рассчитывают не только на победу Украины, но и на то, что российская военная мощь атрофируется до такой степени, что другие потенциальные агрессоры поймут, что затевать захватнические войны бессмысленно.
Однако основная часть остального мира не считает конфликт на Украине ни игрой с высокими ставками, ни борьбой между добром и злом. США и бóльшая часть Европы предпочитают однозначное поражение России и делают все возможное, чтобы как можно скорее развернуть тяжелые сухопутные системы, которые помогут надвигающемуся контрнаступлению Киева и сокрушат окопавшиеся российские позиции на востоке. Но страны за пределами западной орбиты заинтересованы не столько в том, чтобы Россия вышла из конфликта с позором, сколько в том, чтобы поскорее его закончить. Это само по себе не новость: страны наподобие Индии, Южной Африки и Индонезии уже на раннем этапе заявили, что предпочитают переговорное решение. Однако украинские войска после нескольких месяцев обороны готовятся к наступлению, и искушение прекратить боевые действия становится все сильнее.
Среди лидеров, предпочитающих нейтралитет, оказался президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. Он отклонил просьбы Вашингтона и Киева отправить Украине бронетехнику, самолеты, системы ПВО и минометные снаряды, поскольку этот шаг пойдет наперекор традиционной внешней политики Бразилии держаться подальше от конфликтов в других регионах. Лула понимает, что если он согласится предоставить военную помощь, авторитет Бразилии как беспристрастного посредника будет подорван. Для Лулы это вопрос не только принципа, но и личной гордости — он мечтает стать лидером, который усадит Россию и Украину за стол переговоров. Лула активно формирует коллектив сторонников мира из стран, не участвующих в конфликте. В некотором смысле это похоже на дипломатическое предложение Мексики с прошлогодней сессии Генеральной Ассамблеи ООН, по которому посреднические усилия генсека ООН поддержит группа стран высокого уровня за диалог и мир на Украине. Киев решительно осудил идею Мексики, и предложение Лулы наверняка ждет та же участь.
Свою дипломатическую помощь также предложил Ирак. В ходе визита министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы в Багдад на этой неделе его иракский коллега Фуад Хусейн заявил, что его страна "готова служить делу мира". В прошлом аналогичные комментарии делал премьер-министр Индии Нарендра Моди, а главы африканских государств привычно подчеркивают необходимость переговоров всем, кто готов их слушать. В феврале свою версию мирных принципов опубликовал Китай: предложение Пекина подразумевает прекращение огня в рамках дипломатического соглашения.
Однако Украина и ее западные партнеры отвергли их как неуместные и даже контрпродуктивные. Особенно резкой стала реакция на китайскую инициативу, которую, откровенно говоря, нельзя назвать серьезным мирным планом. Но если контрнаступление Украины застопорится или окажется скромнее, чем предполагалось (а на это указывают утечки американской разведки), США уже не смогут столь же безоговорочно отвергать призывы к дипломатии. За пределами Запада конфликт и без того вызывает раздражение, и нет сомнений, что члены ООН предпочли бы сосредоточиться на других насущных вопросах и гуманитарных проблемах, которые отошли на второй план в результате боевых действий на Украине. Большинство стран мира хотят двинуться дальше, даже если это будет означать, что Россия оставит за собой часть украинской земли в обмен на то, что пушки умолкнут.
В самый разгар борьбы за существование украинцы считают эту идею совершенно постыдной. Позиция президента Украины Владимира Зеленского с развитием конфликта становится все более "ястребиной", и не видно ни намека на компромисс.
Однако формула "земля в обмен на мир" витает в воздухе, и Киеву придется выслушивать ее все чаще, если его контрнаступление сядет на мель (а пока этот вопрос открыт).
Дэниел Депетрис — научный сотрудник центра "Приоритеты обороны" и международный обозреватель The Chicago Tribune